Выступление на РМО математиков по теме: «Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов»
статья по математике на тему
Доклад "Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов" | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на РМО математиков по теме:
«Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов»
Составила:
Кудряшова Е. Н.,
учителя математики
I квалификационной категории
21.02.2017г.
Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных ее сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации образования.
Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио.
Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному становлению педагога, является портфолио.
Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к самосовершенствованию;
- освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Типы портфолио
- Папка достижений;
- Рефлексивное портфолио;
- Проблемно-исследовательское;
- Тематическое портфолио;
- Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио
- как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
- как возможность рефлексии собственной работы;
- как документ, в котором отражено развитие учителя.
Ожидаемые результаты
- Повышение качества школьного образования.
- Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
- Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
- Повышение профессионального уровня учителей.
- Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Принципы работы портфолио педагога
1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
Возможные разделы портфолио
Раздел 1. Общие сведения об учителе.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
В этот раздел помещаются:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Раздел3.Научно-методическаядеятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
• программы работы кружков и факультативов
• другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).
Аттестационное портфолио
В период подготовки к аттестации целесообразно оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать соответствие заявленной квалификационной категории. Портфолио показывает уровень профессиональной деятельности сотрудника, оно помогает экспертам при принятии решений. Ведь человек годами собирает, накапливает материал, демонстрирующий, как он работал. И когда эксперты знакомятся с таким портфолио, они видят многое. Это экономит время процедуры аттестации, но главное – показывает уровень специалиста, какие он ставил цели, какими путями их добивался, что освоил и насколько вырос за данное время.
В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Можно по желанию включать разные рубрики, которые, наиболее ярко покажут профессионализм, творчество.
Портфолио формируется самостоятельно в межаттестационный период, но не более чем за 5 лет.
Примерное содержание
Портрет
- Общие сведения о педагоге Фамилия, имя, отчество, год рождения
- Презентации Автобиография;
- Резюме;
- Эссе «Моя педагогическая философия»
- Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога):
- Образование: ВУЗ (копии документов)
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность)
- Повышение квалификации – учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)
- Наличие учёных и почётных званий и степеней.
- Аттестация Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат
Коллектор
Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым:
- Образовательные программы и комплекты учебно-методической литературы;
- Используемые образовательные технологии;
- Средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- Тематические подборки литературы;
- Списки прочитанных за год книг с аннотациями.
Рабочие материалы
- Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога
- Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;
- Конспекты (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.
- Участие в методической работе ДОУ (организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.)
- Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.) ;
- Аудио- видеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.
- Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)
- Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;
- Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.
- Участие в конференциях и семинарах (Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия);
- Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.
- Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ
- Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.
- Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.
- Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.
- Другие документы.
Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)
- Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.
- Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях
- Копии дипломов различных конкурсов
- Подготовка воспитанников к участию в конкурсах Победители конкурсов, соревнований и др. Копии дипломов, грамот, полученных детьми.
- Отзывы детей, коллег, родителей и др.
- Диагностика Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
Материалы аттестационного портфолио можно оформить в виде таблиц, например,
Самообразование
Программа самообразования
Тема самообразования
Цель
Задачи
Содержание
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | |||||
Организационный | |||||
Этап реализации | |||||
Итогово-обобщающий |
Курсы повышения квалификации
№ | Курсы повышения квалификации, семинары (указать вид, тему) | Место обучения | Результат (полученное свидетельство, удостоверение, сертификат, др.) | Количество часов | Сроки |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении курсовой подготовки
Аттестация
Должность | Имеющаяся квалификационная категория | Форма аттестации | Присвоенная квалификационная категория | Дата аттестации | Срок следующей аттестации |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении аттестации (заявление на аттестацию, представление на должность, аттестационный лист).
Достижения (грамоты, благодарности, награды, звания, др.)
№ | Название документа | Содержание | Кем выдан | Когда выдан |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о достижениях педагога (специалиста).
Распространение опыта
Выступления на семинарах, конференциях, методических объединениях и др.
№ | Дата, место | Название мероприятия, уровень (муниципальный, региональный, др.) | Тема выступления | Категория слушателей |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются материалы выступлений, тексты докладов на семинарах, МО и др.
Публикации
№ | Наименование работы (ее вид) | Выходные данные издания | Соавторы | Объём (кол-во стр.) |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются тексты публикаций.
Авторские рабочие программы
№ | Название программы | Базовая программа (на основании какой программы разработано) | Адресат (указать, для кого предназначена программа, возраст детей) | Год составления (написания) программы |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются программы.
Конспекты открытых занятий с самоанализом
№ | Дата | Тема занятия | Вид занятия (коррекционно-развивающее, тренинг, др.) | Адресат (возраст детей) | Категория слушателей (для кого показывали) |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются конспекты занятий с самоанализом, отзывы о проведении занятий.
Методические разработки
№ | Название методических разработок | Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) | Адресат (кому предназначены) | Год разработки |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
Мультимедийные разработки (презентации)
№ | Название методических разработок | Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) | Адресат (кому предназначены) | Год разработки |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
Участие в инновационной деятельности (проблемные, творческие группы)
№ | Время работы | Направления работы (вид, название) | Результат |
1. |
Особенности портфолио и работы с ним делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности профессиональных достижений конкретного учителя, отвечающей компетентностному подходу. Введение научно-методического портфолио учителя может повысить профессиональную активность, уровень осознания им своих целей и возможностей и сделает его более заинтересованным и ответственным за свою деятельность.
Литература
1. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб.: Изд. “Каро”, 2007.
3. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы).// Педагогическая психология. – №1, 2009
4. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2012 №8 с.29-31
5. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2012
6. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога.// Практика административной работы. – 2013 №8 с.31-33
7. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.//Образование в современной школе. 2011 №9 с.19-23
8. Лобода Ю.Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения.// Педагогическая диагностика. 2005 №4 с.71-80
9. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005 с.56-62.
Информационные средства
Интернет-ресурсы на русском языке
- "Национальный конкурс Портфолио учителя" http://rkodm.chita.ru/file/konkurs/pologenie_nazional_ticher2.htm (рус.)
Примеры портфолио учителей. Лучшие портфолио, выдвигаемые на премию Президента Российской Федерации. - "Методический центр "Развивающее обучение"" http://www.centr-ro.ru/opt/bak_06.html (рус.)
Наиболее типичные ошибки при составлении портфолио. Назначение портфолио. - ""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ" http://portfolio.1september.ru/index.php (рус.)
Здесь можно ознакомиться с общими требованиями к составлению портфолио, посмотреть примеры. Имеется литература в помощь для создания портфоли - Портфолио педагога http://buryatia.fio.ru/work/29/PolyanskyaTV/main.htm (рус.)
Назначение портфолио. Его составляющие. - "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов" http://libraryschool.narod.ru/gazeta/volna/ayhac_4.htm (рус.)
На данном сайте представлены приблизительные разработки портфолио. Освещены вопросы: "С чего нужно начать, какие материалы использовать?« - 6."Библоитечно-информационный центр" http://bookoliki.gmsib.ru/library/index.php?resource=10178&id_site=11 (рус.)
Примеры составления портфолио. Актуальные вопросы. Методические указания. - 7. "Информационный сайт" http://www.yubileyny.ru/index.php?id=news&sub=2005/050820/050820j (рус.)
Значение слова "портфолио". Особенности. Назначение. - 8. "Конференция" http://www.acis.vis.ru/9/1_6/birukova.htm (рус.)
Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»
С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...
Выступление на тему "Портфолио учителя как одна из форм мониторинга"
Выступление на педагогическом совете "Педагогический мониторинг как необходимое условие повышения качества образовательного процесса"...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"
Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса"...
Выступление на методическом семинаре по теме: «Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Школа безопасности» и « Безопасность жизнедеятельности» в 4 и 5классах» учителя химии и ОБЖ высшей категории Федоровой
Выступление на методическом семинаре по теме:«Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Шко...
Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»
Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие учителя физической культуры иучителей предметников»...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ООО в работе учителя), 13.04.2022 г,
Выступление на педагогическом совете по теме:«Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НО...