Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_dlya_pechati.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Тема урока: «Деление натуральных чисел и его свойства».

Тип урока - урок систематизации знаний по теме, полученных в начальной школе. Изучение и                                        первичное закрепление знаний и способов действий.

Цели урока:

  1. В предметном направлении.

Актуализировать знания учащихся о действии делении. Повторить алгоритм деления. Обучить решению практических задач с применением знаний делений и его свойств. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую арифметическое действие.

  1. В метапредметном направлении.

Регулятивные – Составлять план и последовательность действий. Различать способ и результат действия. Оценивать достигнутый результат.

Познавательные – Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Передавать содержание в сжатом или развернутом виде. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммукативные – Учиться управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, приводя при этом аргументы.

  1. В направлении личностного развития.

Формирование навыков анализа, ясности и точности мысли, критичности мышления, логического мышления, пространственных представлений, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.

Задачи урока:

  1. В предметном направлении.

Повторить, обобщить и систематизировать знания и умения о действии деления. Научить в процессе реальной ситуации использовать следующие понятия: «какое действие называют делением?»; «компоненты деления»; «результат деления»; «свойство деления». Подвести учащихся к самостоятельному формулированию свойств. Показать учащимся практическое применение данных свойств (для решения текстовых задач, для рационального решения примеров на деление).

  1. В метапредметном направлении.

Сформировать представления учащихся о действии деления натуральных чисел как о неотъемлемой части окружающего нас мира, об использовании приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Показать учащимся способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

  1. В направлении личностного развития.

Воспитывать у учащихся интерес к математике. Формировать умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; смыслообразовании, правильно выражать свои мысли в речи; установление связи между целью учебной деятельности и определением того, «какое значение, смысл имеет данная тема для меня»; участие в коллективном обсуждении проблем; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, адекватную самооценку.

Учебные материалы урока. Учебник «Математика», 5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. – 30-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2012.

План урока:

1. Организационный момент. – 1 минута.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. – 7 минут.

3. Целеполагание и мотивация. – 7 минут.

4. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые задания); - в измененной ситуации (конструктивные). – 10 минут.

5. Физкультурная пауза. – 2 минуты.

6. Организация первичного контроля. – 10 минут.

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). – 3 минуты.

8. Информация о домашнем задании. – 2 минуты.

9. Рефлексия (подведение итогов урока). – 3 минуты.

Описание основных этапов урока.

1. Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу.

Планируемые результаты.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Деятельность учеников: приветствие, включение в деловой режим урока.

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.

Планируемые результаты

Познавательные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

Личностные: умение правильно выражать свои мысли в речи.

- Первое задание: Предлагается вычислить устно, записав ответы.

  1. -39                  

: 4

* 7

+ 23

Учащиеся цепочку просчитывают, последовательно называя ответы.

- Второе задание: Предлагается подумать, как проще выполнить умножение, и вычислить:

1 вариант -  20 * 19 * 5

2 вариант – 4 * 27 * 25

Просчитывают в уме, записывают только конечный ответ. Затем меняются работами и проверяется работа соседа и выставляется оценка.

- Третье задание: Предлагается заполнить таблицу.

Делимое

156

2 727

105

3 190

Делитель

3

15

3

89

11

Частное

40

27

3

Считают ученики, записывая результаты в таблицу. Проверяем - один ученик называет результаты математически грамотно проговаривая все действия.

3. Целеполагание и мотивация

Цель: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.

Планируемые результаты.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и определением того, «какое значение, смысл имеет данная тема для меня».

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем; умение слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; уметь договариваться; вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Познавательные: самостоятельное исследование, поиск, формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия.

Логические: подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

Задача – игра.

Ребята формируют группы по 4 человека. Каждая группа получает 4 коробки и 48 фишками, прошу разделить фишки: - произвольно, - по возрастанию (очень мало, мало, больше, больше всего) - поровну.

- Предлагается подумать и сформулировать одним словом, что мы выполняли в задании.

