Урок обобщающего повторения по теме : "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"
методическая разработка по математике (6 класс) по теме

Путь к успеху
комбинированный урок по теме: «Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное (НОД и НОК)»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь к успеху комбинированный урок по теме : Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное (НОД и НОК ). Учитель математики Маргарита Николаевна Кондратьева Великие Луки 2017 год

Слайд 2

УСТНАЯ РАБОТА

Слайд 3

Работаем устно Назовите из данных чисел те, которые являются простыми 25, 13, 27, 45, 29, 1, 14, 17,5, 19, 81,7 13, 29,17,19,7

Слайд 4

Найти НОД и НОК чисел: 5 и 9 6 и 12 3 и 8 7 и 21 11 и 1 24 и 18 Работаем устно НОД= 1 ; НОК= 45 НОД=6 ; НОК=12 НОД=1 ; НОК=24 НОД=7 ; НОК=21 НОД= 1 ; НОК=11 НОД=6 ; НОК=72

Слайд 5

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ

Слайд 6

№ 1. Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора . ПОВТОРЕНИЕ НОД( a ; b )·НОК( a ; b ) = a · b

Слайд 7

№ 2. Найдите НОД и НОК чисел 252 и 264 методом разложения на простые множители. ПОВТОРЕНИЕ

Слайд 8

№3. Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом : а ) 18 и 45 ; б) 8 и 27 ; в) 12 и 60 . ПОВТОРЕНИЕ

Слайд 9

№3. Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом : а ) 18 и 45 ; б) 8 и 27 ; в) 12 и 60 . а) Удобнее решать методом разложения на простые множители 18 = 2·3·3 ; 45 = 5·3·3 НОД(18;45)=3·3=9 ; НОК(18;45) = 2·3·3·5 = 90 б) НОД(8;27) = 1 НОК(8;27 ) = 8*27=216 в) ( 60 делиться на 12 ) НОД(12;60) = 12 ; НОК(12;60) = 60 ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Слайд 10

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ НОД и НОК РЯДОМ С НАМИ

Слайд 11

Помогут ли спортсмену на соревнованиях знания о НОК и НОД?

Слайд 12

Задача Толя и Коля друзья. Толя любит математику, а Коля физкультуру, поэтому задачи решает быстрее Толя, а бегает быстрее Коля. Мальчики участвуют в забеге на 5 км. Через каждые 600 м от старта стоит наблюдатель, а через каждые 800 м от старта можно попить воды. Коля останавливался два раза, чтобы попить воды, а затем задать вопрос наблюдателю. Толя тоже останавливался пил воду и задавал вопрос. Однако к старту первым пришел Толя. Как такое могло произойти, если Коля бегает чуть быстрее Толи?

Слайд 13

Два! Нам с места нужно встать! Три! Пять! Р уки вверх поднять! Семь! Одиннадцать! П ереносим вес на пятки! Тринадцать! Семнадцать! С оединить лопатки! Вместе говорим: «УРА»! Число девятнадцать назвать нам пора! Тело расслабилось, все мы здоровы И математикой заняться готовы! Физкультминутка

Слайд 14

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ НОД и НОК РЯДОМ С НАМИ СТРАНИЦА ИСТОРИИ

Слайд 15

1742 1937 Каждое нечётное число, большее 5, можно представить в виде суммы трёх простых чисел . Каждое чётное число, большее двух, можно представить в виде суммы двух простых чисел .

Слайд 16

1937 год Иван Матвеевич Виноградов доказал, что любое достаточно большое нечётное число может быть представлено в виде суммы трёх простых. Показал, что почти все чётные числа представимы в виде суммы двух простых чисел. Спустя почти 200 лет …

Слайд 17

1 вариант Представить нечётное число 21 в виде суммы трёх простых чисел. По следам доказательства 2 вариант Представить чётное 34 число в виде суммы двух простых чисел.

Слайд 18

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ НОД и НОК РЯДОМ С НАМИ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЭКОЛОГИЯ

Слайд 19

Красная Книга Псковской области

Слайд 20

Найдите наименьшее общее кратное каждой пары чисел , затем впишите букву , соответствующую этому числу , в таблицу . ЗАДАНИЕ 1) НОК(3,12) = О НОК(4;5;8)= П НОК(9;6) = Р НОК(16;12)= Ш НОК(9;15) = Е НОК(8;12)= К НОК(10;20)= Н 12 40 18 48 45 24 20

Слайд 21

24 18 12 20 48 20 45 40 К Р О Н Ш Н Е П

Слайд 22

Красная Книга Псковской области КРОНШНЕП

Слайд 23

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ НОД и НОК РЯДОМ С НАМИ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЭКОЛОГИЯ ПРОВЕРОЧНА Я РАБОТА

Слайд 24

Вариант 1. Вариант 2 . Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом : а) 12 и 18 ; а) 10 и 15 ; б) 13 и 39 ; б) 19 и 57 ; в) 11 и 15 ; в) 7 и 12 . проверочная работа

Слайд 25

Вариант1. а) 12 =2·2·3 ; 18=2·3·3 ; НОД=6 НОК=36 б) т.к. 3 9 делится на 13 НОД = 13 НОК=39 в) 11 и 15 взаимно простые НОД=1 , НОК = 11 ·15 = 165 Вариант 2. а) 10 = 2·5 ; 15 = 3·5 НОД =5 , НОК =30 б) т.к. 57 делится на 19 НОД=19 , НОК=57 в) 7 и 12 взаимно простые НОД = 1 , НОК=7·12=84 Проверь себя Критерии оценки: Каждое правильно решенное задание оцените в 1 балл. 0 б. – оценка «2» 1 б. – оценка «3» 2 б. – оценка «4» 3 б - оценка «5»

Слайд 26

УСТНАЯ Р АБОТА ПОВТОР Е НИЕ НОД и НОК РЯ Д ОМ С НАМИ СТРАН И ЦА И СТОРИИ ЭКО Л ОГИЯ ПРОВЕРОЧНА Я РАБОТА

Слайд 27

Подготовиться к контрольной работе. Творческое задание: привести примеры из жизни, где могут применяться знания по теме «Делимость чисел», в чем они нам помогают. Можно оформить в виде рисунков, чертежей, подобрать текстовые задачи. Домашнее задание

Слайд 28

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png

Слайд 29

Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил … Сегодня на уроке я поставил себе оценку … Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения… Кому , над, чем следовало бы ещё поработать… Продолжите предложение:

Слайд 30

http:// www.pskovkid.ru/2013/04/blog-post_5218.html https:// pptcloud.ru/matematika/nod-i-nok-chisel http:// открытыйурок.рф /статьи/632585 / http:// открытыйурок.рф /статьи/656718 / https://ru.wikipedia.org/wiki/ Виноградов,_ Иван_Матвеевич



Предварительный просмотр:

Путь к успеху
комбинированный урок по теме: «Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное (НОД и НОК)»

Учителя математики :  Кондратьевой М.Н.

Тип урока:  комбинированный .

Цели: формировать умение находить НОД и НОК чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить и закрепить  признаки делимости; простые и составные числа .

Образовательные цели: обобщение знаний в систему: отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел разными способами и выбор наиболее удобного способа; применение полученных знаний для решения задач; умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес к предмету; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний, развивать грамотную устную речь учащихся.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся взаимоуважение,  стремление хорошо учиться,  посредством урока воспитывать отношение друг к другу, прививать , самостоятельность

Задачи:  1)  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «НОД  и  НОК чисел.»;

2) коррекция мыслительных процессов на основе  выполненных упражнений;

3)   развивать  внимание, память, речь, интерес к математике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Ход  урока .

