Программа внеурочной деятельности 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Данная программа разработана на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Закона РФ «Об образовании в РФ»;
- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)
Предлагаемая рабочая программа «Математический калейдоскоп» 6 класса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_klass.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом от .08.2017 , протокол №1 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Приказ от_______.08.2017 №_____ОД Подпись ____________ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
по математике
на 2017-2018 учебный год
Уровень общего образования основное общее,
6«А» класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель С.Н.Федченко
Рассмотрена на заседании
методического объединения .08.2017,
протокол №1
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Закона РФ «Об образовании в РФ»;
- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)
Предлагаемая рабочая программа «Математический калейдоскоп» 6 класса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка «Математический калейдоскоп» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Для эффективности работы кружка «Математический калейдоскоп» желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
Основными целями проведения занятий являются:
- привитие интереса обучающимся к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу кружка «Математический калейдоскоп» включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- Немного истории
Математика царица наук. Вводное занятие. Пифагор и его школа
Учащиеся должны знать:
- краткую историю возникновения математики
- краткую биографию Пифагора, его школы, теорию чисел
уметь:
- использовать приобретенные знания в жизни.
- Математическая смесь
Различные системы счисления. Восстановление знаков действий. Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. Плоские разрезания «Танграм». Задачи на делимость чисел. Задачи на принцип Дирихле. Решение задач «Кенгуру». Логические задачи с помощью графов. Решение задач на «замощение». Математические софизмы. Геометрические головоломки со спичками.
Учащиеся должны знать:
- позиционные, непозиционные системы счисления, свойства систем;
- четыре действия арифметики;
- историю возникновения кругов Эйлера;
- сколько сторон у листа Мебиуса и его свойства;
- как разрезать и составлять фигуры;
- признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10;
- алгоритм принципа Дирихле ;
- как решать задачи на конструкцию и логику;
уметь:
- переводить число из одной системы счисления в другую;
- решать задачи на «замощение»;
- различать математические софизмы;
- осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений применять признаки делимости в решении задач;
- делить фигуры на равные по площади части.
- Проектная деятельность
Проектная деятельность по теме «Математическая смесь». Защита проектов
Учащиеся должны знать:
- как осуществлять презентацию проектов;
уметь:
- осуществлять презентацию проектов;
- использовать приобретенные знания в жизни
По данной теме предусмотрен зачетный урок «Итоговый мини-проект».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты освоение материала |
1 | 07.09 | Математика царица наук. Вводное занятие | личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: объясняют взаимосвязь первоначальных понятий и реальной действительности |
2-3 | 14.09 21.09 | Пифагор и его школа | личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: осознают качество и уровень усвоения познавательные: строят логические цепи рассуждений коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем |
4-5 | 28.09 05.10 | Различные системы счисления. | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: выражают структуру примера разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения регулятивные: осознают качество и уровень усвоения коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать |
6-7 | 12.10 19.10 | Восстановление знаков действий | личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; регулятивные: ставят задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
8-9 | 26.10 02.11 | Круги Эйлера | личностные: адекватно оценивают свою деятельность познавательные: строят логические цепи рассуждений, выбирают основания и критерии для сравнения, регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем |
10-11 | 16.11 23.11 | Лист Мёбиуса | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки практической деятельности |
12-13 | 30.11 07.12 | Плоские разрезания «Танграм» | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи регулятивные: осознают качество и уровень усвоения коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
14-16 | 14.12 21.12 28.12 11.01 | Задачи на делимость чисел | личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: применяют математические навыки для решения задач коммуникативные: используют информацию с учётом правовых норм |
97-98 | 18.01 25.01 | Задачи на принцип Дирихле | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
19-21 | 01.02 08.02 | Решение задач «Кенгуру» | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
22-24 | 15.02 22.02 01.03 | Логические задачи с помощью графов | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: востанавливают ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с помощью граф |
25-26 | 15.03 22.03 | Решение задач на «замощение» | личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий; регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно коммуникативные: учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
27-28 | 05.04 12.04 | Математические софизмы | личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий; регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно коммуникативные: работают в группе |
29-31 | 19.04 26.04 03.05 | Геометрические головоломки со спичками | личностные: формирование аккуратности и терпеливости при выполнении построений моделей познавательные: формулирование проблемы; самостоятельный поиск решения; моделирование; самостоятельное создание алгоритма деятельности регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
32-34 | 10.05 17.05 24.05 | Проектная деятельность по теме «Математическая смесь» | личностные: объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий |
35 | 30.05 | Итоговый мини-проект |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате освоения данной программы учащиеся приобретут знания:
- в направлении личностного развития:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2) в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
3) в предметном направлении:
- различные системы счисления;
- приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры,
- применять свойства геометрических фигур при решении различных задач;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
- позиционные, непозиционные системы счисления, свойства систем;
- четыре действия арифметики;
- историю возникновения кругов Эйлера;
- сколько сторон у листа Мебиуса и его свойства;
- как разрезать и составлять фигуры;
- признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10;
- алгоритм принципа Дирихле ;
- как решать задачи на конструкцию и логику;
- перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- решение задач на «замощение»;
- различать математические софизмы;
-осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений применять признаки делимости в решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...