разработка урока по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок по типу обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Олимпийские игры» для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений на основе компьютерной презентации содержания урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_s_prezentatsiey.rar | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ № 21 с. Семёновка г. Йошкар-Олы
Методическая разработка урока математики
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
для учащихся 5-го класса
тип урока: обобщение и систематизация знаний
Автор разработки учитель математики
Пугарчева Галина Николаевна
Йошкар-Ола
2013 год
Анкета
Фамилия имя отчество: Пугарчева Галина Николаевна
Место работы, район, занимаемая должность: МБОУ СОШ № 21 с. Семёновка г.Йошкар-Олы, , республика Марий Эл, учитель математики
Комплектация работы.
1) разработка урока
2) презентация урока «Сложение и вычитание натуральных чисел»
3) самоанализ урока
Аннотация
Урок по типу обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Олимпийские игры» для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений на основе компьютерной презентации содержания урока.
Пояснительная записка
Урок соответствует учебному плану в 5 классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» по учебнику Н.Я.Виленкина «Математика 5». Это урок обобщения знаний обучающихся перед контрольной работой.
Содержание урока отвечает поставленным задачам:
- совершенствовать вычислительные навыки обучающихся; развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность;
- выработывание самооценки в выборе пути, критерия оценки своей работы и работы товарища;
- повышение интереса к предмету, формирование положительного мотива обучения.
В начале урока проводится мотивационная беседа с последующей постановкой цели для детей. В ходе урока организована проверка вычислительных навыков обучающихся, дети показывают знания теоретического материала, навыки решения задач, в том числе и комбинаторных. Дети получают индивидуальные дифференцированные задачи трех уровней.
На данном занятии компьютерная презентация используется, как наглядная иллюстрация на протяжении всего урока, что делает его более привлекательным для учащихся, позволяет экономить время урока, обеспечивает его плотность и насыщенность заданиями как обучающего, так и развивающего характера.
Сценарий учебного занятия
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок. Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Учитель. Мы проведем с вами необычный обобщающий урок, он будет посвящен Олимпийским играм. Мы познакомимся с историей возникновения олимпийских игр и одновременно будем тренироваться в решении примеров и задач по теме «Натуральными числа» Ведь вы, как и спортсмены на олимпийских играх, должны показать результаты своей подготовки на контрольной работе и экзамене в будущем.
А что же такое Олимпийские игры?(слайд 3)
Учен 1. Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл, проводились они раз в 5 лет. (слайд 4)Первые Олимпийские игры состоялись там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид.
Учитель. (слайд 5)Ребята, перед нами примеры. Выполнив эти действия по порядку, вы сможете прочитать название страны, в которой проходили первые Олимпийские игры. Решив пример, выберите букву, соответствующую данному значению.
294 – 280 = (14)
+ 13 = (27)
– 11 = (16)
+ 17 = (33)
– 14 = (19)
+ 23 = (42)
(Ответ: древняя Греция.) (слайд 5)
Продолжим об истории Олимпийских игр (слайд 6)
Учен 2. С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени первого олимпионика – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка. На время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. В то время это был единственный вид спорта.
Учитель. Ребята, а как вы понимаете фразу «дорожка, засыпанная четверть метровым слоем песка» (25 см)
А в какой стране, в каком городе и в каком году будут проходить следующие зимние Олимпийские игры? (Россия, Сочи, 2014 г)
Вы знаете, что олимпиады бывают зимними и летними. Олимпиада включает в себя различные спортивные соревнования, и победители получают медали. Вот и у нас с вами пройдет сегодня олимпиада, но только она будет не спортивная, а математическая и назовём мы её - олимпиада по натуральным числам. В нее будут входить различные упражнения с натуральными числами. А все активные ученики получат оценки, не зависимо от того, выиграют они или проиграют (слайд 7).
Давайте откроем тетради, запишем число и тему «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Любое соревнование начинается с тренировки. Нашей тренировкой будет графический диктант (слайд 8).
Запишем в тетради «Диктант»
- Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. (Да).
- Нуль – это натуральное число. (Нет).
- В натуральном ряду чисел есть первое число – 1. (Да).
- В натуральном ряду чисел есть наибольшее число. (Нет).
- Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. (Да).
- Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными, с помощью нескольких цифр – многозначными. (Да)
- Любое натуральное число больше нуля. (Да).
- a + b = b + a, это запись переместительного закона. (Да).
- (a + b) + c = a + (b+ c), это запись распределительного закона. (Нет).
Диктант закончен. Давайте проверим результаты. Для этого обменяемся с соседом по парте тетрадями и начнем (слайд 8). (ответ: ^_^_^^^^_)
По оценочной таблице, которую вы видите на экране, поставим друг другу оценку.
А теперь давайте узнаем результаты. Поднимите руки у кого оценка «5», оценка «4», оценка «3».
Ну а теперь переходим непосредственно к соревнованиям. Здесь очень важно дружно участвовать, друг другу доверять и внимательно слушать.
Отработка вычислительных навыков: (каждому билет с вопросами по окончанию решения примера (приложение 1)):
Запишем в тетради № 1(слайд 9).
а) 562 987 + 34 267;
б) 56 008 – 4 789;
в) (64 231 + 45 989) – 5 989.
