Индивидуализация обучения на уроках математики – как повышение качества образования
статья по математике на тему
Индивидуализация обучения на уроках математики – как повышение качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуализация обучения на уроках математики – как повышение качества образования
Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача педагога — воспитывать учеников, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни. В каждом классе нашей школы, как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Некоторые ученики отстают в умственном развитии от своих сверстников, некоторые отличаются невнимательностью на уроках, кто-то пропускает большое количество уроков по болезни, а есть и те, которые мгновенно схватывают материал.
В традиционной школьной системе системы обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе, а также постоянный поиск новых эффективных средств и методов обучения.
Как отмечают учителя, к отрицательным моментам «традиционного» обучения можно отнести:
1. Отсутствие самостоятельного развития ученика: учитель — информирует, контролирует, оценивает. Ученик — выполняет предписания учителя.
2. Обучение всех детей и проведение уроков по одному и тому же шаблону, без учета способностей к восприятию и личных особенностей ребенка.
3. Режим принуждения. Ученик — «должен, обязан», учитель — прав в любом случае. Но ведь чем сильнее давление на ребенка, тем больше вероятность отторжения и нежелания учиться.
4. Отсутствие внутренней мотивации к обучению. Ученик действует из страха наказания, а не ради получения удовольствия от процесса учебы и новых знаний.
5. В процессе получения знаний не происходит нравственного развития личности ребенка.
6. Учитель ощущает усталость и недовольство своей работой, так как интеллектуальные, физические и временные затраты на его деятельность не дают желаемого результата.
Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.
Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Главная цель индивидуализации обучения заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее развивать их способности, склонности и интересы.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных подгруппах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый школьник способен получить среднее образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах школьной программы, и учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся, но при этом, конечно же, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка.
В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы.
При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные).
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.
Направления работы:
индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;
специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);
индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания.
Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Здесь широко используются метод проектов, информационные технологии.
При использовании индивидуализации в процессе обучения математике повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения, оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще.
Однако хочется заметить, что индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.
Какие же индивидуальные особенности личности учащегося учитываю в первую очередь?
Прежде всего, внимание обращаю на уровень умственного развития ребенка. Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все эти особенности сказываются на школьных успехах. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом дети сильно изменяются в отношении этих особенностей.
Обращаю внимание на индивидуальные особенности, от которых также может зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.
Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.
Как известно, разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с различной нервной системой стараюсь применять специальные приемы и превентивные меры, облегчающие их учебную деятельность.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой стараюсь не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашивать их в письменной форме, формировать уверенность в своих силах, осторожно оценивать неудачи этих учеников, обязательно поощрять за старание, научить школьника умению пережить неудачу, не требую от них немедленного включения в деятельность, постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученика.
У учащихся с сильной нервной системой стараюсь тренировать усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.
И, конечно же, индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития ребенка. Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка.
Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении математике. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.
При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
От характера и направленности познавательных интересов школьников зависит выбор содержания учебного материала. Если у учащихся проявляется интерес к математике, то на этапе мотивации предлагаю задачи чисто математического содержания. Если у учащихся познавательный интерес к другим дисциплинам естественного или гуманитарного циклов, то для них в качестве мотивационных создаю ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.
Так, учащимся, у которых познавательный интерес является стержневым в области исторических наук, предлагаю творческие самостоятельные работы, проекты, связанные с историей открытия того или иного факта. Учащиеся, интересующиеся естественными науками, с удовольствием решают задачи, требующие разнообразных естественнонаучных знаний. Учащимся, интересующимся экономикой, в качестве мотивационных, предлагаются задачи экономического характера, они с удовольствием выполняют различные исследовательские проекты такие, как «Задачи на проценты на уроке и в жизни», «Кредиты. Вклады. Финансовые пирамиды» «Статистические задачи на уроке и в жизни».
При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Но если интерес к математике отсутствует, то использую задания, привлекающие как своим содержанием, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими.
Мотивационные задания включаю в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.
При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые наиболее полно отвечают их личностным потребностям и устремлениям.
Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося. Однако обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при его реализации.
Возможность индивидуальной траектории образования предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ достигается с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого учащимся предоставляются многообразные учебные задания, чтобы они имели возможность выбора. Каждый ученик перерабатывает одну и ту же информацию, но решает задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.
Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения математике, применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:
1) уровень обучаемости;
2) умение самостоятельно работать;
3) умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
4) способность к сообразительности;
5) уровень развития того или иного компонента математического мышления;
6) познавательные интересы и т.п.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе? Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое. Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой. В-третьих, определить критерии эффективности обучения.
Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.
Поэтому, ученик:
получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;
учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;
учится сдерживать свои негативные эмоции;
получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.
Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.
Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Бадмы Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...
Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования
Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...
Отчет по теме самообразования «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Мой отчет по теме самообразования...
Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку
laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку» ...
Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»
Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»...
Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...
«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Актуальность проблемы Существует мнение, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой к...