  1. Организационный  момент .  

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости., но я прошу вас работать так же как и всегда на наших уроках: активно и быстро.

Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих  уроках?

(Мы  находили  НОД  и НОК  чисел  разными  способами  и  решали  задачи )

Постановка задачи: Сегодняшний урок я назвала «Путь к успеху!» Нам предстоит преодолеть шесть ступенек на пути к успеху. Чтобы преодолеть каждую ступеньку нам нужно выполнить задания, которые нам помогут как можно лучше усвоить тему НОД И НОК. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема: «НОД и НОК чисел».

2.  Устная  работа .

Первая ступень –устная работа.

  1. Назовите из данных чисел те, которые являются простыми

25, 13, 27, 45, 29, 1, 14, 17,5, 19, 81,7

  1. Найти НОД и НОК чисел:
  • 5 и 9
  • 6 и 12
  • 3 и 8
  • 7 и 21
  • 11 и 1
  • 24 и 18

3.  Актуализация знаний (повторение)

А теперь перейдем к выполнению упражнений.  

( задание записано на доске )  

 

№ 1.  Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора.

Решение: выпишем  делители  меньшего  числа. Почему меньшего?

Д (8) =  1, 2, 4, 8   проверим  являются  ли  эти  числа  делителями  числа  12 ;  проверяем  с  наибольших делителей .

12  не  делится  на  8 ;           12 делиться   на  4

НОД ( 8 ; 12 ) = 4

Выпишем  кратные  большего  числа.  Почему  большего ?

К (12) = 12 , 24 , 36 , 48 , 60 , …  Проверим  являются  ли  эти  числа  кратными  8.  Начнем  с  наименьшего  кратного .

12 не делиться  на  8  ;         24  делиться  на  8

НОК(8;12) = 24

Чему  равно  произведение  НОД  и  НОК  этих  чисел ?   4 · 24 = 96

А  чему  равно  произведение  чисел  a  и  b  ?    8 · 12 = 96

Какой сделаем  вывод :  НОД(a ; b)·НОК(a ; b) = a · b .

№ 2.  Найдите  НОД  и  НОК  чисел  252  и  264  методом  разложения  на  простые  множители .

Решение :

252   2             264   2                   Признак  делимости  на 2 .

126   2             132   2                   Признак  делимости  на  3.

 63   3                66   2

 21   3                33   3

   7   7                11   11

   1                       1

 

252 = 2²·3²·7              264= 2³·3·11

НОД(252 ; 264) = 2²·3 = 12  С  какими  показателями мы берем степени ?  с  наименьшими .

НОК(252;264) = 2³·3²·7·11= 5544  С  какими  показателями мы берем степени ?  с  наибольшими .

Выполнение  упражнений  с  самопроверкой  по  эталону .

Задание:  Найдите  НОД  и  НОК чисел наиболее  удобным  способом :  

а)   18  и  45  ;   б)  8 и  27  ;  в)   12  и  72 . 

На  задание  дается  5  мин.

  Каким способом удобнее решать каждое упражнение?

Разбор  по  слайду .

а)  Удобнее  решать  методом  разложения  на  простые  множители

18 = 2·3·3        ;   45 = 5·3·3

НОД(18;45)=3·3=9   ;                  НОК(18;45) = 2·3·3·5 = 90

б)  есть  ли  общие  делители  у чисел  8  и  27 ? 

Чему  равен НОД этих  чисел? (  НОД(8;27) = 1)

Чему  равен  НОК этих  чисел? ( НОК(8;27) = 8*27=216.)

в)  Что  вы  можете  сказать  о  числах  12 и 60 ? ( 60 делиться  на 12 )   Какое  правило  мы  знаем?  (  если  одно  число  делится  на  другое , то  НОД = наименьшему  числу , а  НОК - наибольшему ) НОД(12;60) = 12    ;    НОК(12;60) = 60

6.  НОД и НОК     РЯДОМ С НАМИ. Решение  задач .

Хочу спросить у вас, ребята, кто из вас занимается спортом ? Кто любит уроки физкультуры? Как вы думаете помогут ли спортсмену на соревнованиях знания о НОК и НОД?(Ответы учащихся и обсуждение)

Давайте решим задачу и увидим,  важна ли для спортсмена математика.

Задача № 1

Толя и Коля друзья. Толя любит математику, а Коля физкультуру, поэтому задачи решает быстрее Толя, а бегает быстрее Коля.  Мальчики участвуют в забеге на 5 км. Через каждые 600 м от старта стоит наблюдатель, а через каждые 800 м от старта можно попить воды. Коля останавливался два раза, чтобы попить воды, а затем задать вопрос наблюдателю. Толя тоже останавливался пил воду и задавал вопрос. Однако к старту первым пришел Толя.  

Как такое могло произойти, если Коля бегает чуть быстрее Толи?

Решение:

Толя заметил, что выгоднее остановиться в том месте, где стоит наблюдатель и можно попить воды. Т.е нашел НОК(600,800)=2400.

Толя остановился один раз, а Коля два раза. Таким образом  Толе удалось обогнать Колю на соревнованиях.

7.  Физкультминутка

 Два!  Нам с места нужно встать!

Три! Пять!  Руки вверх поднять!

Семь! Одиннадцать! Переносим вес на пятки!

Тринадцать! Семнадцать! Соединить лопатки!

Вместе говорим: «УРА»!

Число девятнадцать назвать нам пора!

Тело расслабилось, все мы здоровы

И математикой заняться готовы!

8. Страница истории

В 1742 году математик Кристиан Гольдбах послал письмо Леонарду Эйлеру, в котором он высказал следующее предположение:

Каждое нечётное число, большее 5, можно представить в виде суммы трёх простых чисел.

Эйлер заинтересовался проблемой и выдвинул более сильную гипотезу:

Каждое чётное число, большее двух, можно представить в виде суммы двух простых чисел.

Первое утверждение называется тернарной проблемой Гольдбаха, второе — бинарной проблемой Гольдбаха (или проблемой Эйлера). Данная проблема не была решена на протяжении почти 200 лет.  Пока 1937 год наш с вами земляк Иван Матвеевич Виноградов доказал, что любое достаточно большое нечётное число может быть представлено в виде суммы трёх простых.  И показал, что почти все чётные числа представимы в виде суммы двух простых чисел.

По следам доказательства…

Задание :

1 вариант. Представить нечётное число 21 в виде суммы трёх простых чисел. (21= 3+7+11)

2 вариант.  Представить чётное  число  34 в виде суммы двух простых чисел. (34=3+31)

9. Экология

2017 год указом президента объявлен годом экологии. А как вы думаете для чего это слелано?

И у нас в Псковской области обитают животные, которые нуждаются в защите. Такие редкие животные или животные на грани вымирания заносятся в Красную  книгу.

     Расшифруйте  название  птицы, которая обитает В Псковской области.

Для  этого  найдите  наименьшее  общее  кратное  каждой  пары  чисел , затем  впишите  букву , соответствующую  этому  числу , в  таблицу .

1)   НОК(3,12) =       12      О                         5)    НОК(9;15) =      45       Е  

2)   НОК(4;5;8)= ___40     П                   6)    НОК(8;12)=        24    К                    7)    НОК(9;6) =       18      Р     

4)   НОК(16;12)=      48     Ш                         7)    НОК(10;20)=     20  Н    

24

18 

12

20

48

20

45

40

К

Р

О

Н

Ш

Н

Е

П

 Перелётная болотная птица семейства Бекасовых. Самый крупный из наших куликов: размах крыльев - до одного метра, масса тела - до 1,2 килограмма. С длинным и сильно загнутым книзу клювом. Распространён в умеренных и части северных широтах Евразии; зимует в Африке, Южной Азии, на Филиппинах. Из-за неумеренного отстрела на путях пролёта, беспокойства в гнездовой период и осушения болот численность местами сильно сократилась. Популяция средней части Европейской России, к которой относятся особи из Псковской области, занесена в Красную книгу Российской Федерации, изданную в 2001 году. В Псковской области для сохранения вида создан заповедник «Полистовский».

