Доклад "Развитие связной речи на уроках математики"
учебно-методический материал по математике на тему
Развитие связной речи на уроках математики у учащихся с нарушением слуха школы 2 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_matematiki.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи на уроках математики
Учащимся с нарушением слуха присуще общее недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с ребятами приемы вычислений, способы решения арифметических задач, геометрических построений, я использую математические термины, специфические словосочетания, синтаксические конструкции, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются.
В своей деятельности для развития связной математической речи учащихся на уроках математики использую определенные приемы работы на различных этапах урока:
1) на этапе устного счета:
Ежедневно в ходе устного опроса и при выполнении математических диктантов даю детям упражнения, содержащие задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании:
а) отнять, вычесть, прибавить, сложить, произведение, делимое, килограмм, сантиметр, сложить, вычислить, количество, дециметр и т.п.;
б)прочитайте выражение
(20+10)-5, 69-42:6.
в) прочитайте выражение разными способами:
36+18, 72:12, 59-6, 17х3
2) на этапе речевой зарядки провожу словарную работу с математическими терминами- для развития понимания и умения объяснять значение математических терминов, усвоения их правильного написания и формирования умения составлять связное высказывание. Например, даю следующие фразы : «Пять умножить на четыре, получится двадцать», «Если число 5 увеличить в 4 раза, получится 20».
3) на этапе решения математических задач
Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучаю грамотному изложению письменных работ. Для этого использую
- комментированные решения задач
- коллективную работу с записью решения задачи на доске
- самостоятельную работу над задачей после тщательного ее разбора
Этапы решения задач
1. Ознакомление с содержанием задачи, первичный анализ.
2. Поиск решения задачи, составление плана.
3. Выполнение решения задачи и получение ответа на вопрос задачи.
4. Проверка решения задачи.
Работу провожу следующим образом:
У Саши было 8 марок, а у Коли 4 марки . Сколько марок было у мальчиков?
− о ком говорится в задаче?
−о чем задача?
−сколько было марок у Саши?
−сколько марок было у Коли?
−что запишем в кратком условии?
−какой вопрос задачи?
−каким действием будем решать задачу? Почему?
−продиктуй решение задачи
−…, скажи (прочитай) ответ
−…, сделай проверку
На каждом этапе работы над задачей требую полных развернутых ответов
4) При решении примеров использую работу, когда один ученик работает у доски, комментируя запись решения примера. Затем другой с места должен повторить, либо сказать по-другому (например: двадцать плюс три будет двадцать три, или к двадцати прибавить три получится двадцать три)
4) выработка правильной письменной речи
Слежу за выработкой устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, неправильных сокращений слов.
Например ошибки в словах : цифра, двадцать пятое января и др.
Замечено, что если не ограничиваться только включением в устную речь соответствующих слов и словосочетаний, а широко пользоваться еще их и записью, то усвоение данных терминов протекает значительно быстрее. Поэтому я стараюсь изготавливать таблички с написанными на них, необходимыми для запоминания словами, предложениями с соответствующими иллюстрациями. Но и использование таких табличек в работе недостаточно. Необходимо также обращаться к записыванию слов в тетрадях. Если ребята своей рукой запишут обороты речи, которые надо усвоить, прочитают, повторят, то соответственно будут уверенно их говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках биологии
В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.
Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями моей работы на уроках эвенского языка являются:-воспитывать личность как этнос поср...
Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"
Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...