Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках математики
статья по математике на тему
Создание условий для развития у обучающихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной с целью повышения речевой культуры, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основных направлений работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 им. С.А. Лавочкина
города Смоленска
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках математики
(обобщение опыта работы)
Учитель: Полякова Л.В.
2014-2015 уч. год
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Создание условий для развития у обучающихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной с целью повышения речевой культуры, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основных направлений работы школы.
Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения:
- у детей теряется интерес к учению;
- резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
- современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов, недостаточным развитием логического мышления и воображения;
- у современных детей ограничено общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступными для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
- категория одаренных и способных детей в школах снижается;
- увеличивается число детей, не умеющих работать самостоятельно;
- увеличивается число детей с трудностями в обучении.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
От уровня сформированной коммуникативной компетенции во многом зависит успешность дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
Важность формирования коммуникативной компетенции обучающихся связана и с возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками. Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности школьников-подростков.
Ряд противоречий, возникших в современной образовательной среде, среди которых противоречие между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем коммуникативной компетентности современного школьника и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся; противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, приводит нас к выводу об актуальности и перспективности данного опыта.
Государственный образовательный стандарт
как ориентир и инструмент развития математического образования
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться умения:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (навыки работы в паре, группе); - понимать смысла простого текста;
- знать способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в учебнике, книге, словаре, Интернете);
- осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- задавать учебные вопросы;
- ставить вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий совместной деятельности обучающегося и учителя. Выявление методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих развитию коммуникативной компетентности обучающихся, одна из важных задач учителя.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В середине XX века определились два основных подхода к коммуникации:
1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл, Бжезинский);
2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, то есть взаимное понимание (Шюц).
А.Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
- побуждение к действию;
- уточнение ситуации действия;
- само действие;
- свертывание действия.
А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.
В концепции общения, выстроенной Г. М. Андреевой, выделен комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:
1) межличностная коммуникация;
2) межличностное взаимодействие;
3) межличностное восприятие.
А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.
В ее структуре можно выделить следующие компоненты:
- Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.
- Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении.
- Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
- Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.
- Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.
НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта состоит в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и индивидуально-творческих возможностей и мотивов обучающихся, а также в комбинации элементов инновационных методик при работе с текстами учебных задач, в разработке специальных упражнений, обеспечивающих оптимальное развитие коммуникативной компетентности у обучающихся, формирование их творческих возможностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель опыта – создать условия для формирования коммуникативной компетентности обучающихся посредством многоаспектной работы в процессе обучения математике.
Задачи:
- формировать положительную мотивацию школьников к изучению математики;
- расширять опыт обучающихся в общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание;
- активизировать интеллектуальную и речевую культуру обучающихся;
- поиск эффективных форм и методов организации образовательного процесса на уроках математики.
Для того чтобы планировать уроки на основе компетентностного подхода, проектирую работу над компетентностями через цели урока:
- сопоставляю предметное содержание урока с системой компетентностей;
- выбираю формы деятельности обучающихся, соответствующие развитию этих компетенций;
- планирую последовательность действий обучающихся в соответствии с выбранными целями.
Для достижения педагогической цели по формированию коммуникативной компетентности на уроках математики ставлю перед собой следующие задачи:
– формировать и развивать культуру письма;
– учить математическому языку;
– совершенствовать культуру речи;
– обогащать словарный запас;
– обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
– формировать прочные математические умения и навыки;
– развивать самостоятельность и умение сотрудничать.
Для формирования коммуникативной компетентности использую следующие методы и приемы:
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий с подробным объяснением;
- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
- использование на уроках математических софизмов;
- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
- сдача различных устных зачетов.
Для реализации цели развития коммуникативной компетентности на уроках математики использую следующие методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
1. Развитие письменной речи через тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций; индивидуальный пакет заданий.
Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки возвращаю пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.
При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что обучающиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.
Создание художественных текстов на математические темы. Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.
Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Обучающийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.
Обязательное обоснование. При проверке любой письменной работы не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.
2. Устная речь.
Устное решение заданий, с подробным объяснением.
Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками.
Устные тестовые конструкции ответов.
Устные зачеты.
Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у обучающихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью обучающиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность обучающихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки обучающихся.
Устные доклады.
Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». При этом общение у доски идет на «Вы», не допускается критиковать оппонента, критиковать можно только его решение. По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения.
Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.
Деловая игра «Ученик-учитель».
Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.
В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Каждый обучающийся может выступить как в роли ученика, так и в роли учителя.
Поток вопросов.
Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других обучающихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность сформулировать вопрос. Если вопросов от обучающихся не последовало, то учитель сам задает вопросы.
Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.
Публичные выступления.
В работе с обучающимися у доски важно не ставить плохие оценки, чтобы не формировался страх перед публичными выступлениями, а поощрять инициативу выхода к доске. В процессе публичного представления результатов своей работы обучающиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности.
«Эксперт».
Система работы над развитием коммуникативных способностей предполагает привлечение старшеклассников для контрольно-оценочной деятельности. Чтобы принять зачет у школьника младшего возраста, важно владеть способами взаимодействия с окружающими, разными видами речевой деятельности. Каждый участник зачета учится как передавать, так и воспринимать информацию, обучается приемам действий в ситуациях общения.
Уроки математики, направленные на развитие коммуникативной компетентности, могут иметь следующую структуру:
– самоопределение к деятельности (организационный момент);
– актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;
– постановка учебной задачи;
– построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания);
– первичное закрепление во внешней речи;
– самостоятельная работа по образцу;
– включение в систему знаний и повторение;
– итог урока (рефлексия деятельности).
Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.
Помимо традиционной формы возможно использование и других:
– урок-игра;
– урок-путешествие;
– интегрированный урок;
– урок-интеллектуальный марафон.
Формированию и развитию коммуникативной компетентности способствует применение на современных педагогических технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. – 2009. – № 2. С.4-9
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1980. – 56 с.
- Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. – 2003. – № 10. С. 8-14.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003. – 118 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С.34-42.
- Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: автореф. дис... канд. пед. Наук. – Рязань, 1997. – 20с.
- Селевко Г.В. Компетентности и их классификация.//Народное образование. – 2004. – № 4. С. 138-143.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.//Народное образование. – 2003. – №5. С. 94-103.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся
На современном этапе велика потребность школьного образования в реализации компетентностного подхода в обучении. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее ...
Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Цель работы: раскрыть основные направления развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....
статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....
Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....
Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...
Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся
Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...
Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...