10.  Проверочная  работа.

А  теперь  давайте  проверим  ваши  знания  с  помощью  самостоятельной  работы. Возьмите  на  столе  карточку  и  все  записи  делаем  в  ней. 

Вариант 1.                                                               Вариант 2 .

Найдите  НОД  и  НОК  чисел  наиболее  удобным  способом .

а)   12  и 18 ;                                                        а)   10  и  15  ;

б)   13  и  39  ;                                                      б)   19  и  57 ;

в)    11 и  15  ;                                                       в)   7   и  12 .

 

 Решение :

 Вариант1.

а)   12 =2·2·3  ;   18=2·3·3 ;    НОД=6    НОК=36

б)   т.к.  3 9 делится на 13   НОД = 13   НОК=39

в)   11 и 15  взаимно простые   НОД=1 , НОК = 11 ·15 = 165

Вариант 2.

а)   10 = 2·5  ;  15 = 3·5            НОД =5   ,  НОК =30

б)   т.к. 57 делится на 19        НОД=19 , НОК=57

в)   7 и 12 взаимно простые   НОД = 1 , НОК=7·12=84

 

11.  Подведение итогов урока.

Мы с вами, ребята,  успешно преодолели все шесть ступеней.  И каждый, кто сегодня был активным на уроке и с удовольствием выполнял задания может назвать себя  ЛИДЕРОМ.   А знаете ли вы , что наш лицей уже второй год подряд  становится победителем муниципального смотра-конкурса общеобразовательных учреждений «Лидер Великолукского образования».  И я надеюсь, что вы будете стараться и проявлять усердие в учебе, ведь вы учитесь в таком замечательном месте.

Сегодня  мы  повторили  правила  по теме «Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное»  и  готовы  написать  контрольную  работу. Уверена, вы  с  ней  справитесь  хорошо .

За  урок  получили  оценки :

12.  Домашнее  задание .

Подготовиться к контрольной работе.

Творческое задание: привести примеры из жизни, где могут применяться знания по теме «Делимость чисел», в чем они нам помогают. Можно оформить в виде рисунков, чертежей, подобрать текстовые задачи.

13.  Рефлексия. Найди свое место на лесенке успеха.

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я закрепил…

Сегодня на уроке я поставил себе оценку …

Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…

Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…

Раздаточный материал

ЗАДАНИЕ

Расшифруйте  название  птицы, которая обитает В Псковской области.  Для  этого  найдите  наименьшее  общее  кратное  каждой  пары  чисел , затем  впишите  букву , соответствующую  этому  числу , в  таблицу .

     1)   НОК(3,12) =          О

  1. НОК(4;5;8)=           П
  2. НОК(9;6) =              Р

24

18 

12

20

48

20

45

40

К

Р

О

Н

Ш

Н

Е

П

  1. НОК(16;12)=          Ш
  2. НОК(9;15) =           Е 
  3.  НОК(8;12)=           К
  4. НОК(10;20)=          Н                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок разработан на использовании интерактивных технологий...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.

Повторительно - обобщающий урок в 6 классе с использованием ЭОР. ...

Конспект отрытого урока по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"

Конспект открытого урока по математике по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок демонстрирует творческое применение учащимися алгоритма Евклида для нахождения НОД и использование формулы для отыскания НОК чисел при решении задач централизованного тестирования. Удобство краси...

Демонстрационный материал по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Демонстрационный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"...

Контрольная работа по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Разработка контрольной работы по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное" в 5 классе...