Открытый урок по математике в 5 классе по теме:"Попасть в дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Воронина Татьяна Константиновна

Открытый урок по математике в 5 классе по теме"Попасть в дроби" Автор учебника Виленкин. Открытый урок разработан по ФГОС. Предлагается технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popast_v_drobi.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Попасть в дроби"

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок закрепления знаний (практикум))

Цели урока: 

Образовательные: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей, сравнения десятичных дробей

, формирование способности практического применения алгоритма;

Развивающие: развитие внимания, вычислительных навыков, логического мышления; умения анализировать и делать выводы;

Воспитательные: воспитание чувства товарищества, аккуратности, усидчивости, ответственности.

Продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Планируемые результаты:

Предметные

- уметь  складывать и вычитать десятичные дроби, сравнивать десятичные дроби

- решать задачи на применение.

Метапредметные (УУД- познавательные, регулятивные, коммуникативные)

- уметь воспроизводить на память правила сложения и вычитания десятичных дробей, сравнения дробей.

- уметь обрабатывать информацию:

- формировать коммуникативную компетенцию учащихся: слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.

- контролировать и оценивать процесс, результат своей деятельности и своих товарищей

Личностные

- умение работать в коллективе, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения: метод проблемного обучения (частично-поисковый метод)

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная,

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с  учебником;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Технология обучения: Технология развивающего обучения

Оборудование: доска, ноутбук, проектор, экран,

Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я. и др., 2012, «Мнемозина», план-конспект урока, раздаточный материал, презентация

Ход урока

1. Актуализация знаний и умений :

Слайд 1,2 .

Прочитайте дроби: 3,5;0,375,110,07,61,981;5,51.

Назовите целую  часть и дробную часть

Рассказать, как сравнивают десятичные дроби, как выполнить вычитание двух дробей(1-й вариант рассказывает 2-у как сравнить две десятичные дроби,2-й вариант рассказывает 1-у как выполнить вычитание двух дробей)

Назвать наибольшую дробь, наименьшую

Выполнить действия устно:

8,7- 1,8=6,9; 6,3+2,4=8,7; 7,2-2,9=4,3; 9,1-3,6=5,5; 5+2,6=7,6; 2,5+1,8=4,3; 8,3-1,2=7,1; 5,6-3=2,6.

2. Тема урока. Цели. Задачи.

 Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются десятичные дроби? (на этикетках в магазинах, аптеках)

Вчера я была  в магазине  и увидела там такие ценники: Бананы 1кг  55 45; Груши 1кг 112 75; Мандарины 1кг 82 88.

Как понять такие ценники (55руб.45 коп,112 руб.75коп.,82руб. 88коп)

Хорошо. Но когда я подойду к кассе, купив 1кг мандаринов, как будет напечатана эта сумма в чеке(82,88 руб.)Т.е. вы копейки заменили рублями. Если я ещё куплю 300 г конфет, как эта масса будет пропечатана в чеке (0,3 кг).Ладно, прихожу на работу,  третий урок заканчивается в 10 45. Как вы это число запишите десятичной дробью (10,45) Попались! Учение о дробях всегда считалось трудным.  

А у немцев есть пословица ,которая так и звучит"Попасть  в ...дроби" т.е попасть в тяжёлое, трудное положение.

  И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Мне кажется определилась тема урока. ("Попасть в дроби") слайд1. Откройте тетради. Запишите тему урока.

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке, чтобы закрепить ранее изученное и улучшить навык работы с дробями ( Сравнивать дроби, складывать, вычитать, решать задачи, уравнения)

 Буду рада вашим хорошим ответам.

3.Практическая деятельность учащихся:

  1. Сравнить дроби(3 ученика у доски)

7,040=7,04;7,2>5,99; 18,04< 18,4; 0,3=0,30; 4,806<4,93; 9,404 <9,44.

  2.Ребята, выполняя математические задания, мы познакомим  гостей  с нашей школой и сами лучше узнаем её.

Слайд 4

Выполнить сложение и вычитание десятичных дробей (самостоятельно в тетрадях)

0,34+0,046=0,386*1959г.

5,8+22,191=27,991*1977г.

11,1-2,8=8,3*2013г.

88,252-4,69=83,562*762уч.

6,6-5,99=0,61*54уч.

3. Историческая справка школы. Слайды 5,6,7,8,9

. Ответ первого примера-1959 г.-построено первое здание школы на улице Роторная. Первый директор- Юрко Дмитрий Яковлевич.

Второй ответ:

1977г.-школа получила новое здание на улице Мавлютова

Третий ответ:

С 2013 г. школа имеет статус "Школа Превосходства"

Четвёртый и пятый ответы:

В школе учатся 762 ученика, работают 54 учителя. Возглавляет школу директор Ферафонтова  Фарида Альфатовна.

