Урок - сказка "Помогите мне!"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Проверка в игровой форме теоритических знаний и практических навыков и умений сложения и вычитания чисел с переходом через разряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skazka_pomogite_mne.doc42.5 КБ
Файл urok_skazka_pomogite_mne.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задачи и примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд.

                                            Урок-сказка: «Помогите мне!»

Цель: - проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения сложения и

              вычитания чисел с переходом через разряд;

           - систематизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в

              игре:

            - формировать интерес к математике.

Оборудование: макет книги «Сказки», АРМ.

Ход урока:

I. Организационный момент.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

II. Открывается книга «Сказки».

- Ребята! К нам пришла телеграмма «SOS! SOS! Я приехал в гости к родственникам, а они спят и никак не проснутся. Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Хочу домой к маме! Помогите мне!»

Под телеграммой нет подписи. Кого и откуда нам надо спасать? А вот еще листочек и на нем нарисована елочка.

- Что бы это значило?

- Ребята, а где растут елочки?

- Точно. Теперь ясно: идем в лес. А в лесу нас встречает Баба Яга.

- Бабушка Яга! Вы нам поможете? Мы получили очень странную телеграмму: иди туда, не знаю куда, спасай того, не знаем кого.

Баба Яга: Я знаю! И дорогу укажу. И вы обязательно найдете того зверя в лесу. Но сначала решите задачки.

Задача. У меня в лесу есть два участка, где я выращиваю елочки специально для новогодних праздников. На одном участке 559 елочек, а на другом на 183 елочки меньше. Сколько всего елочек растет у меня на двух участках?

  1.  559 – 283 = 376 (елочек) – на 2 участке
  2. 559 + 376 = 935 (елочек)

Ответ: 935 елочек на двух участках.

Баба Яга: Молодцы! Хорошо решили. За это вам мой подарок: разноцветные шары на елке! Любуйтесь! Берите! Играйте! Решайте!

Устный счет. (А.Берестов)

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица!

Устный счет! Мы считаем в уме!

Снимаются «шары» с елки. Сторона, обращенная к детям цветная: красная, синяя, золотая, а на другой стороне номер 1, 2, 3,…. Снимаем ары, например с № 3, а на столе – пример на карточке под № 3 – считаем и т.д.

  1. (65 – 44) : 7 * 10 =      (30)
  2. 14 + 30 : 5 * 10 =         (74)
  3. 9 * 10 – 27 =                 (63)
  4. 64 : (2 * 4) + 37 =         (45)
  5. 10 * 8 +(83 – 48) : 5 =   (87)

Баба Яга: Молодцы, ребята! Вам придется идти по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. Всего 40

деревьев, из них берез – 18.сколько елок растет вдоль тропинки?

1) 40 – 18 = 22 (елки)

Ответ: 22 елки растет вдоль тропинки.

Баба Яга: Молодцы! А идти вам по тропинке надо приблизительно 700 м до камня, до развилки. Вот длины трех тропинок. По какой пойдете? (Округлить до сотен).

751 м, 649 м, 684 м (Округляют на доске).

     Баба Яга: По какой тропинке пойдете? Правильно! Пойдете по третьей тропинке, 700 м. она упрется в большой камень. От камня идут  3 дороги. Вам надо выбрать самую короткую из них. Эта дорога приведет вас к дом, где живет моя дочка Акулина. Дочка делает уроки. Вы помогите ей решить примеры, и она вам укажет путь.

          Итак, выбираем по какой вам идти дороге. А когда пойдете по ней, чтоб дорога вам не показалась длинной и скучной, решите задачу про меня и Кощея Бессмертного.

Задача. Мне 150 лет. Я старше Кощея на 50 лет. Сколько лет Кощею? До свидания! Счастливого пути!

Учитель: До свидания. Спасибо вам, бабушка Яга. Стоп, ребята. Камень. Развилка. Три указателя дороги: находим неизвестное. Ответы подписываем под стрелками.

а + 50 = 70                  а = 20

б – 19 = 8                    б = 27

53 – с = 47                   с = 6

Учитель: По какой дороге пойдём? (Получив правильный ответ, двигаемся дальше).

Пока мы идём эти 6 км, решим задачу, и выясним, сколько лет Кощею Бессмертному. Решение и ответ записываются в тетрадь.

Учитель: Правильно решили. Молодцы! Не заметили, как пришли к дому дочки Бабы Яги – к Акулине.

Ребята, Кощей Бессмертный хотел жениться на Василисе Премудрой, но та ему отказала. Но отказала не прямо, а очень тонко, по – мудрому. Вот так. Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 300 сундуков полных золота, и каждый год прибавляется еще по 2 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 500 сундуков полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

1) 500 – 300 = 200 (сундуков)  

2) 200 : 2 = 100 (лет)

3) 100 + 18 = 118 (лет) – будет Василисе Премудрой

Учитель: Невесте будет 118 лет. А жениху? – 200 лет.

Не захотел Кощей Бессмертный так долго ждать Василису, он решил жениться на дочке Бабы Яги – на Акулине. Только пусть она сначала научится читать, писать, считать. Сейчас она как раз выполняет домашнее задание по математике.

 Акулина: Я взяла калькулятор у сына Дикобраза. А он, калькулятор, барахлит, делает ошибки.

Учитель:

Дикобраз в подарок сыну

Сделал счетную машину

К сожалению, она

Недостаточно точна.

Результаты перед вами –

Быстро все исправим сами!

(Неправильно решенные примеры исправляются)

149 +372 = 511               (521)

963 – 195 = 832              (768)  

239 + 183 = 422

610 – 294 = 424              (316)

Учитель: А примеры на нахождение неизвестного числа Акулина совсем решать не может. Давайте, ребята, поможем ей.

