Урок в 5 классе "Решение задач по теме "Прямоугольный параллелепипед"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Учащиеся на данном уроке учатся применять знания о прямоугольнике и прямоугольном параллелепипеде, применять умения находить площадь прямоугольника и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению практико-ориентированных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике
ФИО учителя: Куценко Ольга Владимировна
Предмет | математика |
Тема | Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед» |
Тип урока | применение знаний на практике |
Участники | обучающиеся 5 класса |
Цели | Обучающая: - привести учащихся к пониманию применения знаний о прямоугольнике и умений вычислять его площадь, применения знаний о прямоугольном параллелепипеде и умений вычислять площадь его поверхности к ситуациям реальной жизни; Развивающая: - развитие у обучающихся математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; Воспитательная: - воспитание устойчивого интереса к математике, воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. |
Дидактические задачи занятия | Обучающие: - формирование умений и навыков учащихся применять формулы нахождения площади прямоугольника и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению задач практического содержания; Развивающие: - развитие внимания, памяти, мышления, речи учащихся; - развитие логического мышления, пространственных представлений обучающихся; - развитие умений анализировать, сопоставлять, формулировать выводы; - развитие познавательного интереса к предмету. Воспитательные: - воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу, уважения к другому мнению; - воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении заданий; - вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность. |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | Предметные: уметь определять понятие прямоугольного параллелепипеда, поверхности прямоугольного параллелепипеда. Уметь находить площадь прямоугольника, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Метапредметные: Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; использовать математический язык. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать на уроке по коллективно составленному плану; высказывать свое мнение. Личностные УУД: способность к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, необходимость приобретения новых знаний. |
Основные понятия | Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед. Грань. Рёбра. Поверхность. Площадь прямоугольника. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда |
Ресурсы | -Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Математика», 5 класс. Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд); - презентация к уроку, - карточки с задачами |
Формы работы учащихся | И индивидуальная, фронтальная, практикум |
Необходимое техническое оборудование | компьютер учителя, проектор, интерактивная доска |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. ФО УД | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие учителя. Организация внимания обучающихся. Учитель: Прежде, чем приступить к теме нашего сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить, а что мы изучали на прошлых уроках. (Обращает внимание учащихся на раннее изученные темы). | Настраиваются на урок. Вспоминают и называют раннее изученные темы. | Личностные УУД: мотивация учения Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Актуализация знаний обучающих-ся. | Организовывает самостоятельную индивидуальную работу учащихся, хорошо занимающихся по математике, на карточках, и фронтальную устную работу остальных учащихся. Учитель: Теперь проверим, что вы запомнили с прошлых уроков. У некоторых ребят на столах лежат карточки с задачами (приложение №2). Вы можете приступить к работе, оформляя решения прямо на карточке. Остальные ребята работают со мной устно (приложение №1, слайды №1 - №3).
Устная работа: 1. Среди указанных формул выберите ту, с помощью которой можно найти площадь прямоугольника. Объясните свой выбор. P = 2(a + b) S = v · t t = S : v S = a · b v = S : t S = 4a 2.Найдите площадь закрашенной фигуры. 12см а) б) 12см 4см 12см 3см в) 4см 3.Исключите лишние предметы и объясните, почему. | Некоторые учащиеся (хорошо занимающиеся по математике) работают самостоятельно на карточках, остальные работают устно. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь слушать и понимать речь других Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение Личностные УУД: способность к адекватной самооценке (выполню или не смогу) |
Формулирование темы и постановка цели урока | Создание проблемной ситуации. Диалог, направленный на формулирование проблемы. Формулирует с помощью учащихся тему и цель урока, приложение №1 слайд №4. Учитель: Итак, многие предметы, объекты окружающего нас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как можно применить знания о прямоугольнике, прямоугольном параллелепипеде, умения находить площадь прямоугольника, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению жизненных задач, например: сколько нужно половой краски, сколько нужно обоев и др. | Формулируют цели урока Записывают в тетрадях дату и тему урока. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь слушать и понимать речь других Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение |
Применение знаний, умений и навыков при решении практических задач Физкультминутка | Организовывает работу учащихся по решению практико-ориентированных задач, корректирует фронтальную работу учащихся над анализом задач, оформлением решения задач. 1. Надо покрасить пол в комнате. Расход краски на 1м² - 120г, комната имеет размеры 5м и 4м. Сколько потребуется краски? (приложение №1 слайд №5) - Что вы можете сказать про пол? -Что значит «расход краски на 1м² - 120 г»? -Что значит «комната имеет размеры 5м и 4м»? 2. В квартире 5 дверей. Ширина каждой двери 1м, высота – 2м. Сколько потребуется белил, чтобы покрасить двери с двух сторон, если на 1м² поверхности требуется 110г белил? (приложение №1 слайд №6) Проводится физминутка 3.Папа решил обновить комод, покрыв его снаружи лаком, кроме дна. Размеры комода 100см, 60см, 90см. Сколько потребуется лака, если на 1дм² требуется 2г лака? (приложение №1 слайд №7) 4. Надо оклеить комнату с одним окном и дверью обоями от пола до потолка. Длина комнаты 5м, ширина – 4м, высота – 3м. Площадь окна 3м², площадь двери 2м². Обои продаются целыми рулонами, 1 рулон на 10м². Сколько потребуется рулонов обоев? (приложение №1 слайд №8) | Участвуют в анализе задач, отвечают на вопросы по алгоритму (алгоритм работы над текстовой задачей есть у каждого ученика - приложение №2): -В задаче говорится о комнате, в которой нужно покрасить пол. - Пол имеет форму прямоугольника. -Главный вопрос задачи – сколько потребуется краски, чтобы покрасить пол. -В задаче известно, что расход краски на 1м² - 120г. -Это означает, что на каждый квадратный метр требуется 120г краски. -Ещё в задаче известно, что комната имеет размеры 5м и 4м. -Это означает, что длина комнаты 5м, а ширина 4м, т.к. комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а пол форму прямоугольника. -В задаче неизвестна площадь пола, то есть, сколько квадратных метров поверхности нужно покрасить, и по условию задачи краску используют на единицу площади; 1м² это единица измерения площади. -Площадь пола можно найти, зная его длину и ширину. Оформляют решение задачи в тетрадях, один ученик – на доске. Участвуют в обсуждении и поиске решения следующих задач | Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); формирование интереса к данной теме Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях при решении задач Коммуникативные УУД: Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение, работать на уроке по коллективно составленному плану, умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Подведение итогов урока | Подведение итогов урока, выставление оценок, объявление домашнего задания Учитель: Итак, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на уроке? Откроем учебники и посмотрим домашнее задание – это задача №814. Прочитайте её и задайте вопросы, если что-то не понятно. Организовывает рефлексивную деятельность учащихся. Учитель: Я каждому из вас раздала оценочный лист (приложение №2). Отметьте в нём в каждой строке знаком «+» или «-» то, как вы считаете, научились вы сегодня чему-нибудь или нет. | Формулируют итоги урока, записывают домашнее задание. Читают домашнюю задачу. Задают вопросы, если что-то не понятно по задаче. Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение №2
Карточки для самостоятельной индивидуальной работы учащихся
Алгоритм работы над текстовой задачей
1.Внимательно прочитай условие задачи.
О чём говорится в задаче? Какой главный вопрос задачи?
2. Выясни, уточни смысл, значение непонятных слов, словосочетаний.
3. Что известно в задаче?
Подумай, что означает каждое число в задаче.
4. Запиши кратко условие задачи, нарисуй к ней схему или сделай рисунок.
5. Что неизвестно в задаче?
Подумай, какие данные надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
6. Составь план решения задачи.
7. Запиши решение задачи.
8. Проверь ответ.
Оценочный лист
1. Я умею находить площадь прямоугольника. | |
2. Я понял(ла), как находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |
3. Я научился(лась) находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |
4. Я понял(ла), как находить количество краски, обоев, чтобы что-то покрасить или оклеить обоями. | |
5. Я научился(лась) находить количество краски, обоев, чтобы что-то покрасить или оклеить обоями. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите площадь закрашенной фигуры 12 см 3 см 12 см 4 см 5 см 2 см 12 см 4 см 2 см 3 см
Исключите лишние предметы и объясните, почему.
Решение задач по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Надо покрасить пол в комнате. Расход краски на 1м ² - 120г, комната имеет размеры 5м и 4м. Сколько потребуется краски? 4м 5м 1м ² - 120г ?г
В квартире 5 дверей. Ширина каждой двери 1м, высота – 2м. Сколько потребуется белил, чтобы покрасить двери с двух сторон, если на 1м ² поверхности требуется 110г белил? 1м 1м ² - 110г 2м ? г
Папа решил обновить комод, покрыв его снаружи лаком, кроме дна. Размеры комода 100см, 60см, 90см. Сколько потребуется лака, если на 1дм ² требуется 2г лака? 1дм ² - 2г 100 см 10дм 60см 6дм 90см 9дм
Надо оклеить комнату с одним окном и дверью обоями от пола до потолка. Обои продаются целыми рулонами Сколько потребуется рулонов обоев? S двери = 2м² S окна = 3м² 4м 5м 1 рулон – 10м²
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 8 класс, Решение задач по теме количество теплоты и энергия топлива.
Урок на котором дети сами составляют и решают задачи. После просмотра мультфильма "Девочка со спичками", учащиеся обсуждают каким образом можно обогреть жилище. сколько и какое топливо, лучш...
Открытый урок 7 класс Решение задач
Открытый урок в 7 классе тема: "Решение задач", посвященный конструкторам Великой отечественной войны, в рамках 70-летия победы....
Конспект урока 5 класс "Решение задач на движение"
С учетом современных подходов к математическому образованию возрастает социальная значимость математики, как средства повышения интеллектуального уровня человека; происходит переориентация с увеличени...
Презентация к уроку 10 класса "Решение задач на законы сохранения импульса и энергии"
пример задач и решений...
Открытый урок 9 класс " Решение задач с применением свойств прямоугольного треугольника"
Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку....
Конспект урока 8 класс "Решение задач. Теорема Пифагора. Площадь."
Конспект урока на повторение и обобщение тем: Площадь, Теорема Пифагора. Обобщающий урок перед контрольной работой....
Презентация к уроку 11 класс "Решение задач с практическим содержанием"
Презентация можно использовать на уроках по подготовке к ЕГЭ....