4.Поставьте запятые так, чтобы было верно равенство(на доске 2 ученика, остальные в тетрадях)

5,61- 0,41=52;7,49+4,48=1187; 4,2+2,06=626; 52+18=7; 18,01-2,9=1511;5-0,61=439

6.Физкультминутка:

Ребята с цифрами и запятой выходят к доске, они меняются местами, а сидящие на местах называют десятичные дроби

7.Историческая справка:

Слайд10. В 1427 г. Аль-Каши написал книгу "Ключ к арифметике" в которой сформулировал основные правила действий с десятичными дробями. Кстати он не использовал запятые

8. Сравнить числа (2 ученика у доски)

4,3** <4,788

0,342 > 0,341**

**,512 > *,9*

*,***< **,*

9. Решить уравнения(самостоятельно)Слайд 11

2,5+x=7

x-6,8=3,4

5-x=3.4

Первый ответ- актовый зал школы вмещает 150 человек

Второй ответ- в нашей библиотеке 11 тыс. учебников

Третий ответ-3 тыс. книг- другая литература.

4.Работа по учебнику: Решить задачи № 1215,1216,1220.

5. Осуществление коррекции

6. Оценивание учащихся

7. Итог урока- рефлексия

8.Домашнее задание: П30-32. №1247,1262. №1260-по желанию

                                                                                  Технологическая карта урока

        

 №

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Формирование УУД:

(Р) волевая само регуляция

2

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения  деятельности.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для выполнения основной практической деятельности

Слайд1,2 .

Прочитайте дроби: 3,5;0,375,110,07,61,981;5,51.

Назовите целую  часть и дробную часть

Рассказать, как сравнивают десятичные дроби, как выполнить вычитание двух дробей

Назвать наибольшую дробь, наименьшую

Выполнить действия

Прочитайте дроби: Назовите целую  часть и дробную часть

Учитель говорит:

1-й вариант рассказывает 2-у как сравнить две десятичные дроби,2-й вариант рассказывает 1-у как выполнить вычитание двух дробей

Назвать наибольшую дробь, наименьшую

Выполнить действия

Читают дроби, называют целую и дробную части.

1-й вариант рассказывает 2-у как сравнить две десятичные дроби,2-й вариант рассказывает 1-у как выполнить вычитание двух дробей

Называют наибольшую и наименьшую дроби

Выполняют устно действия

Фронтальная,.парная

Формирование УУД:

(Р) взаимомоконтроль, самоконтроль: осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной точностью и пол- нотой; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций

3

Пробное учебное действие. Выявление места и причин затруднения. Цель: согласовать тему  и цель урока

Бананы 1кг  55 45; Груши 1кг 112 75; Мандарины 1кг 82 88.

Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются десятичные дроби? Вчера я была  в магазине  и увидела там такие ценники: Бананы 1кг  55 45; Груши 1кг 112 75; Мандарины 1кг 82 88.

Как понять такие ценники

Хорошо. Но когда я подойду к кассе, купив 1кг мандаринов, как будет напечатана эта сумма в чеке Т.е. вы копейки заменили рублями. Если я ещё куплю 300 г конфет, как эта масса будет пропечатана в чеке Ладно, прихожу на работу,  третий урок заканчивается в 10 45. Как вы это число запишите десятичной дробью  Попались! Учение о дробях всегда считалось трудным.  

А у немцев есть пословица ,которая так и звучит"Попасть  в ...дроби" т.е попасть в тяжёлое, трудное положение.

  И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Мне кажется определилась тема урока. ("Попасть в дроби") слайд3. Откройте тетради. Запишите тему урока.

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке, чтобы закрепить ранее изученное и улучшить навык работы с дробями

Буду рада вашим хорошим ответам.

На этикетках лекарств, продуктов питания

Ученики отвечают: 55руб.45 коп,112 руб.75коп.,82руб. 88коп

82,88

0,3кг

10,45

Ответ: Сравнивать дроби, складывать, вычитать, решать задачи, уравнения

Фронтальная

Учатся определять и формулировать цели урока , деятельность  на уроке, определив границы знания и незнания(регулятивные целеполагания, регулятивные планирования, коммуникативные

4

5

6

7

8

9

10

Практическая деятельность учащихся

Цель:

Формирование умения применить полученные знания на практике

 Построение проекта выхода из затруднения;

Реализация построенного проекта

Физкультминутка

Историческая справка

Первичное закрепление во внешней речи

Взаимопроверка по ответам

Работа по учебнику

. Сравнить дроби

7,040=7,04;7,2>5,99; 18,04< 18,4; 0,3=0,30; 4,806<4,93; 9,404 <9,44.

Слайд 4

Выполнить сложение и вычитание десятичных дробей

0,34+0,046=0,386*1959г.

5,8+22,191=27,991*1977г.

