Конспект урока по математике в 5 классе "Десятичная система записи натуральных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Десятичная система записи нат чисел
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8._desyatichnaya_sistema_zapisi_naturalnyh_chisel.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Десятичная система записи натуральных чисел. Чтение, запись натуральных чисел
Цель урока:
- Повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, и вспомнить какие числа называются многозначными и как разбивать многозначные числа на группы (классы), полученные в начальной школе.
- Способствовать развитию математической мысли учащихся и навыков самостоятельной работы; внимания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Доброе приветствие учителя.
- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.), домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
- Проверка домашнего задания. До начала урока ребята выносят домашнее задание на доску (три номера и трое учащихся у доски).
III. Актуализация опорных знаний (устный счет).
53 - 49 = 4
75 - 56 = 19
78 - 69 = 9
26 + 66 = 92
59 + 14 = 73
83 - 25 = 58
45 + 35 = 80
44 + 17 = 61
43 - 17 = 26
27 + 25 = 52
44 + 37 = 81
56 + 36 = 92
69 + 13 = 82
48 : 24 = 2
87 : 29 = 3
48 : 16 = 3
63 : 21 = 3
82 : 82 = 1
22 : 11 = 2
84 : 21 = 4
12 : 6 = 2
20 : 5 = 2
40 : 8 = 5
42 : 6 = 7
88 : 44 = 2
24 : 6 = 4
63 : 9 = 7
45 : 15 = 3
69 : 23 = 3
75 : 25 = 3
IV. Повторение таблицы разрядов.
Деятельность учителя: | Деятельность учащегося: |
Материал для повторения: Если запись натурального числа состоит из одной цифры, то его называют однозначным. Приведите пример двузначных, трехзначных чисел. | Примеры двузначных чисел: 23, 47, 89 и т.д. Примеры трехзначных чисел: 231, 543, 678 и т.д. |
Двузначные, трехзначные, четырехзначные и т.д. числа называются многозначными. Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры. Эти группы называют классами. Рассмотрим таблицу разрядов. |
Таблица разрядов
класс | миллиардов | миллионов | тысяч | единиц | ||||||||
разряд | сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы |
число |
Деятельность учителя (продолжение): | Деятельность учащегося (продолжение): |
Но в любом числе цифры записываются не просто так. Каждая цифра что-то обозначает. А всё потому, что каждая цифра стоит на своем месте, которое называется разрядом – вспомнили? | |
Задание № 1: запишем число – 1358. Давайте вспомним, как называются разряды? | 1 3 5 8 единицы сотни десятки единицы тысяч |
Задание № 2: 57102 – назовите разряды? | 5 7 1 0 2 десятки единицы сотни десятки единицы тысяч тысяч |
Вопрос № 1: А скольки значное число мы записали? | 4-х-значное, 5-ти-значное. |
Вопрос № 2: Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число? | Разбить на классы справа по 3 цифры, прочитать по-порядку слева. |
Вопрос № 3: Назовите классы? | Класс единиц, тысяч, миллионов, миллиардов. |
Вопрос № 4: Что обозначает ноль в записи числа? | Цифра 0 означает отсутствие единиц разряда в десятичной записи числа. |
V. Тренировочные упражнения.
1. Игра «Крестики-нолики»
Правила игры: На заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9. Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствующим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О.
Вопросы:
- 123 – в числе 2 десятка (верно).
- 518 – в числе 1 сотня (неверно, 5 сотен).
- 3117 – в числе 1 единица тысяч (неверно, 3 единицы тысяч).
- 5000027 – в числе 5 единиц тысяч (неверно, 0 единиц тысяч).
- 17803 – в числе 7 единиц тысяч (верно).
- 35318 – в числе 5 единиц (неверно, 8 единиц).
- 40003 – в числе 4 сотни (неверно, 0 сотен).
- 100310 – в числе 0 сотня тысяч (неверно, 1 сотен тысяч).
- 1718311 –в числе 1 единица миллионов (верно).
Игровое поле:
Итоговое поле:
(Проверка ответов совместно с обсуждением каждого ответа + работа в парах – оценка выставляется соседом по парте).
2. Упражнения.
Деятельность учителя: | Деятельность учащегося: |
А) Запишите числа в «столбик»: друг под другом через клетку: - число, в котором 8 ед. 3-его разряда и 6 ед. 1-ого разряда; - 43 ед. I класса и 3 ед. II класса; - 1 ед. 5-ого разряда, 1 ед. 3-его разряда и 7 ед. 1-ого разряда; - 208 ед. II класса и 15 ед. I класса; | Ответы: А) 806 3043 10107 208015 |
Б) Выберите верное утверждение: 1) числа в столбике расположены без всякого порядка; 2) числа в столбике расположены в порядке увеличения; 3) числа в столбике расположены в порядке уменьшения. | Ответ: 2) числа в столбике расположены в порядке увеличения; |
В) Подчеркните одной чертой единицы I класса, двумя чертами единицы II класса. Сравните количество единиц I класса с количеством единиц II класса в каждом числе. В каком числе единиц I класса больше, чем единиц II класса? | (10107 , 3043 и 806) |
Вопрос: Что можно сказать о числе 208015? | (в нём единиц I класса меньше, чем единиц II класса) |
3. Слуховой диктант.
Деятельность учителя (читает): | Деятельность учащегося: |
Прослушайте текст и выпишите из него все числа. Один ученик работает у доски. Хобот слона состоит из сорока тысяч мускулов и очень чуток. С помощью хобота слон может поднимать груз до одной тысячи килограммов. Бивни его достигают четырёх метров и весят сто пятьдесят килограммов каждый. Это толстокожее животное очень спокойно. Сердце его делает всего двадцать пять ударов в минуту. | Ответ: Получается ряд чисел: 40000, 1000, 4м, 150кг, 25 ударов /мин. |
VI. Физкультминутка.
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VII. Работа на уроке по учебнику:
Учебник: №4 (устно), №12, №23 (смотреть в учебник 5 класса).
VIII.Домашнее задание: Учебник: №28, №29, №30.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему сегодня научились на уроке?
Рефлексия.
Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке: (каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот).
- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал (а) себя уверенно. | |
- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. | |
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе "Округление натуральных чисел."
Тип урока: Урок закрепления материалом. Формы работы учащихся: фронтальная работа, математический...
Открытый урок по математике в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Урок сказка путешествие "Умножение натуральных чисел и его свойства" 5 класс Н.Я. Виленкин...
Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел_5 класс_первый урок математики
Урок изучения нового материала, схемы, задания для устной работы....
АМО-урок по математике 5 класс "Свойства сложения натуральных чисел"
Данный урок в образовательной программе 5 класса входит в раздел "Натуральные числа и действия над ними" и является вторым уроком по теме:"Сложение натуральных чисел и его с...
Урок по теме «Десятичная система записи натуральных чисел»
Конспект урока по математикк по теме «Десятичная система записи натуральных чисел» к учебнику Никольского...
Десятичная система записи натуральных чисел
Конспект урока по теме "Десятичная система записи натуральных чисел" (по учебнику С. М. Никольского)...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Десятичная система записи натуральных чисел"
Технологическая карта урока математики в 5 классе к учебнику авторов С.М.никольского и др....