Урок математики 5 класс"Прямоугольник"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Половко Ольга Владимировна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_5_klass_pryamougolnik.docx94.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прямоугольник

Цель:

  • Закрепить умения решать задачи связанные с периметром и площадью прямоугольника.
  • Воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность в себе.
  • Прививать умение сотрудничества и работы в группах, оценивать свою работу путём рефлексии.
  • Развивать память, внимание, мышление, познавательные способности
  • Развивать у школьников интерес к предмету через решение нестандартных задач

Тип урока: обобщающий урок

. Форма проведения урока: урок с применением коллективного способа обучения; ученики распределены по группам.

Оборудование: Компьютер; карточки с заданиями для групп; домашнее задание на карточке; плакат с изображениями прямоугольника и квадрата, на котором показаны обозначения и записаны формулы для вычисления периметра и площади.

Все задания учащиеся выполняют в тетрадях. Учитель контролирует работу групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

Распределение детей на три группы.

2. Актуализация знаний

Сегодня тема нашего урока – “Прямоугольник”. На этом уроке мы должны вспомнить и закрепить всё, что знаем о прямоугольнике. В этом вам помогут следующие вопросы и задания.

3. Задание на внимание.

Несколько секунд учащиеся смотрят на задание, стараясь как можно больше запомнить.

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/312596/image1.JPG

Вопросы.

1.Какие фигуры были изображены?

2.Какая фигура изображена зеленым цветом? Дайте определение прямоугольника. На каком месте он стоит? Какое выражение в нем записано? Чему равно значение этого выражения?

3. В какой фигуре стоит произведение 3 и 2? Какого цвета треугольник?

4.Какое выражение стоит в круге? Чему равно его значение?

4. Устные задания.

1) По рисунку составьте задачу и решите ее.

http://festival.1september.ru/articles/314056/image1215.gif

2) Выполните цепочку вычислений

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/312596/image3.JPG

3) Какие числа нужно вставить?

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/312596/image4.JPG

4) А знаете ли вы о том, что бывают необыкновенные прямоугольники – такие, у которых все стороны равны?

Он давно знакомый мой
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его? ....................  В.Житомирский, Л.Шеврин

5) Боксёрский ринг – это площадка квадратной формы со стороной 6 м. Ринг огорожен тройным канатом. Сколько метров каната нужно для одного ринга?

http://festival.1september.ru/articles/314056/image1217.gif

6) Найдите площади квадратов и прямоугольников, если известны их стороны.

Всё, о чём мы с вами говорили на этом этапе урока, вам уже знакомо. Мы восстановили эти знания, упорядочили их. А теперь наша задача – применить их на конкретных задачах. У каждой группы своя задача и шесть минут на её решение, обсуждение и запись. Каждый ученик должен уметь объяснить это задание. После выполнения задания, каждая карточка объясняется кем-то из группы. А ребята слушают и если появляются вопросы, задают их.

Работа в группах.

Сегодня ребята, мы с вами узнаем об одном празднике, который отмечают в Японии. Но для этого нам необходимо будет решить несколько задач. Итак, приступим.

№1.Выполните задания и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответами и вы узнаете старое название этого праздника.

1) Найдите периметр прямоугольника, если его стороны равны 16 см и 19 см;

2) Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 14 дм;

3) Найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 4 дм и 3 см;

4) Найдите площадь квадрата, если его сторона равна 6 см;

5) Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 3 м.

12 м

76 см

70 см

120 см2

36 см

36 см2

64 дм

9 м2

 О

 И

 Т

 Н

 Р

 Г

 А

 Д

(танго)

1 группа

Найдите площадь прямоугольного поля, если его длина 6 км, а ширина на 2 км больше. Выберите строчку в таблице, соответствующую правильному ответу, и вы узнаете, чей это был праздник.

Девочек

12 м2

Мальчиков

48 км2

Женщин

92 см

Этот праздник был только праздником мальчиков, а теперь это государственный праздник – День ребенка.

2 группа.

Найдите площадь грядки на огороде, если длина грядки 5 м ,а ширина на 3 м меньше. Выберите строчку в таблице, соответствующую правильному ответу.

Этот праздник отмечается

5 мая

10 м2

6 августа

100 см2

19 апреля

15 дм2

(5 мая)

3 группа

Длина садового участка 86 м, а его площадь равна 3354 м2. Найдите ширину этого участка. Выберите строчку в таблице, соответствующую правильному ответу, и вы узнаете новое название этого праздника.

Праздник роз

49 см

Праздник ландышей

24 см

Праздник ирисов

39 см

(Праздник ирисов)

В этот день все японские жилища украшались цветками и листьями ирисов, с ними же были связаны различные обряды, обычаи и праздничные игры. Ирисы символ воинственности и мужества. Задолго до этого дня во всех японских городах и селах – около жилых домов, рядом с учреждениями, на балконах и даже крышах многоэтажных зданий - появляются шесты, к которым прикрепляют матерчатых карпов. Раньше размер карпа зависел от возраста ребенка. Если мальчику исполнилось, например, семь лет, то над его домом красовался семиметровый карп.

Маленькие мальчики пролезают сквозь матерчатого карпа от головы до хвоста. Считается, что после этого им будет везти в жизни.

4.В этот день делают рисовые колобки. А вот, что кроме риса используют для этого, мы узнаем, выполнив домашний тест.

1 вариант.

№1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 11 см.

Ответы. А) 18 см2; И) 77 см2; О) 36 см2.

№ 2. Найдите площадь квадрата со стороной 7 см.

Ответы. В) 28см2: К) 14 см2; Р) 49 см2.

№3. Найдите сторону квадрата, если его периметр равен периметру прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.

Ответы. И) 7см, О) 14 см; М) 10см.

№4. Выполните действия 52 + 1212 : 6.

Ответы. П) 47; С) 227; М) 225. (ирис)

2 вариант.

№1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 11 см.

Ответы. А) 19 см2; Б) 88 см2; В) 38 см2.

№ 2. Найдите площадь квадрата со стороной 6 см.

Ответы. А) 12см2: Е) 24 см2; О) 36 см2.

№3. Найдите сторону квадрата, если его периметр равен периметру прямоугольника со сторонами 10 см и 8 см.

Ответы. Б) 9 см, В) 10 см; М) 8 см.

№4. Выполните действия 62 + 2424 : 6.

Ответы. Т) 80; Ы) 440; У) 220. (бобы)

Рис варят вместе с красными бобами и заворачивают в листья ирисов.

И так, мы познакомились с вами с новым праздником и повторили решение задач, связанных с периметром и площадью прямоугольника и квадрата.

Разминка.

Игра “Муха” (для развития образного мышления и снятия напряжения зрения)

Творческое задание.

1. При помощи двух карандашей образовать квадрат, не ломая и не разрезая их. (Положить карандаши на угол стола, так чтобы угол стола тоже образовал стороны квадрата.)

2. По карточкам вычислить площадь различных фигур.

3. Решить нестандартную задачу.

При изготовлении различной продукции стремятся из имеющегося сырья сделать как можно больше готовых изделий, или, что-то же самое, уменьшить количество отходов.

Рассмотрим такую ситуацию. Пусть требуется из тонкой стальной пластины изготовить детали в форме уголка.

.

Задание 1. Чему равна площадь детали?

Задание 2. В качестве заготовки используется прямоугольная пластина размером

6см × 4см.

1) Сколько деталей можно изготовить из этой заготовки?

Варианты ответа: а) 4;  б) 6;  в) 8;  г) 12.

2) Покажите, как нужно раскроить заготовку.

Домашнее задание.

1.Разрежьте данный прямоугольник на две равные части, преврати его в квадрат. (Сделаем подсказку: разрез должен иметь вид ступеньки). И вычислите площадь получившейся фигуры.

http://festival.1september.ru/articles/314056/image1219.gif

Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Что больше всего вам понравилось?

Что бы вы хотели ещё повторить?

Оцените работу своей группы.

Оцените свое настроение на уроке.

Оценка выполнения заданий

№ задания

Оценка

За что дается оценка

Устная работа.

0

Ошибка в каждом задании

1

Правильное решение примеров, но не правильное использование формул на вычисления площадей

2

Знание формул, но ошибка при вычислениях.

3

Выполнение всех заданий, но не решена задача по рисунку.

4

Правильный ответ, но неправильная размерность.

5

Правильный ответ на все вопросы задания

Работа в группах.

0

Не знание формулы для нахождения площади прямоугольника.

3

Знание формулы, но допущена ошибка в вычислении.

4

Правильное решение, но не правильно выбран ответ.

5

Правильный ответ на все вопросы

Тест

2

Правильно выполнено одно задание.

3

Правильно выполнено два задания.

4

Правильно выполнено три задания.

5

Правильно выполнено четыре задания.

Творческое задание 1.

0

Не умение применять формулу к нестандартной задачи.

1

Переход от нестандартного рисунка к прямоугольнику.

3

Знание формулы, но допущена ошибка в вычислении

4

Правильный ответ, но неправильная размерность.

5

Правильно выполнено всё задание.

Творческое задание 2.

0

Чертеж не построен или построен неверно Неправильный ответ, неправильная размерность, например, см.

1

Правильный ответ на вопрос 1 без какого-либо обоснования (без построения чертежа)

2

Правильный ответ на вопрос 1. С построением не точного чертежа.

3

Чертеж построен правильно, но имеются ошибки в ответе на другие вопросы

4

Чертеж построен правильно. Правильный ответ, но неправильная размерность

5

Задание выполнено без ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 8 класс коррекционная школа "Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."

Урок закрепления по теме:"Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."Данный урок содержит разнообразные задания для учащихся разного уровня.На данном уроке ученики закрепляют правила...

урок математики 5 класс по теме"Площадь прямоугольника"

урок по проблемному обучению , в рамках новых стандартов для 5 класса.Учебник Зубаревой, Мордкович...

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Урок по теме: Прямоугольник. Площадь прямоугольника. 5 класс математика.

Главная дидактическая цель: формировать умение использовать формулы площади при решении задач; способность развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенно...