Наглядная геометрия
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа по математике "Наглядная геометрия" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_6_klass.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от « 24 » августа 2016 г. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ /О.Н. Цыбаева/ « 25 » августа 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ«Гимназия№2» ________/И. В. Стародубцева/ Приказ № 01-10-86 « 26 » августа 2016 г. |
Рабочая программа курса
«Наглядная геометрия»
предмет Математика
класс 6
учитель Баюшкина Светлана Николаевна
учебный год 2016 - 2017
г. Заозерный
Пояснительная записка
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6классе составлена на основе:
‒ федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);
‒ авторской программы И.Ф. Шарыгина , рассчитанной на 22 часа в 6 классе, в связи с этим были добавлены 12 часов, большая часть которых была направлена на изучение свойств геометрических фигур, которые пригодятся учащимся в дальнейшем изучении геометрии, а также на творческие задания, которые направлены на повышение интереса учащихся к предмету.
Количество часов: 34 (1ч в неделю)
Обоснование курса: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно ‒ графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно ‒ действенного и наглядно ‒ образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой ‒ может обеспечить достаточный
уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цели курса «Наглядная геометрия»:
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость);
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса «Наглядная геометрия»:
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями;
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач;
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся;
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах;
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
Содержание курса:
1.Первые шаги в геометрии(1ч).
2.Пространство и размерность(2ч)
3.Простейшие геометрические фигуры(3ч).
4.Конструирование из Т(1ч)
5.Куб и его свойства(2ч).
6.Задачи на разрезание и складывание фигур(2ч).
7.Треугольник(4ч).
8.Правильные многогранники(2ч).
9.Геометрические головоломки(2ч).
10.Измерение длины(2ч).
11.Измерение площади и объёма(2ч).
12.Вычисление длины, площади и объёма(2ч).
13.Окружность(2ч).
14.Геометрический тренинг(3ч).
15.Топологические опыты(1ч).
16.Задачи со спичками(2ч).
17.Зашифрованная переписка(1ч).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса:
Изучение курса наглядной геометрии 6-го класса дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
- в личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- выработать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- выработать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- в метапредметном направлении:
- иметь первоначальные представления об идеях и методах геометрии, о средствах моделирования явлений и процессов;
- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических задач;
- уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- в предметном направлении:
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- усвоить практические навыки использования геометрических инструментов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы);
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи;
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур;
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Основными результатами освоения курса «Наглядной геометрии» является выполнение разнообразных творческих заданий, рефератов, докладов и т.д.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 5 КЛАССЕ
№ | Содержание (тема урока) | Виды деятельности | Дата |
1. | Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности. | Знакомство с учебником «Наглядная геометрия» | |
2. | Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. | Самостоятельная работа с книгой. Ответы на вопросы. | |
3. | Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива. | Выполнение практических заданий, коллективная исследовательская работа по учебнику | |
4. | Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. | Фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях, выполнение заданий | |
5. | Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. | Фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях, выполнение заданий | |
6. | Построение и измерение углов. Биссектриса угла. | Практическая работа | |
7. | Конструирование из Т. Творческие работы. | Практическая работа | |
8. | Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. | Фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях, выполнение заданий | |
9. | Куб и его свойства. Развертка куба. | Практическая работа | |
10. | Задачи на разрезание и складывание фигур. Творческие работы. | Творческие работы | |
11. | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. | Практическая работа | |
12. | Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | Практическая работа | |
13. | Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. | Практическая работа | |
14. | Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. | Творческие работы | |
15. | Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. | Практическая работа | |
16. | Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур. | Творческие работы | |
17. | Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. Творческие работы. | Творческие работы | |
18. | Геометрические головоломки. Танграм. | Практическая работа | |
19. | Геометрические головоломки. Стомахион. | Соревнование «Собери фигуру» | |
20. | Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Защита рефератов и докладов. | Коллективная исследовательская работа по учебнику, выполнение практических заданий. | |
21. | Измерение длины. Единицы длины. | Фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях, выполнение заданий | |
22. | Измерение площади. Единицы площади. | Защита рефератов и докладов. | |
23. | Измерение объема. Единицы объема. | Выполнение практических заданий. | |
24. | Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. | Фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях, выполнение заданий | |
25. | Вычисление объема. | Выполнение практических заданий. | |
26. | Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. | Выполнение практических заданий. | |
27. | Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. | Защита рефератов и докладов. | |
28. | Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. | Построение алгоритма действий, выполнение практических заданий | |
29. | Геометрический тренинг. | Выполнение практических заданий. | |
30. | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. | Практическая работа | |
31. | Задачи со спичками. | Выполнение практических заданий. | |
32. | Задачи со спичками. | Творческие работы: «придумай свою задачу» | |
33. | Зашифрованная переписка. | Выполнение практических заданий. | |
34. | Зашифрованная переписка. | Творческие работы: «Метод решетки» |
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник: Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 189 с.
Дидактические материалы:
- Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная газета «Математика», №19-24, 2009.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО «Школьная пресса». Журнал «Математика в школе», №7, 2006.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
Оборудование
- проектор
-экран
- доска
- ПК
- инструменты (циркуль, линейка, треугольник, транспортир)
- наглядное пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония".
Тема занятия кружка по наглядной геометрии 6 класса: " Паркет, геометрия и гармония". Раздел курса: " Симметрия, Бордюры и орнаменты". Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие ...
занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме : "Паркет. Геометрия и гармония"
Материал для проведения занятия кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония". Раздел: "Симметрия." Этот материал можно использовать для проведения внеклассного заня...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"
презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....
занятие по геометрии в 6 классе в рамках проекта "наглядная геометрия"
в рамках проекта предпрофильная подготовка вела уроки по наглядной геометрии. материалы к урокам брала с ...