Приемы работы с текстом на уроках математики
статья по математике (7 класс) на тему

Валиева Ралифа Мирзалихановна

Общие умения коммуникации включают в себя: умение самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, умения читать и писать с пониманием, умение слушать и говорить с пониманием, умение поставить нужный вопрос. 

Приемы, организующие понимание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_na_ponimanie_teskta_po_matematike_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроках математики

 Валиева Ралифа Мирзалихановна, учитель математики.

      С каждым годом изучение предмета математики вызывает все большие трудности у многих учащихся. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: “Я не понимаю”. Да и результаты ЕГЭ показывают, что у выпускников недостаточно сформированы умения читать текст с пониманием. Некоторые из них, выходя с экзамена, огорчены по поводу того, что не поняли формулировки некоторых заданий. Если б учитель помог (переформулировал задание), то часть школьников справились бы с заданием. Как же научить детей понимать? Это один из главных вопросов сегодняшнего дня.

     Понимание – это деятельность по восстановлению образа целого на основе некоторых его частей. Познание отвечает на вопросы “Что есть …?”, “Что это?”. Познание раскрывает сущность. В этом смысле оно безразлично к вопросу “Почему?”. Понимание предполагает не только выяснения сущности, не только ответ на вопрос “Что это такое?”, но и выяснения ответа на вопрос “Почему именно такое?”. Понимание – это искусство “схватывания” смысла какого-то текста.

     Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

      Понимание – это процесс, посредством которого школьник постигает смысл предъявленного ему учебного материала, и, таким образом, приобретет знания.

Понимание как психический процесс обладает рядом характеристик. Ведущие психологи к характеристикам понимания относят:

-Глубину понимания. Причем значительно помогает углубить понимание переход от общего, недифференцированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой его части и пониманию взаимодействия этих частей.

-Отчетливость осознания связей и отношений. На начальных стадиях понимания мы “чувствуем” смысл того, что понимаем, на более поздних этапах – постигаем смысл этого.

-Полнота осмысления того, что надо понять, понимание каждого свойства, каждой части понимаемого.

-Обоснованность – осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным 

      Усвоение знаний связано с возрастными изменениями, происходящими в структуре процесса понимания, - развитием умений устанавливать связи в материале, сопоставлять новую и известную информацию, выделять непонятное.

     В младшем школьном возрасте понимание характеризуется отсутствием поиска связей в материале. Дети переводят отдельные смысловые элементы материала на язык своего опыта, стремятся в основном запомнить текст, не анализируя его. Типичными являются ограниченный учет сообщаемых сведений и “разорванность” излагаемого содержания. Часто дети ограничиваются изложением одного из моментов в содержании текста, опуская остальные.

      У учащихся 5 – 6 классов наблюдается частичное осмысление материала: они начинают выделять основные моменты в содержании текста. Однако понимание остается в пределах той конкретной информации, которая сообщается в тексте. Наиболее явные изменения в развитии процесса понимания происходят в подростковом возрасте. Они связаны с появлением тенденции передавать основное содержание текста в сжатой, обобщенной форме, ориентированной не на известную, а на новую информацию, а также с переходом к целому восприятию информации.

      В основу нынешней педагогики заложен процесс познания. Тексты учебника, учебных средств, тексты учителя и сама деятельность школьника организуется так, чтобы запускать и поддерживать процесс познания. Однако противоречие заключается в том, что школьник в первую очередь сталкивается не с явлениями, которые он должен познавать, а с устными или письменными текстами, которые он просто должен понять.

     Чтобы обеспечить процесс понимания на уроке, необходимо учителю работать в режиме понимающей педагогики.

Общие умения коммуникации включают в себя: умение самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, умение читать и писать с пониманием, умение слушать и говорить с пониманием, умение поставить нужный вопрос.

       Когда человек входит в любой вид коммуникации (индивидуально-групповая, парная, групповая или коллективная), то самым важным средством организации коммуникации является текст. Все тексты можно разделить на два вида: вербальные и знаковые. Под вербальным текстом понимают человеческую речь, а под знаковым – письмо, письменный текст.

Какие же существуют приемы, организующие понимание учащихся?

 

Вербальный текст

Знаковый текст

Приемы

Применение техники вопрошания

Схематизация

Передача текста своими словами

Пауза

Резюмирование

Рефлексия

Методика доводящей карточки

Схематизация

Методика взаимопередачи тем

Методика Ривина

Рефлексия

Схематизация

Схема – это изложение, описание, изображение чего-то в главных чертах. Схема применяется в обучении в виде простейшего чертежа, передающего с помощью условных обозначений и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Схематизация необходима для углубления собственного понимания.

Основные требования к схемам:

-Они не должны быть сложными и громоздкими.

-Размещать их элементы следует равномерно.

-Линии взаимосвязей должны быть четкими.

-Схемы должны быть выразительными с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях

Алгоритм написания схем:

-Записать основные мысли словами

-Эти слова распределить в группы на основе каких-то сходных признаков

-Ввести сокращения и условные обозначения

-Выделить главную мысль, оформить ее при помощи условных обозначений, поставить ее в “центр” схемы, а затем вокруг поместить остальные мысли в форме условных обозначений.

Влияние  схемы в учебном процессе:

-Влияют на скорость восприятия, понимания и усвоения “поступающих в мозг сообщений”

-Воздействуют на эффективную фиксацию в памяти учебного материала

-Помогают выделить главное и детализировать, выявить взаимосвязи в предмете изучения

-Помогают выразить информацию в сжатой форме

-Помогают прийти к единому пониманию

-Развивают творческие способности через язык графики

Примеры некоторых схем, которые применяются на уроках математики.

Методика Ривина 

Каждый учащийся получает свою тему и прорабатывает ее поабзацно в парах сменного состава.

Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац. Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь.

После этого для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет в тетрадь название. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает его, помогает разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь. И так далее.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, учащийся выступает по данной теме перед малой группой.

Как сделать так, чтобы учащиеся усваивали учебный материал на уроке? Как сделать так, чтобы каждый учащийся понимал учебный материал на уроке? Эти вопросы волнуют каждого педагога. В различных практиках обучения уже получены некоторые методики и способы организации понимающей деятельности школьников. Предложенные приемы работы применяются в практиках индивидуально-ориентированной системы обучения и коллективного способа обучения, которые широко используются педагогами нашей школы и города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Рассказывается о том, какие приемы  развития смыслового чтениея применяют  на уроках математики. Как работать с текстом ....

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...