Программа элективного курса "Математика: подготовка к ОГЭ"
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Элективный курс "Математика: подготовка к ОГЭ" разработан для учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_matematika._podgotovka_k_oge.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
с углубленным изучением восточных языков и культуры
города Южно-Сахалинска
Рабочая программа
элективного курса «Математика: подготовка к ОГЭ»
(наименование учебного предмета/курса)
для основного общего образования
(уровень, ступень образования)
2016-2017 уч. год
(срок реализации программы)
Программа разработана: на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по учебному предмету «Математика»
Кермяковой Ольгой Львовной, учителем математики
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Южно-Сахалинск
2016 г.
Пояснительная записка
Переход старшей школы на профильное обучение определил необходимость введения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. От определения дальнейшего направления учебной деятельности зависит не только выбор экзаменационных дисциплин, но и дальнейшие перспективы продолжения образования после окончания школы. Предпрофильная подготовка дает возможность сделать этот выбор осознанно. Одна из ее составляющих – элективный курс – предоставляет возможность не только расширить и углубить знания учащихся или компенсировать недостатки обучения по предмету, но и выбрать индивидуальную образовательную траекторию, осуществить профессиональное самоопределение. Экзамен по математике является обязательным этапом прохождения ГИА. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы контроля знаний, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В связи с тем, что в программе школьного курса математики не отведены отдельные часы на подготовку к аттестационным испытаниям, целесообразно дополнить эту подготовку во внеурочное время. Оптимальной формой подготовки к экзамену по математике является элективный курс.
Элективный курс «Математика: подготовка к ОГЭ» помогает школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных возможностей, развивая способности прогнозирования результатов своей деятельности. А так же может быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей.
Цели элективного курса:
- Подготовка учащихся к дальнейшему выбору направления обучения (профиля).
- Формирование УУД, необходимых для успешной подготовки к сдаче экзамена.
- Подготовка учащихся к аттестационному испытанию по математике.
- Развитие мотивации учащихся для успешной самореализации в изучении предмета.
- Выявление и развитие математических способностей обучающихся.
Задачи элективного курса:
- Углубить и расширить знания учащихся в предметной области «математика» за курс 5-9 классов.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по математике.
- Компенсировать недостатки обучения.
- Сформировать знания о специфике сдачи экзамена по математике в форме ОГЭ, технологиях решений заданий КИМ.
- Создать условия для мотивированного перехода учащихся от обучения к самообразованию.
- Создать положительный психоэмоциональный настрой учащихся перед экзаменом.
Данный элективный курс адресован ученикам 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 ч из расчета 1 ч в неделю. Срок реализации курса 1 год. Программа реализуется в два этапа. Первый – обязательный для изучения всеми, кто выбрал этот курс. Второй этап состоит из разделов, содержащих материал, дополняющий и углубляющий основную часть курса, и разделов, продолжающих основную часть. Каждый ученик может самостоятельно выбрать дальнейшую траекторию освоения программы курса. Благодаря такому подходу, работа получает прочный фундамент, приобретает реальный смысл. Заметно увеличивается возможность работать с сильными учениками.
Изучение элективного курса предполагается проводить в коллективной форме. Теоретический материал предполагается изложить в форме лекций, бесед. При проведении лекции возможно обсуждение возникающих по ходу изложения материала вопросов. Для организации работы учащихся на практических занятиях будут использованы индивидуальная, парная и групповая формы обучения. С целью развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учеников и развития самостоятельности предлагаются домашние тренировочные и контрольные работы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так на основе различной степени самостоятельности осваивания материала.
Предполагаемые результаты.
- личностные:
- сформированность осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории;
- сформированность мотивации к изучению математики;
- готовность к саморазвитию и самообразованию;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками в образовательном процессе;
- умение выполнять самооценку своих достижений и планировать свою дальнейшую деятельность;
- устойчивый положительный психоэмоциональный настрой перед экзаменами;
- предметные:
- владение аппаратом решения различных уравнений, неравенств;
- владение аппаратом преобразования числовых и алгебраических выражений;
- владение аппаратом функциональных зависимостей и их преобразований;
- владение аппаратом решения текстовых задач, задач геометрического содержания;
- умение пользоваться математическими формулами;
- метапредметные:
- умение выполнять переход от частного к общему;
- овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
- усвоение основных приемов мыслительного поиска, умение проводить аргументированные рассуждения, логические обоснования, выводы;
- выработка умения самоконтроля времени выполнения заданий, оценки трудности заданий и разумного выбора;
- умение использовать разнообразные информационные источники для подготовки к занятиям, выбирать нужный материал;
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на каждом занятии благодаря наблюдению учителя за работой учеников, использованию самостоятельных работ, консультаций.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практикум | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, урок-практикум | Овладение знаниями о специфике сдачи экзамена по математике в форме ОГЭ, технологиях решений заданий КИМ |
2 | Числовые выражения | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Актуализация вычислительных навыков |
3 | Преобразования алгебраических выражений | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Развитие навыков тождественных преобразований |
4 | Уравнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, работа в парах, индивидуальная работа | Умение решать уравнения различных видов, различными способами |
5 | Неравенства. Системы неравенств | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Умение решать неравенства различных видов, различными способами |
6 | Функции. Графики | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, групповая работа | Обобщение знаний о различных функциях и их свойствах, умение строить и читать графики функций |
7 | Геометрические фигуры и их свойства | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Умение выполнять действия с геометрическими фигурами |
8 | Окружность | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Умение решать задачи с окружностью |
9 | Площади фигур | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | Умение находить площади различных фигур |
10 | Обобщающее повторение первой части | 1 | 1 | Тестирование | Умение выполнять задания первой части за минимальное время | |
11 | Различные методы решения уравнений, систем уравнений, систем неравенств | 3 | 0,5 | 2,5 | Мини-лекция, работа в парах, индивидуальная работа | Развитие навыков преобразования алгебраических выражений, умение решать уравнения, системы уравнений, системы неравенств различными методами |
12 | Преобразования степенных выражений | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, индивидуальная работа | Развитие навыков преобразования степенных выражений |
13 | Текстовые задачи | 4 | 1 | 3 | Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа | Умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами |
14 | Геометрические задачи | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа | Умение выполнять действия с геометрическими фигурами |
15 | Построение графиков функций. Исследование математических моделей | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа | Умение строить графики функций (квадратичной, с модулем и др.), исследовать построенные модели |
16 | Геометрические задачи на доказательство | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини-лекция, индивидуальная работа | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
17 | Обобщающее повторение | 3 | 3 | Тестирование | Умение работать с полным объемом теста ГИА |
Содержание курса
- Вводное занятие: ознакомление с экзаменационной работой, КИМ, справочными материалами, критериями оценивания, методическими рекомендациями по подготовке к экзамену, процедурой проведения экзамена, ресурсами по подготовке к экзамену.
- Числовые выражения: арифметические действия с целыми числами, десятичными и обыкновенными дробями, степенями, сокращение числовых дробей, порядок действий с числами, свойства действий с числами.
- Преобразования алгебраических выражений: числовое значение буквенного выражения, допустимые значения, тождественные преобразования, формулы сокращенного умножения, действия с многочленами и алгебраическими дробями, разложение многочлена на множители.
- Уравнения: корни уравнения, допустимые значения, решение линейных, квадратных и неполных уравнений.
- Неравенства. Системы неравенств: свойства числовых неравенств, решение линейных и квадратных неравенств, решение систем неравенств.
- Функции. Графики: график и свойства линейной функции, квадратичной функции, обратной пропорциональности, функции модуля, функции квадратного корня, чтение графиков.
- Геометрические фигуры и их свойства: угол, прямой и развернутый углы, вертикальные и смежные углы, биссектриса и ее свойства, параллельность прямых, треугольник, высота, медиана, сумма углов треугольника, равнобедренный треугольник и его свойства, прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, многоугольники (параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция), их свойства и признаки.
- Окружность: центральный и вписанный углы, градусная мера дуги окружности, касательная к окружности и ее свойства, вписанная и описанная окружности.
- Площади фигур: площадь и ее свойства, площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, ромба, трапеции.
- Обобщающее повторение первой части: задания первой части экзаменационной работы по математике.
- Различные методы решения уравнений, систем уравнений, систем неравенств: метод подстановки, метод разложения на множители, метод возведения в степень, примеры решения уравнений высших степеней, решение систем линейных уравнений методами подстановки и алгебраического сложения, решение простейших нелинейных систем, решение систем неравенств.
- Преобразования степенных выражений: понятие степени, свойства степеней и их применение для преобразований выражений.
- Текстовые задачи: решение задач на движение в одном направлении, противоположных направлениях, на движение по воде, на работу, на растворы и смеси, движение по окружности.
- Геометрические задачи: подобие треугольников, признаки подобия, теорема Фалеса, синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника, решение прямоугольных треугольников, основное тригонометрическое тождество, теорема косинусов и теорема синусов, сумма углов выпуклого многоугольника, правильные многоугольники
- Построение графиков функций. Исследование математических моделей: выделение полного квадрата трехчлена, построение параболы, гиперболы, графиков кусочно-заданных функций, графиков функций, содержащих модуль, исследование взаимного расположения прямой и графика нелинейной функции.
- Геометрические задачи на доказательство: повторение свойств, признаков геометрических фигур, признаков равенства и подобия треугольников, решение задач на доказательство.
- Обобщающее повторение: работа с полным объемом текста экзаменационной работы.
Методические рекомендации
При выборе методов и форм обучения необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, степень развития и саморазвития. Обучение должно быть построено на принципах сотрудничества, «от простого к сложному», интерактивности, личностно-деятельностного подхода. Элективный курс как форма внеурочной деятельности учащихся предполагает использование таких методов обучения как:
- обзорные и установочные лекции с элементами беседы, дискуссии;
- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы с последующей презентацией результатов изучения;
- информационная поддержка с помощью видеофильмов, электронных тестов, Интернет-ресурсов.
На всех типах занятий учащимся необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. Учить работать с тестами в режиме «скорости». Учить максимально использовать запас знаний, применять «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для ускорения получения ответа.
Литература
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014 Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Учебники математики для 5 и 6 классов. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – М.: Мнемозина, 2015.
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Учебник. Задачник / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина и др. – М.: Мнемозина, 2014.
Учебник «Геометрия 7-9» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://alexlarin.net/, http://alexlarin.com/
http://егэша.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех пре...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех пре...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Письмо"
По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах речевой д...