(озвучить оценки и выставить в журнал)
Молодцы. Справились. Переходим к следующему виду соревнований – к задачам (слайд 10).
№ 2. В книге три рассказа. Первый рассказ занимает столько страниц, сколько второй и третий вместе. Второй рассказ занимает 55 страниц, что на 15 страниц больше, чем занимает третий. Сколько страниц в книге?
О чём говорится в задаче?
Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Известно ли, сколько занимает первый рассказ?
Сколько страниц занимает второй рассказ?
Что ещё о нём известно?
Итак, краткая запись составлена, в тетрадь мы её переписывать не будем, приступаем к решению задачи.
- 55 – 15 = 40 (стр)-занимает третий рассказ.
- 55 + 40 = 95 (стр) -занимает первый рассказ
- 95 + 55 + 40 = 190 (стр) в книге.
Мы с вами плодотворно поработали, проведём физкультминутку.
Физкультминутка(слайд 11).
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз
Сколько пальцев на руке у вас ( поднимаемся 10 раз)
Садитесь, ребята. Продолжим наши соревнования дальше.
Комбинаторная задача, № 3 (устно) (слайд 12).
На олимпийских играх проверяется кто сильнее, с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильнее. Мы же с вами проверять, кто сильнее будем с помощью задач(слайд 13). Сильнее на нашей олимпиаде будет тот, кто решит задачу более высокой сложности. Какой сложности задачу решать, вы будете выбирать сами (Приложение 2.).
Подведение итогов игры и урока. ( Собрать тетради на проверку. В тетрадях проверяются задачи, с выставлением оценки).
Итак, наша Олимпиада близится к завершению. Хочется поблагодарить вас за активное участие. (Выставление оценок) (слайд 14)
Домашнее задание(слайд 15).
Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.
Наши олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам: «До встречи на предстоящих играх» (слайд 16).
Рефлексия.
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия на уроке, передавая при этом один из талисманов предстоящей олимпиады (слайд 17).
Приложение 1.
Билеты с вопросами.
Билет № 1.
Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
(Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме - второе слагаемое)
Билет № 2
Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы
(Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.)
Билет № 3.
Сформулируйте переместительное свойство сложения
(Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых)
Билет № 4.
Как из суммы вычесть число?
(Для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое)
Приложение 2.
Задачи для турнира.
Основной уровень. В автобусе было 98 пассажиров. На первой остановке вышло 15 и вошло 27 пассажиров, на второй остановке вышло 24 и вошло 18 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе после второй остановки?
Повышенный уровень. После воскресенья в магазине оставалось некоторое количество ящиков бананов. В понедельник привезли еще 85 ящиков, а продали 79 ящиков, во вторник привезли 72 ящика, а продали 89, после чего в магазине осталось 128 ящиков бананов. Сколько ящиков бананов было в магазине в воскресенье вечером?
Высокий уровень. С овощной базы в течение первого дня вывезли 764 кг, а завезли 568 кг овощей. Во второй день вывезли 445 кг, а завезли 643 кг. Увеличилась или уменьшилась первоначальная масса овощей, хранящихся на базе, и на сколько?
Самоанализ урока по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
При подготовке и проведение урока передо мной стояла цель: обобщить знания обучающихся по теме. При этом были поставлены задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки обучающихся; развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность;
- а также вырабатывание самооценки в выборе пути, критерия оценки своей работы и работы товарища;
- и конечно же повышение интереса к предмету, формирование положительного мотива обучения.
Урок прошёл по типу обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Олимпийские игры» с использованием таких форм работы как фронтальная, парная, индивидуальная в сочетании с самостоятельной деятельностью на основе компьютерной презентации содержания урока.
При планировании урока учтены возрастные и психологические особенности детей, подобраны задания в интересной игровой форме, проведена физкультминутка.
В начале урока проведена мотивационная беседа с последующей постановкой цели для детей. В ходе урока проведена проверка вычислительных навыков обучающихся, дети показали знания теоретического материала, навыки решения задач, в том числе и комбинаторных. Дети получили индивидуальные дифференцированные задачи трех уровней.
Всё это я считаю необходимым для достижения обязательных результатов обучения и успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Считаю своей задачей вовлечение каждого ребенка в учебную деятельность, сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке «успешным».
Всё, что было запланировано, на уроке выполнено. Ребята чувствовали себя комфортно, решали с увлечением. Урок цели достиг.
Список литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. -М.:Мнемозина, 2009.
- Ершова А. П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.-М.:Илекса, 2007.
- Попов Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.-М.:ВАКО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс
решение задач по теме сложение и вычитание натуральных чисел, обобщение и подготовка к контрольной работе...
Разработка урока на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Разработка урока математики на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"...
Игровой урок по теме:"Сложение и вычитание натуральных чисел"
Открытый урок по математике в игровой форме. Урок обобщения и закрепления знаний.Разработка представлена с дополнительным и раздаточным материаломЦели урока: закрепить умение решать примеры, уравнения...
Разработка интегрированного урока на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел» + презентация
Урок математики в 5 классе к учебнику Н.Я. Виленкина...
Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание дробей", 5 класс
Данный урок проводится в форме внеклассного занятия и ориентирован на систематизацию и обобщение знаний по теме "Сложение и вычитание дробей"...
Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента
Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента...