Внеклассное мероприятие "Математический фейерверк"
план-конспект занятия по математике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодёжной политики
Чувашской Республики
РГОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Викторина по математике
«Математический фейерверк»
(7-9 классы)
Учитель математики
Николаев В.М.
п.Саланчик
План
математического соревнования учащихся 7-9 классов.
Цель мероприятия: 1) развитие математических способностей во внеурочное время через математические игры, головоломки;
2) развитие знаний об учёных- математиках; знакомство с историей математики;
3) активизация интересов учащихся в познании математики;
4) развитие математической речи, наблюдательности и внимания;
5) сплочение детей из различных классов на момент игры;
6) развитие артистических способностей учащихся через выступление перед детьми и взрослыми.
План:
- Вступление.
- Из истории математики.
- Сценки «Быстрое решение», «Трудная задача», «Квадрат и треугольник».
- Соревнование команд.
- Выступления болельщиков.
- Подведение итогов математического соревнования.
Оборудование: портреты учёных-математиков, высказывания учёных о математике, наборы-комплекты карточек для соревнований, цветные карандаши, геометрические тела…
Ход соревнования :
Вступление.
Ребята, сегодня мы с вами собрались чтобы ещё раз поговорить про математику, об учёных-математиках. С помощью наших юных любителей математики увидим то прекрасное, которое творит вокруг нас математика. Из истории математики.
Мы ведь знаем, что без математики корабли в море просто потеряются; землепашец не сосчитает, как ему получить хороший урожай; космический корабль не поднимется ввысь. Были времена, когда люди не знали, что с помощью математических формул можно узнать, что во вселенной имеются ещё множество планет, что очень быстро можно сосчитать расстояние от Земли до них; что можно защитить город от неприятеля. Одним из первых людей, кто это понял- это древнегреческий математик Евклид. В школьной геометрии мы сейчас изучаем материал, который в древности был открыт Евклидом. В недавние времена у нас на Российской земле проживал и работал замечательный математик-учёный Н.И. Лобачевский, который открыл новую геометрию, геометрию Лобачевского. Первая в мире женщина-математик, она же и поэт, прозаик- это наша русская, Ковалевская С.В. А сколько было этих учёных, и сколько их теперь - множество! Благодаря им наша наука развивается, мы можем не выходя из своей комнаты побывать на разных континентах, пообщаться с людьми находящимися за тысячи километров от нас и многое другое. Как вы думаете, какова заслуга математики в нашей жизни? Да, согласен я с вами, огромная, мы даже не представляем, насколько огромная!
Наше дело с вами – учить математику, любить предмет и в дальнейшем узнавать с её помощью очень много нового. А теперь, слово предоставляется юным математикам. С их помощью мы окунёмся в мир математики, в мир любознательных, в мир, где все хотят узнать как можно больше, стать образованными, умными людьми.
Итак: они начинают.
1-й ученик: Цифры и числа, действия над ними, фигуры и математические термины- вот наши снаряды для математического соревнования, необходимые нам сегодня. Вот у меня готов первый вопрос. Правильно ли название «арабские цифры» для наших современных цифр?
2-й ученик: Это и правильно и не совсем правильно. В старину, когда люди на земле не имели одинаковую письменность, люди пользовались различными цифрами для записи чисел. Так мы знаем про вавилонские, римские и другие цифры. Но для практического применения они не очень удобны из-за своих размеров. В древней Индии учёные придумали цифры, с которыми пользуемся и мы. Эти цифры переняли арабы и выдали их за свои. Вот откуда понятие «арабские цифры».
1-й ученик: Кто из знаменитых сказал: «Математика- царица наук, а арифметика- царица математики»?
2-й ученик: Конечно, это слова знаменитого немецкого математика Карла Гаусса.
1-й ученик: Того самого Карла, который в маленьком возрасте быстро решил трудную задачу?
2-й ученик: Да, да, именно его слова. В последствии он стал всемирно известным учёным-математиком. Ребята, а хотите узнать, про какую трудную задачу говорит нам ученица?
Вот смотрите: Учитель, чтобы дети подольше были заняты решением трудного примера, написал на доске следующее:
1+2+3+4+5+…….+96+97+98+99+100=?
Какого же было его изумление, когда через пару минут маленький Карл выдал учителю свой ответ. Вот смотрите, как он это решил:
Сумма пары чисел, которые стоят на концах выражения, равна 101. (1+100=101); сумма следующей пары тоже равна 101 (2+99=101); следующей тоже, … Таких пар с равными суммами всего 50.
Тогда сумма всего выражения 1+2+3+4+…….+96+97+98+99+100=101*50
Или 1+2+3+4+…….+96+97+98+99+100=5050
1-й ученик: Математика- гимнастика ума, математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению,- говорили знаменитые люди.
А теперь посмотрите инсценировку «Трудная задача».
Перед учащимися появляется ученик Вова. Читает задачу.
Вова: За 8 метров ткани заплатили 40 рублей. Сколько стоит 1метр ткани? Как же решить эту задачу? Ребята все уже на улице, играют в хоккей, а я тут вожусь вот с задачей.(он несколько раз перечитывает условие задачи, что-то пишет, потом заглядывает в ответ, и, плачет. Входит Саша)
Саша: Вова, пошли на улицу, в хоккей будем играть (но видит, что у Вовы что-то не так). Что случилось, что с тобой?
Вова: Задача не выходит (читает задачу ещё раз)
Саша: Ты что не знаешь, как делать?
Вова: Знаю, 40 рублей делю на 8, но ответ всё равно не выходит.
Саша: Ну ка, дай посмотрю (смотрит на решение, сначала недоумевает, затем хохочет).
Вова: Что ты смеёшься, я всё сделал правильно, сначала разделил, потом сделал проверку умножением. Но всё равно не выходит.
Саша: Ну ты и мастер! Не видишь, что ошибся? Может ребята помогут найти твою ошибку? А давай покажем им твоё решение и проверку!
Записи Вовы: 40 р. 8 проверка: 8
32 41 р. 41
8 8
8 32
0 40
Инсценировка: «Квадрат и треугольник».
Перед учащимися появляются Ведущая, Треугольник и Квадрат в костюмах. Они инсценируют стихотворение Е.Паина «Квадрат и треугольник».
Вывод: успехам, доброте старшего брата или друга нужно только радоваться.
Соревнование команд.
Теперь начинается соревнование. Соревнуются 2 команды «Правые» и «Левые». Команды состоят из учащихся 7-9 классов (по 5 человек в каждой команде). Им помогают болельщики. Каждое задание состоит из двух пунктов, для старших и младших.
Задание 1. Заполнить магические квадраты (объяснить понятие).
(для младших классов)
Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали - одинаковая.
2 | 9 | |
8 | 6 | |
3 | 5 | |
11 | ||
9 | ||
7 | 3 |
12 | ||
10 | ||
8 |
(для старших классов)
140 | ||
150 | ||
110 | 160 | |
170 | ||
180 | ||
200 | ||
170 | 100 | 150 |
140 |
Пока участники команд решают примеры по заполнению магических квадратов, болельщики вступают в соревнование в поддержку своих.
Задание для болельщиков: Игра «Что изменилось?»
На столе расставлены геометрические тела: куб, конус, цилиндр, брус…
Участнику игры предлагают посмотреть, запомнить их расположение. Потом ему предлагают отвернуться, в момент которого либо переставляют фигуры, либо убирают какую-то из них. Игрок должен отгадать и принести балл своей команде.
Задание 2: 1) Раскрасить карандашами фигуру (младшие участники).
а) красным карандашом те геометрические фигуры, в которые вписаны неправильные дроби;
б) синим карандашом те геометрические фигуры, в которые вписаны правильные дроби;
в) Раскрасить равные дроби карандашами одного цвета(старшие участники)
Задание для болельщиков: Правильно сосчитать до 30. только нужно считать так: вместо чисел, которые делятся на 3 нужно говорить «Не скажу!».
Считаем: 1,2, не скажу,4,5,не скажу,…и до 30. за правильный ответ- 1 балл любимой команде.
Задание 3: Отгадай ребус
1000- =805 100- =76
:5= :4=
*3= *5=
+ =600 + =36
(старшие) (младшие)
Задание для болельщиков: 1) Для чего нужен дюйм и чему он равен?
Ответ: Дюйм- мера длины, равен=2,54
2) Поприще. Что оно обозначает? Какая она мера?
Ответ: Поприще это старинная мера длины. Ею пользовались в старину для измерения больших расстояний, равно=1,07
3) Где находится эталон метра? Ответ: в Лондоне.
Задание 4: А теперь послушаем сказки и решим задачи.
Старая сказка на новый лад.
- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, массой 13950г, а это в 93 раза больше средней массы обычной репы. Какова масса обычной репы? (старшие участники)
- Красная Шапочка отправилась навестить свою бабушку. Она собралась пойти по дороге, длина которой равна 2 км, но, узнав от лесорубов о том, что в лесу бродит серый волк, Красная Шапочка пошла по другой дороге, которая длиннее на 1км200м. Благополучно ли добралась девочка до бабушки, и какова длина её новой дороги? (для младших)
Задание 5: (Отдых) На доске кроссворд. (2 одинаковых экземпляра на двух досках). Рисунок касатки (показывает учитель).
Из всех морских животных дельфины считаются самыми умными и ещё самыми красивыми. Касатки самые крупные представители из них. Если правильно угадаете, то узнаете массу этих животных.
Вписать в пустые клетки по горизонтали словесное значение чисел. Тогда в одном из столбиков найдёте нужный вам ответ.
Для записи ответов выходят к доске по одному участнику, как на эстафете.
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 200 1), 2), … номера строк
- 500
- 1000
- 600
- 700
- 900
Задание 6: Эстафета «Весёлый художник».
Команды строятся в колонны. Выходя к доске по одному участнику с каждой команды, рисуя только по одному элементу каждый из них, каждая команда рисует корову из геометрических фигур, например, туловище- из прямоугольника…
Учитывается быстрота, оригинальность рисунка, количество фигур, использованных при этом.
Подведение итогов: Слово предоставляется членам жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фейерверк еды
Презентация к уроку "Еда" в 5 классе, УМК Ю.Ваулина "Spotlight\'....
Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".
Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...
Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»
Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....
Новогодний фейерверк
Данный урок посвящен одному из самых любимых праздников в России и других странах. На уроке учащиеся имеют прекрасную возможность узнать, как его празднуют народы разных стран, а также спеть известную...
Интеграция трудового обучения на уроках труда и творческой мастерской «Фейерверк»
Дополнительное образование Творческая мастерская «Фейерверк» - программа на основе программ «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, «Технология» 1-4 ...
Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»
Пояснительная записка Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками «Фейерверк» разработана на основе прог...
Разработка внеклассного мероприятия "Новогодний фейерверк"
Представлена разработка внеклассного мероприятия "Новогодний фейерверк"...