Рабочая программа элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика" для 10-го класса
рабочая программа по математике (10 класс) на тему
Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных принципов, присущих современной естественнонаучной картине мира. Вероятностные законы в то й или иной степени определяют ход почти всех природных процессов и лежат в основе многих явлений, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Вероятностное поведение характерно для молекулярно-кинетических явлений физики, с вероятностью тесно связаны законы генетики. Случайность играет значительную роль не только в природных, но и общественных, социальных и экономических процессах. В школьном курсе математики разделы теории вероятности и статистики рассматриваются, но на их изучение отведено небольшое количество часов. Поэтому элективный курс «В мире случайных величин» позволяет старшеклассникам приобрести необходимые знания и умения в области теории вероятности и статистики и будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_sluchaynyh_chisel.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ» г. Котовска
от 01.09.2011 г. № 36
М.П.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА
методическим советом
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа»
г. Котовска Тамбовской области
Протокол №1 от 01.09.2011 г.
Рабочая программа
элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика"
для 10-го класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
на 2013 – 2014 годы
Автор программы
учитель математики
МБОУ «СОШ»
Дымскова Г.И.
Пояснительная записка
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях, повседневной хозяйственной и производственной деятельности. Введение элементов статистики и теории вероятностей в содержание математического образования является одним из важнейших аспектов модернизации содержания образования, так как роль этих знаний в современном мире повышается.
Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных принципов, присущих современной естественнонаучной картине мира. Вероятностные законы в то й или иной степени определяют ход почти всех природных процессов и лежат в основе многих явлений, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Вероятностное поведение характерно для молекулярно-кинетических явлений физики, с вероятностью тесно связаны законы генетики. Случайность играет значительную роль не только в природных, но и общественных, социальных и экономических процессах. В школьном курсе математики разделы теории вероятности и статистики рассматриваются, но на их изучение отведено небольшое количество часов. Поэтому элективный курс «В мире случайных величин» позволяет старшеклассникам приобрести необходимые знания и умения в области теории вероятности и статистики и будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
Цели и задачи курса
Цели курса:
- знакомство учащихся с системой математических знаний в области основ теории вероятности, комбинаторики и обработки статистических данных;
- развитие вероятностного мышления учащихся;
- воспитание понимания значимости математики для научно-технического процесса;
Задачи курса:
- расширить кругозор учащихся;
- сформировать представление у учащихся о вероятностном характере ряда закономерностей окружающего мира;
- рассмотреть основные комбинаторные задачи и научиться применять полученные знания для решения различных задач теории вероятности;
- развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать и понимать:
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, примеры случайных событий;
- различные определения вероятности;
- правила сложения и умножения вероятностей;
- формулы для числа перестановок, размещений и сочетаний;
- место статистики в изучении окружающего мира;
- основные понятия математической статистики.
Учащиеся должны уметь:
- решать комбинаторные задачи изученных типов;
- вычислять вероятность события, пользуясь простейшими свойствами вероятности;
- использовать статистические инструменты для анализа данных.
Формы организации учебных занятий и методы обучения:
- индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.
Методы обучения:
- словесные, наглядные;
- аналитические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
- репродуктивные, проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- фронтальный опрос;
- индивидуальная работа по карточкам;
- самостоятельная работа;
- срезы знаний, умений в процессе обучения;
- контрольная работа.
Содержание и требования курса
Введение.
Тема 1. Комбинаторика
Размещения, сочетания, перестановки. Перестановки и сочетания с заданным числом повторений.
Учащиеся должны знать: основные формулы комбинаторики и понимать их.
Учащиеся должны уметь: рационально решать комбинаторные задачи, применяя формулы.
Тема 2. Вероятность
Основные понятия теории вероятности. Классический, статистический и геометрический подход к определению вероятности. Основные правила вычисления вероятностей. Формула полной вероятности, формула Бейеса и формула Бернули.
Учащиеся должны знать: что такое событие, зависимые (независимые) события, совместимые (не совместимые) события; определение суммы, произведения событий и противоположного события; в чем отличия между различными подходами к определению вероятности событий; определение условной вероятности; как вычислить произведение (сложение независимых или зависимых, совместимых или несовместимых) событий; формулы полной вероятности, формулы Бейеса и Бернули.
Учащиеся должны уметь: рационально решать задачи, применяя формулы комбинаторики и основные правила вычисления вероятностей.
Тема 3. Случайные величины
Понятие дискретной и непрерывной случайной величины. Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины. Математическое ожидание дискретной случайной величины. Дисперсия и стандартное отклонение дискретной случайной величины. Случайная величина в статистике и ее числовые характеристики.
Учащиеся должны знать: что такое случайная величина, определения дискретной и непрерывной случайной величины, что такое закон распределения случайной величины, определения математического ожидания и дисперсии, понимать их практический смысл, основные понятия математической статистики.
Учащиеся должны уметь: находить закон распределения случайной величины и числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, мода, медиана, размах, дисперсия, стандартное отклонение.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного элективного курса учащийся должен научиться:
- понимать статистические утверждения и работать со статистической информацией;
- решать учебные и практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;
- оценивать вероятность случайного события в практических ситуациях, сопоставлять модели с реальной ситуацией.
Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
| 1 | |
| 8 | Текущий, с/р |
| 12 | Текущий, с/р |
| 8 | Текущий, с/р |
| 2 | |
| 1 | Итоговый, к/р |
| 3 |
Методические рекомендации
Теоретический материал следует излагать в форме мини-лекции. Все изучаемые понятия нужно вводить, опираясь на понятные примеры из жизни. Систематическое обращение к изученным ранее темам позволит учащимся выстраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Для более успешного освоения учащимися учебного материала необходимо показать, что получаемые на занятиях знания и умения им понадобятся в их практической деятельности. Значимость изучения теории вероятности и статистики легче показать на сюжетных задачах, сформулированных в виде профессиональных проблемных ситуаций. При подборе заданий необходимо не допускать повторяемости одних и тех же видов и стремиться наиболее полно отражать в них математические идеи, а также устанавливать межпредметные связи.
Календарно – тематическое планирование элективного курса
«В мире случайных величин» 10 класс
№ п/п | Содержание учебного материала: Раздел, темы урока | Примерные сроки изучения | Кол-во часов, отведенное на изучение тем, разделов | Даты прохождения тем, разделов | Виды, формы контроля | Примечание | |||||
По плану | Фактически | ||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||
1 | Случайные события. Операции над событиями | 06.09 | 1 | 04.09 | |||||||
Тема 1: Комбинаторика (8 часов) | |||||||||||
2 | Урок резерв | 13.09-22.11 | 1 | 1109 | День здоровья | ||||||
3 | Примеры простейших комбинаторных задач. Общие правила комбинаторики | 1 | 18.09 | ||||||||
4 | Размещения и перестановки | 1 | 25.09 | ||||||||
5 | Размещения и перестановки | 1 | 02.10 | ||||||||
6 | Размещения и перестановки | 1 | 09.10 | ||||||||
7 | Сочетания | 1 | 16.10 | ||||||||
8 | Сочетания | 1 | 23.10 | ||||||||
9 | Урок резерв | 1 | 30.10 | День семьи | |||||||
10 | Сочетания | 1 | 13.11 | ||||||||
11 | Самостоятельная работа | 1 | 20.11 | Текущий контроль | |||||||
Тема 2: Вероятность событий (12 часов) | |||||||||||
12 | Основные понятия теории вероятности. Определение вероятности | 29.11-28.02 | 1 | 27.11 | |||||||
13 | Примеры непосредственного определения вероятности | 1 | 04.12 | ||||||||
14 | Теорема сложения вероятностей | 1 | 11.12 | ||||||||
15 | Теорема сложения вероятностей | 1 | 18.12 | ||||||||
16 | Теорема умножения вероятностей | 1 | 25.12 | ||||||||
17 | Урок резерв | 1 | 15.01 |
| |||||||
18 | Теорема умножения вероятностей | 1 | 22.01 | ||||||||
19 | Формула полной вероятности | 1 | 29.01 | ||||||||
20 | Формула полной вероятности | 1 | 05.02 | ||||||||
21 | Формула Байеса | 1 | 12.02 | ||||||||
22 | Формула Байеса | 1 | 19.02 | ||||||||
23 | Формула Бернулли | 1 | 26.02 | ||||||||
24 | Самостоятельная работа | 1 | 05.03. | Текущий контроль | |||||||
Тема 3: Случайные величины (8 часов) | |||||||||||
25 | Дискретность и непрерывность случайной величины. Закон распределения дискретной случайной величины | 07.03-02.05 | 1 | 12.03 | |||||||
26 | Математическое ожидание дискретной случайной величины | 1 | 19.03 | ||||||||
27 | Математическое ожидание дискретной случайной величины | 1 | 02.04 | ||||||||
28 | Дисперсия и стандартное отклонение дискретной случайной величины | 1 | 09.04 | ||||||||
29 | Дисперсия и стандартное отклонение дискретной случайной величины | 1 | 16.04 | ||||||||
30 | Случайная величина в статистике и ее числовые характеристики | 1 | 23.04 | ||||||||
31 | Самостоятельная работа | 1 | 30.04 | Текущий контроль | |||||||
Тема 4: Теория вероятностей на ЕГЭ по математике (3 часа) | |||||||||||
32 | Решение задач из КИМов | 09.05-30.05 | 1 | 07.05 | |||||||
33 | Урок резерв | 1 | 14.05 | Праздничный день | |||||||
34 | Решение задач из КИМов | 1 | 21.05 | ||||||||
35 | Контрольная работа | 1 | 28.05 | Итоговый контроль |
Литература
- Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятности. - М.: Просвещение, 2005;
- Лютикас В.С. Факультативный курс по математике: теория вероятностей. Учебное пособие для 9-11 классов. – М.: Просвещение, 1990;
- Колмакова Л.П. Элементы теории вероятностей. Тамбов: ТОИПКРО, 2005;
- Цыпкин А.Г. Справочное пособие по математике для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007;
- Вентцель Е.С. Задачи и упражнения по теории вероятностей. М.: Академия, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (11 класс, информационно-технологический профиль)
Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики) предназначена для реализации государственных требовани...
Рабочая программа курса по выбору «Информатика и ИКТ» ( индивидуальная работа с учащимися) 10 класс.
Рабочая программа курса по выбору « Информатика и ИКТ» соответствует программе базового курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение тем образовательного...
Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
Программа составлена в контексте ФГОС....
Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....
Рабочая программа курса по выбору «Применение теории графов при решении математических задач» 9 класс.
Программа на 34 часа....
Рабочая программа курса «В мире географических знаков»
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющи...
Рабочая программа курса "В мире английской грамматики"
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 8 класса...