Доклад. Приемы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики
методическая разработка по математике на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Томпонская многопрофильная гимназия» п. Хандыга Томнского района Республики Саха (Якутия)
Доклад.
Тема: «Приемы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики»
Подготовила:
учитель математики и физики
Мельник А. И.
Хандыга
2016-17 учебный год
Чтение делает человека знающим,
беседа — находчивым,
а привычка записывать — точным.
Бэкон Ф.
Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определенной специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник – человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС, система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ реализующаяся в стандартах второго поколения:
- «Формирование универсальных учебных действий»
- «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
- «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
- «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятие текста, поиск информации и понимание прочитанного. Вторая – это извлечение смысла, преобразование и интерпретация текста. Третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием.
Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и несплошные (с визуальным изображениями).
Типы сплошных текстов:
- описание (художественные и технические);
- повествование (рассказ, отчёт);
- объяснение (рассуждение, интерпретация);
- аргументация (научный комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.)
Типы несплошные тексты:
- формы (анкеты);
- таблицы;
- диаграммы, графики, карты;
- списки;
-информационные листы (расписание и др).
На уроках математики встречаются и сплошные тексты, но чаще всего несплошные, таких заданий очень много как в базовом, так в профильном уровне ЕГЭ.
В своём выступлении хочу привести примеры приёмов работы с текстом, которые очень часто я использую на своих уроках.
- Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? При каких условиях задача имеет несколько решений? Установите закономерность …? Можно ли обобщить задачу, если…? Рационально ли решена задача? | Кто..? Что…? Когда…? Что известно в задаче? Что нужно найти? Какова зависимость между…? Достаточно ли данных в задаче для её решения? |
Этот приём я использую на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.
- Приём «Представление информации в кластерах».
Этот способ формирует структурировать и систематизировать материал.
Кластер – графический способ организации учебного материала. В виде кластера мы с учащимися можем записывать правила , можем структурировать материал. Этот приём я использую как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний. Например в 5 классе на уроках математике при изучении геометрического материала я использую кластеры:
- при объяснении новой темы; (Приложение 1. Самостоятельное изучение темы «Прямолинейное и криволинейное движение». Физика 9 класс).
-для систематизации знаний;
-для контроля изученного материала. (Приложение 2. Кластеры «Углы», «Треугольники», «Многоугольники»).
- Приём «Вопросы к тексту учебника».
Этот приём формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах.
- Прочитайте текст.
- Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
- Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
- Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Этот приём я использую на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.
- Приём «Верные и неверные утверждения».
Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.
Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», неверно - «- ». Этот приём я использую на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.
- Приём «Верите ли вы…».
Этот приём направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот приём я использую в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы могу задавать я или учащиеся при проверке правил д/з.
- Приём «Составление краткой записи задачи».
Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.
Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.
Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты. Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.
Этот приём я использую при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.
- Приём «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения).
Этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот приём я использую в домашней работе, т.к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – « - »; не понял, есть вопросы, проблема «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.
Такой прием можно использовать в старших классах на уроках физики. (Приложение 3. Физика10 класс. «Закон сохранения механической энергии»).
Для развития и проверки навыков чтения в своей работе я использую такие типы заданий:
Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте;
- завершение предложения.
Задания «на восстановление текста»:
- собери правило;
- найди ошибку;
- расположи в правильной последовательности.
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;
- соотнесение данных слов со словами из текста.
Такого вида задания есть в ОГЭ по физике.
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД:
Познавательные:
- выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;
- выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) для решения учебных и жизненных задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
- классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);
- устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
- переносить полученные знания в новую ситуацию;
- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.
Регулятивные:
- формировать и определять цели, проблемы деятельности: учебные и жизненно-практические;
- планировать деятельность;
- адекватно оценивать свои достижения;
- осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- корректировать своё мнение;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.
Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к изучению нового;
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;
- формировать критичность мышления.
Таким образом, данные приёмы мне помогают развивать логическое мышление, мотивировать учащихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
Литература:
1. Н. Н .Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать
ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011 г.
2. ФГОС ООО.
3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.
4. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 7 класс: Варианты 1-4.-М.; СПб: Просвещение, 2016. – 80 с. («ФГОС: оценка образовательных достижений»).
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС
В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...
статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».
Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Рассказывается о том, какие приемы развития смыслового чтениея применяют на уроках математики. Как работать с текстом ....
Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".
Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...