Урок математики в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Урок по теме " Положительные и отрицательные числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_6_klasse.doc | 971.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Положительные и отрицательные числа»
Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений учащихся с использованием ИТ.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.
– Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока.
– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».
II. Устная работа.
– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.
«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»
– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}
– Поможем?
– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.
– 1. Ответим на несколько вопросов.
Скажите пожалуйста какое перед нами число? -32
Как называется это число?
А где расположено это число на координатной прямой?
А какие числа называются отрицательными?
Мы говорим о координатной прямой.
Назовите два целых, соседних с данным, числа.
А какое число будет противоположно данному?
А какие числа называются противоположными?
Чему равен модуль данного числа?
А что называется модулем числа?
– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.
2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.
3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.
– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.
2,3 | 0,1 | 5 | |
- 7 | - 8 | - 3,5 | |
- 4,2 | 1,4 |
– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные:
(; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}
– Молодцы. С этим заданием вы справились.
Задания блиц – опроса выполняются на карточках по двум вариантам.
Вариант 1.
Числа со значком “-” называют (отрицательными).
Ни положительным ни отрицательным числом является _____0______.
Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют (координатой) этой точки.
Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.
Если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату (-7).
Точка Х(-5) удалена от точки У(3) на 8 единичных отрезков.
Положительное направление на координатной прямой отмечают (стрелкой). Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа (увеличиваются) (увеличиваются, уменьшаются).
Заполни пропуск: число (-2) на 3 больше числа -5.
Заполни пропуск: число (-6) на 5 меньше числа -1.
Целыми числами называют (натуральные) числа, (противоположными) им числа и (нуль).
Вариант 2.
Числа со знаком “+” перед ними называют (положительными).
Число нуль отделяет на координатной прямой (отрицательными) числа от (положительных).
Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней (началом отсчета, единичным отрезком и направлением).
Отрицательные числа расположены (левее) (правее, левее) от нуля.
Если точка М расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату (+12).
Точка Х(-4) удалена от точки У(2) на (6) единиц.
Заполни пропуск: число (-2) на 5 больше числа -7.
Заполни пропуск: число (-6) на 4 меньше числа -2.
Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 7 и -7 , равна (0).
Рациональными числами называют: (положительными) числа, (отрицательными) числа и (нуль)
IV. Историческая справка.
– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}
5. Снайперская самостоятельная работа
Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.
Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.
( +4 ) | ( -1 ) | ( +6 ) | ( -2 ) | ( +7 ) | ( -5 ) |
Слайд 5
( +4 ) | ( -1 ) | ( +6 ) | ( -2 ) | ( +7 ) | ( -5 ) |
Д | Е | К | А | Р | Т |
Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую
физкультминутка:
Учащиеся встают. Учитель по порядку называет задания: а), б) и т.д. Если в ответе получается знак больше, то нужно поднять руки вверх и потянуться, если меньше, то повертеть головой влево-вправо.
а) 0,5 … -5;
б) -100….-10;
в) -19,9….-20;
г) -6,2….-2,6;
д) -0,2….-0,03;
е) -4,2….-4,5.
Решение практической задачи:
Сегодня, столбик термометра показывает температуру -10оС, а к выходным передали изменение температуры на 10оС. Какая ожидается температура к выходным? Так ли нам это важно знать?
Ответ: 0о
VII. Тестовая работа.
– Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.
– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.
– Все готовы? Тогда начинаем.
Фамилия, имя _____________ | Фамилия, имя _____________ |
Сравните числа – 15 и – 12. Найдите сумму чисел |– 1,4| и| – 1,8|. Найдите разность чисел |– 0,7|и |– 0,3|. | Сравните числа – 17 и – 23. Найдите сумму чисел | – 1,4| и |0,8|. Найдите разность чисел | – 0,9| и| 0,7|. |
– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.
VIII. Итог урока.
– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.
– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»
– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.
– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.
( +4 ) | ( -1 ) | ( +6 ) | ( -2 ) | ( +7 ) | ( -5 ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).
Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7 класса; интеллект-карта...
урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....
урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"
урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...