Раскладывали – ДЕЛИЛИ.

- Коробки какие? (одинаковые)

- Когда разложили поровну, сколько фишек в одной коробке? (12)

- Сколько в остальных, в каждой? (12)

- Как вы получили число 12? (подбор, действие деления!)

Проговариваем, что коробки одинаковые, поровну разложили в коробки.

- Формулируем тему урока. Записываем в тетрадь. (Деление натуральных чисел и его свойства)

- Формулируем цель урока. (Повторение, обобщение знаний о делении натуральных чисел)

Записываем действие: 48 : 4 =12 (ф) в каждой коробке.

Учащиеся работают индивидуально. Затем работают в парах, обсуждают индивидуальную работу, приходят к единому мнению. Высказывают свои предложения классу.

Примерный ответ учеников:

1. Вспомнить, какое действие называется делением.

2. Назвать компоненты деления.

3. Что показывает частное?

4. Решение примеров и текстовых задач на применение деления натуральных чисел.

4. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые задания); - в измененной ситуации (конструктивные).

Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Вычисление натуральных чисел». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств вычитания, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.

Планируемые результаты.

Познавательные: умение структурировать знания; выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия.

Логические: выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; синтез.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем; умение слушать и вступать в диалог.

Фронтальная работа с классом.

- Какое действие называется вычитанием? Записать в тетрадь. (Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое)

- Назвать компоненты вычитания. Записать в тетрадь. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность)

- Что показывает разность двух чисел? (Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго, или на сколько второе число меньше первого)

На слайде появляются примеры.

- Вычислить. Сделать вывод. Записать в тетрадь. (7. Учащиеся обосновывают свой ответ: если из любого числа вычесть нуль, получится это же число; 0. Учащиеся обосновывают свой ответ: если из любого числа вычесть это же число, получится нуль)

- На слайде представлены числа: 34; 98; 200; 470. Назвать числа, предшествующие данным. (33; 97; 199; 469)

-Сделайте вывод: как получить предшествующее число?

(Чтобы получить число, предшествующее данному, необходимо из данного числа вычесть 1)

- Записано выражение 567 – 37 =

1. Вычислить. (530)

2. Прочитать выражение разными способами. (Предполагаемые ответы: из числа 567 вычесть число 37, получится 530; уменьшаемое 567, вычитаемое 37, разность 530; разность чисел 567 и 37 равна 530; 567 минус 37 равно 530; число 567 на 37 больше числа 530)

- Работа с учебником, стр.43, прочитать памятку о чтении разностей.

Обсудить, сделать вывод, где это может пригодиться. (Правильная речь необходима грамотному человеку)

5.Физкультурная пауза.

Цель: смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули), готовы продолжать работать.

9 - 5 = 4

УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ

РАЗНОСТЬ

7 – 0 =

7 – 7 =

7

0

34; 98; 200; 470

567 – 37 = 530

6. Организация первичного контроля.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний, способов действий; пробелов в знаниях; установление причин пробелов.

Планируемые результаты.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; синтез.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; саморегуляция, как способность к преодолению препятствий.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга.

Фронтальная работа с классом.

- Как выполняется вычитание многозначных чисел? (Вычитание многозначных чисел выполняется в столбик)

Повторили алгоритм вычисления разностей многозначных чисел. Самостоятельное решение примеров в тетради. Первые пять учащихся (по желанию) получают отметки в журнал. Трое учащихся выполняют данную работу на доске без объяснения. После решения осуществляется самопроверка. Учащиеся выставляют отметку в тетрадь.

- Применяем знания в решении текстовых задач. Читаем условие задачи.

С одной станции одновременно в противоположных направлениях вышли два поезда. Скорость одного из них 72 км/ч, а скорость другого на 18 км/ч меньше. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 504 км?

