Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся
методическая разработка по географии (11 класс)
Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и среднего общего образования. Внедрение методов и приемов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 56.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пендик Юлия Николаевна
«Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности»
Пендик Ю.Н., учитель географии
Возникновение опыта по теме: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности» связано с внедрением в школах федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Устная речь современных учеников бедна, невыразительна, односложна. Большая их часть пассивна на учебных занятиях, дети не умеют общаться и не желают говорить во время урока. Учителям устных предметов, в том числе и географии, приходится сталкиваться с этой ситуацией на каждом уроке.
Исходя из этого, одной из целей преподавания географии является развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Для проведения мониторинга школьников в вопросах коммуникации можно использовать комплекс диагностических методик из программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся основной школы при переходе на ФГОС ООО (методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского, исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Р. Кеттелла, методика выявления коммуникативных склонностей Р.В. Овчаровой)
Анализ показывает, что обучающиеся испытывают затруднения в вопросах коммуникации. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод.
Результаты диагностики заставили задуматься над тем, как сделать процесс преподавания географии более качественным, следовательно, была поставлена задача: развитие коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности.
Актуальность темы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции.
Обществом востребована активная коммуникативная личность, которая проявляется в общении, отношениях с другими людьми и постижении мира. Владение коммуникативными компетенциями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Проблема формирования коммуникативной компетенции актуальна, поскольку отвечает возрастным задачам и является условием успешного личностного развития обучающихся.
Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:
- между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и недостаточным уровнем развития коммуникативных компетенций у школьников;
- между пониманием необходимости формирования коммуникативных компетенций обучающихся при организации обучения географии и несовершенной методологической основой использования различных приемов для решения этой проблемы.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для развития коммуникативных компетенций школьников на уроках географии средствами технологий коммуникативно-диалоговой деятельности.
Работа по данной теме проводилась с 2013-2014 учебные гг. по 2017-2018 гг., т.е. с момента обнаружения противоречий.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- изучение материалов научно-исследовательской литературы по определению влияния условий формирования коммуникативной компетенции на качество знаний обучающихся;
- внедрение методов и приемов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- разработка адаптированной системы упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и среднего общего образования.
Новизна состоит в создании концепции развития коммуникативных компетенций, системы упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного и среднего общего образования, методов и приемов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности для формирования коммуникативной компетенции на уроках географии.
Диапазон работы по данной теме представляет собой единую систему «урок – внеурочная деятельность».
Опыт работы по теме «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности» и его отдельные приемы могут быть использованы не только учителями географии, но и учителями различной предметной направленности, работающих на уровне основного и среднего общего образования.
Стратегические модели развития социума рассматривают коммуникацию как условие адаптации, освоения и творческой самореализации человека в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникация определяется как ресурс культуры, отражающий новые ценностно-целевые установки общества. (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв)
Современные цивилизационные вызовы ставят особые задачи перед образованием. Повышение уровня коммуникативной компетенции, прямо и непосредственно определяющей культуру общения, рассматривается как основная задача обучения культуре речи в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет состав коммуникативных действий, куда входят: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовательной среде школы, деятельность обучающихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.). [10]
К коммуникативно-диалоговым технологиям относится: технология развития критического мышления, диалоговая технология.
В основе технологии развития критического мышления лежит
диалогическая концепция культуры М. Бахтина, В. Библера,
а так же психологические исследования Л. Выготского, Ж. Пиаже,
педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили.
Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность обучающихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации обучающихся, развитию коммуникативной компетенции.[7] В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. [4]
Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у обучающихся такие качества как: гибкость, критичность, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. [14]
В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие составляющие данных технологий:
- постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения;
- введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта обучающихся;
- целенаправленный ход обсуждения;
- анализ и оценка дискуссии;
- подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.
В педагогике на протяжении всего XX в. обсуждалась проблема коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса. Коммуникация применительно к образованию к концу столетия рассматривалась как процесс передачи кодированной информации, приобретающий деятельностный, диалогический характер (С.В. Белова, Л.С. Выгодский, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). [6]
Готовность к диалогу – один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений» [2].
Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми [9].
В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу». [10]
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Компетенции формируются в деятельности, а коммуникативные компетенции формируются и совершенствуются в процессе общения. [12]
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование и развитие коммуникативной личности предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц. [7]
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. [11].
Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.
Развитие коммуникативных компетенций выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения.
Способствовать этому может продуманная концепция развития коммуникативных компетенций, которая может иметь следующие этапы (табл. 1).
Таблица 1
Этапы и умения развития коммуникативных компетенций
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | готовность учащихся участвовать в урочном общении |
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
комментировать вопросы и ответы | |
делать сообщения | |
рассказывать логично и последовательно | |
2 этап | простота и чёткость речевого высказывания |
отработка умения своего высказывания, понятным каждому человеку | |
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
умение использовать риторические вопросы | |
умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | умение вести беседу в паре, в группе |
умение поддерживать беседу | |
умение вести конструктивный диалог | |
умение построить дискуссию и вести её | |
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
При развитии коммуникативных компетенций на уроках географии для организации учебного взаимодействия учителю следует учитывать доминирующие коммуникативные компетенции:
5-6 классы:
- пользоваться различными видами чтения;
- осуществлять прямое воспроизведение;
- отвечать по плану;
- соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;
- аргументировать свою точку зрения;
- подтверждать фактами;
- понимать точку зрения собеседника;
- участвовать в коллективном взаимодействии.
7-9 классы:
- осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий;
- знать формы вопросов и ситуации их применения;
- формулировать вопрос;
- делать сообщение, доклад;
- отстаивать собственную точку зрения;
- контролировать логику развертывания изложения;
- понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;
- формулировать контраргументы;
- использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);
- взаимодействовать в различных формах учебного диалога.
Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. [1]
В связи с тем, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе обучения, для организации учебного процесса при формировании коммуникативных компетенций целесообразно использовать приёмы коммуникативно-диалоговых технологий: «опрос в форме диалоговой пары», «двойной дневник», «тонкие и толстые вопросы», «круглый стол», «зигзаг», «перекрестная паутинка», «верные – неверные утверждения», «прогнозирование с помощью открытых вопросов». [5]
Приём «Опрос в форме диалоговой пары» используется при работе в группе, отвечать идет тоже вся группа. Первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т.д. Можно так же предложить вопросы с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания.
Применение данного приёма позволяет развивать следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение предложенного суждения; извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; высказывать своё мнение.
Также на этом уроке при рассмотрении природы материка целесообразно применить приём «Двойной дневник». Тетрадный лист необходимо расчертить на две колонки: в левой записаны аргументы из текста, а в правой факты (или свои комментарии). При использовании этого приема работы обучающиеся развивают умения прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу, происходит свободный обмен мнениями, обучающиеся должны доказать верность своей точки зрения. Например, при изучении темы «Рельеф материка Антарктида», «двойной дневник» может выглядеть так:
аргументы | факты |
1.Материк Антарктида самый высокий материк, почти в три раза больше средней высоты других материков 2.Почти весь материк покрыт льдом и содержит большие запасы пресной воды 3.Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка 4. Для материка Антарктида характерно горообразование и в настоящее | 1.Средняя толщина льда около 2000 м, а в восточной части она достигает 45000 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров составляет 2040 м. 2. Ледниковый покров Антарктиды содержит около 80% всех пресных вод Земли 3. Около 1/3 его поверхности лежит ниже уровня моря. В тоже время под ледяным панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжение Анд. Здесь находится самый высокий горный массив – Винсон (5140 м) 4. У окраины материка, на одном из побережий островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус |
Приём «Зигзаг» используется на уроке, если требуется за урок освоить большой по объему материал. Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.
1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.
2. Каждый ученик работает со своей частью текста прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.
3. Следующий этап работы групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Обучающиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.
5. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.
Применение данного приёма способствует развитию следующих умений: работать в группе, слушать; осознанно читать; извлекать из текста информацию; выделять в тексте понятное и непонятное; выделять смысловые части; озаглавливать части текста, составлять план; выполнять подробный пересказ; выполнять краткий пересказ.
Суть приёма «Перекрестная паутинка» в том, чтобы ученик выбирал из текста те доказательства, которые противоречат друг другу. При проведении опроса на уроке школьники учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток. Лист расчерчивается на 3 колонки, где в средней формулируют вопрос, ответом на который могут быть два противоположных утверждения.
Применение этого приёма на примере можно рассмотреть на фрагменте урока в 8 классе по теме «Антропогенное воздействие на природу. Особо охраняемые территории России».
Аргументы «за» да | Вопрос «Нужно ли прекращать антропогенные воздействия на природу?» | Аргументы «против» нет |
1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра. 2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий. 3. Образуется много карьеров, оврагов, терриконов. 4. Вырубка леса – изменение природного комплекса. 5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче полезных ископаемых – сдёргивается плодородный слой Земли. 6. Уничтожение ценных животных и растений. 7. «Озоновая дыра» 8. «Парниковый эффект» 9. «Химический дождь» | 1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей (потребности 1,2,3 группы) 2. Нужно строить системы небольших взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное. 3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями. 4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности. 5. Охраняемые территории, заповедники, заказники. 6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу. 7.Организации «Гринпис» и др. |
Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» применяется на этапе актуализации знаний. Например, урок в 5 классе по теме «Ориентирование на Земной поверхности».
Прослушайте текст и ответьте на вопрос: Что произошло с героем и как ему можно помочь?
Стояла прекрасная осенняя пора. Именно в такой день собирать грибы одно удовольствие. Я насобирал их целую корзину. Наконец я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я возле кустов, взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! – подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо» - и, - сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Мне же нужно было на север.
Иван Сергеевич Тургенев
«Бежин луг»
1.Что случилось с героем отрывка рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?
2. В какую сторону ему нужно было идти?
3.Как ему помочь найти север? А если бы он заблудился ночью?
Развитию коммуникативных компетенций способствуют также такие приёмы, как «Свободное письмо», «Турнир ораторов», «Интеллектуальная дуэль» и «5-ти минутное эссе».
Приём «Турнир ораторов» целесообразно применять на уровнях основного и среднего общего образования. Этот приём обеспечивает развитие коммуникативных компетенций, способствует освоению искусства публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п. Из аудитории выбираются два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам, например, в 8 классе «Удобное ли положение занимает Россия?»; «Миграционная подвижность населения России очень невелика. Хорошо это или плохо?» или в 10 классе «Альтернативные источники энергии – топливо будущего».
Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий.
Приём «Интеллектуальная дуэль» очень важен для обучающихся, так как позволяет активизировать компетентность по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной теме, например, при повторении темы «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе, когда один ученик задает вопросы о причинах и особенностях проблем, а второй о видах глобальных проблем, затем опять первый ученик – о последствиях глобальных проблем, а второй ученик ‒ о мерах их решения.
Остальная аудитория (класс) оценивает качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность).
Для развития коммуникативных компетенций на уроках на стадии рефлексивного осмысления результатов урока используется приём «5-ти минутное эссе», когда ученикам дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку. Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.
Например, на уроке в 5 классе по теме «Земля-часть Солнечной системы» предлагается написать мини – сочинение (эссе), смысл которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» (5 минут).
Таким образом, использование в системе всех этих приёмов способствует повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, качества знаний, формированию опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.
Развитие коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают:
- высокая степень самостоятельности и инициативности обучающихся;
- развитие социальных навыков;
- сформированность умения добывать знания;
- развитие творческих способностей.
Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.
В опыте работы можно выделить следующие направления системы организации внеклассной работы:
- организация проектной деятельности обучающихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
- организация работы с одаренными детьми.
Таким образом, использование методов и приёмов коммуникативно-диалоговой технологии способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию обучающимися предметного содержания; усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных; обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений; развитию у обучающихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у обучающихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Итак, использование на уроках географии некоторых форм технологии коммуникативно-диалоговой деятельности является важным средством для развития коммуникативных компетенций.
Ежегодно проводимое диагностирование школьников на определение уровня развития коммуникативных компетенций по комплексу диагностических методик из программы психолого-педагогического сопровождения, в частности методика выявления коммуникативных склонностей Р.В. Овчаровой, учащихся основной школы при переходе на ФГОС Основного общего образования позволяет сделать вывод о положительном росте формирования у школьников коммуникативных компетенций.
Благодаря целенаправленной системной работе по развитию коммуникативных компетенций с применением методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности. Достигнуты определенные результаты в успеваемости по географии. Обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, смотрах и конкурсах участвуют, где занимают призовые места. Об успешности работы над опытом свидетельствует возросшая активность обучающихся на уроках и во внеурочное время. У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Дети с удовольствием идут на уроки географии, выполняют упражнения различной степени трудности, творческие задания, проекты, самостоятельно составляют диалоги и монологи. Работа, проводимая на уроках, дает положительные результаты. Дети не боятся писать эссе, высказывать свои мысли, фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму.
Между учителем и обучающимися создана атмосфера сотрудничества и взаимодействия.
Следовательно, коммуникативная культура важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является одной из важных задач изучения всего школьного курса географии в целом, как в среднем, так и в старшем звене.
Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 85 с.
- Белова, С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов / С.В. Белова. Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2012. – 11с.
- Беловолова, Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Б.Е. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 125 с.
- Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. Москва, 2013. 186 с.
- Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В, Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2014.
322 с.
- Зимняя, И.Л. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.Л. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. – 122 с.
- Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
- Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. В 2-х ч. – Ч. 1. М.: Владос-Пресс, 2013. 304 с.
- Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Просвещение, 2014. – 167 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 2013. 256 с.
- Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.05.2017).
14. Хуторской, А.В. Коммуникационные компетенции в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. 37 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии....
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...
Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...