1000 – х = 789                 х = 211

х – 354 = 151                   х = 505

х + 165 = 990                   х = 825

Акулина: Спасибо, вы мне очень помогли. Я вам укажу дорогу. Зверек, которого вы ищете, находится совсем рядом. Вам только надо отгадать, как зовут этого зверя, и позвать его. Желаю удачи.

Учитель: Давайте, ребята, отгадаем, как зовут этого зверя. Запишите в клетки два слова.

  1. Действие, при котором есть такие компоненты: множители, произведение.   (Умножение).
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.     (Квадрат).

Учитель: Зверя зовут Умка!

III. Домашнее задание.

IV. Итог урока. Молодцы! Теперь вам понятно, какие родственники у Умки спят? А Умку мы на вертолете отправим на Северный Плюс к его маме. Спасибо вам всем! Спасибо!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи и примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд . Урок-сказка : « Помогите мне !» 5 класс ГКОУ школа № 10 VIII вида г. Белореченска Краснодарского края учитель математики Панько Т.В.

Слайд 3

« SOS ! SOS ! Я приехал в гости к родственникам, а они спят и никак не проснутся. Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Хочу домой к маме! Помогите мне !» ТЕЛЕГРАММА елочка

Слайд 4

Баба Яга: Я знаю! И дорогу укажу. И вы обязательно найдете того зверя в лесу. Но сначала решите задачки. Бабушка Яга! Вы нам поможете? Мы получили очень странную телеграмму: иди туда, не знаю куда, принеси того, не знаем кого.

Слайд 5

Задача. У меня в лесу есть два участка, где я выращиваю елочки специально для новогодних праздников . На одном участке – 559 елочек. На другом участке – ? елочек, на 183 елочки меньше. Сколько всего елочек растет у меня на двух участках? 935 елочек

Слайд 6

Баба Яга: Молодцы! Хорошо решили. За это вам мой подарок: разноцветные шары на елке! Любуйтесь! Берите! Играйте! Решайте!

Слайд 8

(65 – 44) : 7 * 10 14 + 30 : 5 * 10 30 74 9 * 10 – 27 63 64 : (2 * 4) + 37 45 10 * 8 +(83 – 48) : 5 87 1 2 3 4 5 Снимаются «шары» с елки и решаются примеры

Слайд 9

Баба Яга: Молодцы, ребята! Вам придется идти по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. – 18 деревьев – ? деревьев 40 деревьев 22 елки

Слайд 10

Баба Яга: Молодцы! А идти вам по тропинке надо приблизительно 700 м до камня, до развилки. Вот длины трех тропинок. По какой пойдете? (Округлить до сотен). 751 м, 649 м, 684 м Правильно! Пойдете по третьей тропинке, 700 м. Она упрется в большой камень.

Слайд 11

Баба Яга: От камня идут 3 дороги. Вам надо выбрать самую короткую из них. Эта дорога приведет вас к дому, где живет моя дочка Акулина. Дочка делает уроки. Вы помогите ей решить примеры, и она вам укажет путь. А когда пойдете по ней, чтоб дорога не показалась длинной и скучной, решите задачу про меня и Кощея Бессмертного

Слайд 12

До свидания Спасибо вам, бабушка Яга. Стоп, ребята . Камень. Развилка. Три указателя дороги: находим неизвестное . а + 50 = 70 б – 19 = 8 53 – с = 47 а = 20 б = 27 с = 6 По какой дороге пойдем? с = 6

Слайд 13

Задача. Бабе Яге 150 лет. Она старше Кощея на 50 лет. Сколько лет Кощею? Верно. Кощею Бессмертному 100 лет. Пока идем эти 6 км, решим задачу, и выясним, сколько лет Кощею Бессмертному. Правильно решили. Молодцы! Не заметили, как пришли к дому дочки Бабы Яги – к Акулине.

Слайд 14

Ребята , Кощей Бессмертный хотел жениться на Василисе Премудрой, но та ему отказала. Но отказала не прямо, а очень тонко, по – мудрому. Вот как . Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 300 сундуков полных золота, и каждый год прибавляется еще по 2 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 500 сундуков полных золота . Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы? А жениху? Невесте будет 118 лет . 200 лет .

Слайд 15

Не захотел Кощей Бессмертный так долго ждать Василису, он решил жениться на дочке Бабы Яги – на Акулине. Только пусть она сначала научится читать, писать, считать. Сейчас она как раз выполняет домашнее задание по математике. Я взяла калькулятор у сына Дикобраза. А он, калькулятор, барахлит, делает ошибки. Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину К сожалению, она Недостаточно точна. Результаты перед вами – Быстро все исправим сами!

Слайд 16

149 +372 = 511 963 – 195 = 832 239 + 183 = 422 610 – 294 = 424 521 768 316 422

Слайд 17

А примеры на нахождение неизвестного числа Акулина совсем решать не может. Давайте, ребята, поможем ей. Спасибо, вы мне очень помогли. Я вам укажу дорогу. Зверек, которого вы ищете, находится совсем рядом. Вам только надо отгадать, как зовут этого зверя, и позвать его. Желаю удачи. 1000 – х = 789 х – 354 = 151 х + 165 = 990 х = 211 х = 505 х = 825

Слайд 18

Давайте, ребята, отгадаем, как зовут этого зверя. Запишите в клетки два слова. Действие, при котором есть такие компоненты: множители, произведение. Прямоугольник, у которого все стороны равны. Ум ножение к в а драт Зверя зовут Умка! Как зовут зверя?

Слайд 19

Молодцы! Теперь вам понятно, какие родственники у Умки спят? А Умку мы на вертолете отправим на Северный Плюс к его маме. Спасибо вам всем! Спасибо! Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...