1. Определите тип задачи. (Задача на движение)

2. Составьте план решения задачи. Учащиеся выдвигают гипотезы и обосновывают

свои ответы. (1. Найдем скорость второго поезда; 2. Найдем общую скорость (скорость

удаления); 3. Зная расстояние и скорость, найдем время)

3. Как найти общую скорость. (Чтобы найти общую скорость двух поездов, необходимо скорости сложить)

4. Как найти время по известному расстоянию и скорости. (Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на общую скорость) 13

5. Решение записать в тетрадь.

1) 72 – 18 = 54 (км/ч) скорость 2-го поезда

2) 72 + 54 = 126 (км/ч) общая скорость

3)504 : 126 = 4 (ч) через столько часов расстояние будет 504 км.

Ответ: через 4 часа.

Решение задачи из учебника (№259, с. 44)

- Решим задачу двумя способами (самостоятельно).

В первом вагоне трамвая ехали 46 пассажиров, а во втором – 39 пассажиров. На остановке из второго вагона вышли 15 пассажиров. Сколько всего пассажиров осталось в трамвае?

Проблема: решить двумя способами. Учащиеся выдвигают гипотезы, их обосновывают.

Решают задачу самостоятельно.

1 способ:

(46 + 39) – 15 = 70 (человек) осталось в трамвае.

2 способ:

(39 – 15) + 46 = 70 (человек) осталось в трамвае.

Ответ: 70 человек.

Работают в парах, оценивают своего одноклассника, приходят к единому мнению по двум способам решения задачи. Взаимопроверка в парах, оценивание.

- После решения задачи сделать вывод: как из суммы вычесть число?

- Назовите три способа решения примера: (13 + 7) – 2

На слайде щелчком мыши (после каждого ответа ученика) появляется: 20 – 2 = 18 (1 способ: вычислить по действиям);

(13 – 2) + 7 = 18 (2 способ: чтобы из суммы вычесть число, можно данное число отнять от первого слагаемого и прибавить второе слагаемое);

(7 – 2) + 13 = 18 (3 способ: чтобы из суммы вычесть число, можно данное число отнять от второго слагаемого и прибавить первое слагаемое)

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способности применения знаний в новой ситуации.

Планируемые результаты.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

(13 + 7) – 2

20 – 2 = 18

(13 – 2) + 7 = 18

(7 – 2) + 13 = 18

Познавательные: постановка и решение проблем (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера); выбор эффективных способов решения задачи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Учитель предлагает учащимся заполнить клеточки квадрата так, чтобы в каждой строчке, столбике и по диагонали были одинаковые суммы чисел.

8. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечение понимания учащимися целей и содержания домашнего задания.

Планируемые результаты.

Познавательные: поиск и выделение информации.

п.7 – читать, отвечать на вопросы;

№291 – текстовая задача;

№296 (а,в) – примеры на все действия с натуральными числами.

9.Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Планируемые результаты.

Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения материала; контроль.

Личностные: нравственно-этическое оценивание, смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Фронтальный опрос:

-Какую тему повторили и обобщили на уроке? (Вычитание натуральных чисел)

-Назовите компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

-Что показывает разность? (Разность показывает на сколько одно число больше или меньше другого)

-Для чего нужно уметь выполнять вычитание чисел? Где действие «вычитание» может пригодиться в нашей жизни? (Знать, как вычитать числа необходимо для решения примеров, уравнений и задач, а также в магазине, когда сдают сдачу)

-Весь ли план выполнили за урок? (Весь план выполнен)

Ученикам предлагается высказать мнение по поводу урока. Учитель объявляет оценки, комментирует их, отвечает на возникшие вопросы. Благодарит учащихся за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике, 5 класс

Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема - это введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Цель ра...

Технологическая карта урока по математике 5 класс: "Решение уравнений"

Технологическая карта урока по математике 5 класс...

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком"

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком", УМК Н.Я. Виленкин....

технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин

Технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин, по теме " Деление с остатком"....

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока по математике.5 класс." Сложение натуральных чисел. Сравнение чисел."

Урок общеметодологической направленности  по математике. 5 класс. Авторы: Мерзляк и др....

Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...