Факультатив "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Ишимский лицей «Альфа»
Усть-Ишимского муниципального района
Рассмотрена Принята «Утверждено»
На заседании МО учителей Педагогическим советом Директор МБОУ «лицей «Альфа»
физико-математического цикла МБОУ «лицей «Альфа» ____________/Н.Г. Сухатская/
Протокол № Протокол от № ______
от__________ 2017г. от _________________
Руководитель МО
___________________
Рабочая программа
факультатива по математике «Занимательная математика»
для класса: 5
количество часов по учебному плану: 34
учебный год 2017-2018
Мамаева Е. Н.
Усть-Ишим
2017
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках обще интеллектуального направления развития личности на основе закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Занимательная математика» предназначена обучающимся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
Содержание программы.
Приемы быстрого счета (9 ч.). Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение многозначных чисел на 11; 15; 150. Умножение многозначных чисел на 25; 125; 22, 33, 44 и т.д.. Умножение и деление на 5,50,500. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Занимательные математические задачи (8 ч.).
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание и переливание. Задачи, решаемые уравниванием. На движение. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика (10 ч.)
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни (5 ч.)
Математика в профессии моих родителей. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности (2ч.)
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
1. | Устный счёт. |
2. | Проверка наблюдательности. |
3. | Игровая деятельность. |
4. | Решение занимательных задач, геометрических задач на разрезание и |
складывания фигур. | |
5. | Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, |
викторин. | |
6. | Защита рефератов и презентаций. |
7. | Составление математических ребусов, кроссвордов. |
8. | Показ математических фокусов. |
9. | Участие в вечере занимательной математики. |
Виды деятельности
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1. Приёмы быстрого счёта (9 ч.) | |||
1 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | |
2 | Умножение многозначных чисел на 11; 15; 150. | 1 | |
3 | Умножение многозначных чисел на 25; 125; 22, 33, 44 и т.д.. | 1 | |
4 | Умножение и деление на 5,50,500. | 1 | |
5 | Промежуточное приведение к «круглым» числам. | 1 | |
6 | Использование изменения порядка счета. | 1 | |
7 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. | 1 | |
8 | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». | 1 | |
9 | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | 1 | |
Раздел 2. Занимательные математические задачи (8 ч) | |||
10 | Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки | 1 | |
11 | Задачи на определение возраста. | 1 | |
12 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | |
13 | Задачи на взвешивание и переливание | 1 | |
14 | Задачи, решаемые уравниванием. | 1 | |
15 | Задачи на движение. | 1 | |
16 | Логика и рассуждения. Логические задачи | 1 | |
17 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
Раздел 3. Геометрическая мозаика (10ч) | |||
18 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | |
19 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | |
20 | Вырезание из бумаги. | 1 | |
21 | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 1 | |
22 | Конструирование фигур из треугольников. | 1 | |
23 | Геометрические головоломки. | 1 | |
24 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | |
25 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |
2 | Топологические опыты. | 1 | |
27 | Турнир по геометрии. | 1 | |
Раздел4. Математика в жизни (5 ч) | |||
28 | Математика в профессии моих родителей | 1 | |
29 | Учёт расходов семьи на питание | 1 | |
30 | Кулинарные рецепты | 1 | |
31 | Таблица игр по футболу | 1 | |
32 | Подсчёт вариантов | 1 | |
Раздел 5. Узнай свои способности (2 ч) | |||
33 | Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; | 1 | |
34 | Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания. | 1 |
Информационно-методическое обеспечение программы.
- Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математик.» Волгоград, 2003.
- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.
- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.
- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
- Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.
- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Москва, 2003
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
- «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009
Опубликовано 04.02.17 в 17:05
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....