Урок по математике 5 класс «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Класс: 5 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формирование умений решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные УУД: воспитыв любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознание необходимости приобретения новых знаний.

Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация,  учебник.

На уроке используется материал из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Учителя математики : Пунгер И.Е.

Предмет: математика

Класс: 5 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формирование умений решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач. 

Коммуникативные УУД: воспитыв любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознание необходимости приобретения новых знаний.

Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация,  учебник.


Технологическая карта урока математики в 5 классе

«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда

Этап урока, учебная ситуация

(задачи этапа)

Управляющая деятельность педагога (педагогические действия

Учебная деятельность учащихся (учебные действия)

УУД

Этап мотивации, постановки цели и задач урока

Организационный момент

(Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока)

Определяет

готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Вспомните,  с  чем вы знакомились на прошлых уроках?

Включаются в деловой ритм урока.

С обыкновенными дробями. Научились  отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и умений

(Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, повторение определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений)

Координирует деятельность учащихся  

Слайд №1

Давайте ответим на вопросы:

-Чем натуральные числа отличаются от дробных?

- Что показывает знаменатель и где его пишут?

 - Что показывает числитель и где его пишут?

- Какую дробь называют правильной?

-Какую дробь называют неправильной?

Слайд № 2

-  Вы видите дроби: выпишите в первую строку правильные, во вторую – неправильные дроби

Слайд 3

- Выполните следующее задание

Устно решают задачи, повторяют теорию.

Целые числа  обозначают целые единицы,  а дробные – части единиц.

Знаменатель  показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.

Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.

Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.

Дробь в которой числитель  больше знаменателя, называет неправильной дробью.

Выполняют задание в тетради. Затем проверяют правильность выполнения

Учащиеся отвечают устно, аргументируя свой ответ

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные:  умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.      

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Целеполагание и мотивация.

(Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение)

Мотивирует учащихся.

Слайд 4

Учитель задает вопросы: как можно ответить на третий вопрос? (на четвертый?).

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Слайд №5

А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем правило сложения с помощью букв.

Слайд №6

Сформулируйте  правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем это  правило  с помощью букв.

Слайд №7

Проследите, в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями:

Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя:

 Устно отвечают на вопросы по слайду, а затем записывают в тетради.

Отвечают на вопросы: надо сложить, надо вычесть.

Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

 +  =

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

Познавательные:

анализ, аналогия,  осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация

Основной этап урока (решение учебной задачи)

Применение знаний и умений в новой ситуации

(Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми  изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».)

Итак, одну из   обучающих целей нашего урока вы  выполнили, сформулировали правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с  учебником; 

Слайд № 8

1.Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?
  • Какова масса огурцов?
  • Как найти массу салата?
  • Решите.

-        Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.        

  • Чему равна масса станка?
  • Чему равна масса упаковки?
  • Как найти массу станка с упаковкой?
  • Решите.

-        Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

- На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?

Решение задач по новой теме

№1005

(кг) салата

Ответ: (кг).

№1006

   (т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ: (т).

№ 1008

   (т) гвоздей получила вторая бригада.

 Ответ:(т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Первичное закрепление

(Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу)

-Далее я предлагаю  вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156.

- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.

-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения, приглашаю к доске 4 ученика.  У доске каждый выполняет по одному столбику.

А теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока. Сейчас на экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете их устно и ответ записываете дважды – в предложенный вам лист и в тетрадь. Листочки вы сдадите мне на проверку, а по тетрадям вы тут же проведете самооценку своей работы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a951e93-d301-42c3-a811-4131719e2d3a/24_2_md%282%29.ppt

№ 1011

Решение с комментированием;

а)   ;   в)  ;

б) ; г)

д);   е);

ж); з).

Самостоятельная работа: Слайд №10

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

Познавательные:- умение  ориентироваться в системе своих  знаний.

Коммуникативные: 

контроль, коррекция, оценка.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.)

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения  сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Кто желает сформулировать правило нахождения  вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями.

Учащихся формулируют правило  сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить  необходимые коррективы.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Слайд № 11

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение?

Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке;

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

Информация о домашнем задании

(Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания)

Слайд № 12

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017,   №1019,   №1020.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Заключительный урок математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Данная методическая разработка может использоваться на уроке открытия новых знаний....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

разработка урока по математике 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Конспект и презентация к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". Учебник И.И.Зубарева и др.

Данная публикация включает конспект урока (по ФГОС) и презентацию к уроку....

Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

Тип урока: обобщение, повторение пройденного материала. Технологии: коррекционно-развивающая технология, технология разноуровнего обучения, ИКТ, технология личностно ориентированного обучения.Цел...