11,1-2,8=8,3*2013г.

88,252-4,69=83,562*762уч.

6,6-5,99=0,61*54уч.

Историческая справка школы. Слайды 5,6,7,8,9.

Поставьте запятые так, чтобы было верно равенство

5,610,41=52;7,39+4,48=1187; 4,2+2,06=626; 52+18=7; 18,01-2,9=1511;5-0,61=439

Ребята с цифрами и запятой выходят к доске, они меняются местами, а сидящие на местах называют десятичные дроби

Слайд10. В 1427 г. Аль-Каши написал книгу "Ключ к арифметике" в которой сформулировал основные правила действий с десятичными дробями. Кстати он не использовал запятые

Сравнить числа

4,3** <4,788

0,342 > 0,341**

**,512 > *,9*

*,***< **,*

Слайд 11.

Решить уравнения

2,5+x=7

x-6,8=3,4

5-x=3.4

Решить задачи № 1215,1216,1220.

. Сравнить дроби(3 ученика у доски)

7,040=7,04;7,2>5,99; 18,04< 18,4; 0,3=0,30; 4,806<4,93; 9,404 <9,44.

Ребята, выполняя математические задания, мы познакомим  гостей  с нашей школой и сами лучше узнаем её.

Слайд4

Ответ первого примера-1959 г.-построено первое здание школы на улице Роторная. Первый директор- Юрко Дмитрий Яковлевич.

Второй ответ:

1977г.-школа получила новое здание на улице Мавлютова

Третий ответ:

С 2013 г. школа имеет статус "Школа Превосходства"

Четвёртый и пятый ответы:

В школе учатся 762 ученика, работают 54 учителя. Возглавляет школу директор Ферафонтова  Фарида Альфатовна.

Поставьте запятые так, чтобы было верно равенство(на доске 2 ученика, остальные в тетрадях)

5,61-0,41=52;7,39+4,48=1187; 4,2+2,06=626; 52+18=7; 18,01-2,9=1511;5-0,61=439

Ребята, кто устал выйдите к доске, чтобы немного подвигаться

Слайд 10

Сравнить числа:

2 ученика у доски остальные в тетрадях

Слайд 11. Решить уравнения самостоятельно (взаимопроверка)

Первый ответ- актовый зал школы вмещает 150 человек

Второй ответ- в нашей библиотеке 11 тыс. учебников

Третий ответ-3 тыс. книг- другая литература.

Решаем задачи из учебника

3 ученика у доски выполняют задания, остальные в тетради

Выполняют задания самостоятельно в тетрадях

2 ученика выполняют на доске, остальные в тетрадях

Выходят ребята, получают цифры и запятую. встают. С места называется эта дробь и т.д.

2 ученика у доски сравнивают числа, остальные в тетрадях

Решают уравнения в тетрадях(взаимопроверка)

Рассказать правила как находить неизвестные числа

Ученики решают задачи из учебника.

Индивидуальная

Парная

Индивидуально

парная

В паре.

Предметные познава-тельные: работа с ин-формацией, использо-вание знако-символических средств.

Личностные: формирование готовности к са-мообразованию.

Метапредметные

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

регулятивные: плани-рование своей деятельности для решения по-ставленной задачи и контроль полученного

Личностные: гордость за свою школу

Личностные: гордость за свою школу

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

9

. Осуществление коррекции

Учитель консультирует, советует ,помогает

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

фронтально

Коммуникативные, регулятивные коррекции

10

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Задаются вопросы:

-был ли ты активен на уроке?

-сумел ли ты закрепить свои знания?

-было ли тебе интересно?

Я молодец, у меня всё получилось

-надо решить ещё несколько примеров

Рефлексия Слайд 12 отметьте в тетради своё настроение

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание)

Отмечают в тетради своё настроение по слайду12

Формирование УУД

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно-

11

Домашнее задание

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

П30-32. №1247,1262.. №1260-по желанию

Учитель даёт дом .зад, поясняет.

Молодцы! Спасибо за урок. Слайд 13

Тетради сдать.

Ученики записывают дом. зад.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать своё задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Простые и составные числа"

Цель: 1)сформировать  понятия  простого  и  составного  числа,  способность  к  установлению  вида  числа  на  основе определения  и...

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"

Основная цель: 1)сформировать  способность  к  чтению и  записи десятичных  дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной  дро...

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Презентация урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК Н.Я.Виленкин)

Презентация урока по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" ( УМК Н.Я.Виленкин). Данный урок разработан с применением модульной технологии....

открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"

План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....

Открытый урок по математике (6 класс) на тему "Действия с целыми числами"

В ноябре каждого года у нас в школе проходит "Неделя открытых уроков". Обычно мы стараемся показать самое лучное: играем, отгадываем кроссворды, путешествуем, показываем применение новых технологий, и...