Игровой урок по теме:"Сложение и вычитание натуральных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Открытый урок по математике в игровой форме. Урок обобщения и закрепления знаний.
Разработка представлена с дополнительным и раздаточным материалом
Цели урока: закрепить умение решать примеры, уравнения и задачи на сложение и вычитание натуральных чисел;
проверить умение складывать и вычитать натуральные числа; развивать смекалку и быструю работу мысли;
воспитывать дружеские отношения в классе и умение работать в группах; развивать умение высказываться по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по математике 5 класс. | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Узники замка Иф»
(Сложение и вычитание натуральных чисел)
Цели урока: закрепить умение решать примеры, уравнения и задачи на сложение и вычитание натуральных чисел; проверить умение складывать и вычитать натуральные числа; развивать смекалку и быструю работу мысли; воспитывать дружеские отношения в классе и умение работать в группах; развивать умение высказываться по теме.
Подготовки к уроку: Для проведения данного урока нужно выделить одного или двух ребят-помощников, они помогут подготовить карточки и провести данный урок. Подготовить нужно сначала цветные фигурки: квадратики, кружочки, треугольники, прямоугольники, овалы и звездочки. Данные фигурки не должны быть большими, примерно с треть ладони, и фигур каждого вида должно быть по 4 - 5 штук. Эти фигурки помогут разделить детей на шесть групп. Для проведения устного счета в игровой форме необходимо приготовить небольшой мячик,- Также помощники помогут сделать кирпичную стену из бумаги размером с половину листа ватмана. На этой стене должны быть наполовину вырезаны шесть кирпичей, которые можно отогнуть и на которых будут записаны возможные варианты ответов для задач, используемых на уроке; а на обратной стороне у одного из кирпичей должен быть нарисован кинжал.
Сам преподаватель должен сделать пять вариантов карточек с примерами. Карточек в каждом варианте должно быть по шесть штук.
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 4 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 5 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). |
Также надо сделать карточки с уравнениями и задачами. Карточки с уравнениями и задачами должны быть трех вариантов, и в каждом 'варианте - по две карточки.
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 3 Решить уравнение: 69 + (87 – у) = 103. |
Вариант 1 Купили лыжи, лыжные ботинки и костюм. Костюм стоил 46 рублей. Лыжи дешевле костюма на 24 рубля и дешевле ботинок на 8 рублей. Сколько стоит вся покупка? |
Вариант 2 На домашнее задание по математике Оля затратила 35 минут, на домашнее задание по русскому языку - на 12 минут больше, а на задание по истории - на 20 минут меньше, чем на задание по математике. Сколько минут потребовалось Оле на выполнение всего домашнего задания? |
Вариант 3 На столе в вазе лежало 15 абрикосов. Слив в вазе было на 4 больше, чем абрикосов, а яблок - на 12 меньше, чем слив. Сколько всего фруктов лежало в вазе? |
Совместно с детьми нужно нарисовать замок, окруженный действиями, такого вида:
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Распределить детей на 6 групп с помощью приготовленных фигурок. Эти фигурки можно использовать на любых уроках для распределения детей по группам. Но таюке эти фигурки, независимо от формы, можно раскрасить в разные цвета: синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый. Цветов 5 - по количеству групп. Если нужно рассадить детей в 5 групп, используются цвета фигурок. Если же нужно 6 групп, то рассаживать по формам фигур.
Учитель: Сегодня, когда вы входили в кабинет математики, то попали не в кабинет, а в замок Иф. Из этого замка вам просто так не выбраться. Поэтому нам вместе с вами придется совершить побег из замка. А побег нам помогут совершить наши знания в сложении и вычитании натуральных чисел. Но только при помощи знаний нам не выбраться из башни. Мы обязательно должны помогать друг другу, чтобы спастись всем классом.
2. Устная работа (7 мин)
Учитель: Когда мы попали в замок, то вас рассадили по разным камерам. Просидев день, два, теряешь чувство времени и понемногу начинаешь сходить с ума. А с нами этого не должно произойти. Поэтому сначала мы потренируем свои мозги устным счетом. Вот несколько примеров цепочек. Но сегодня в примерах будет только действия сложения и вычитания, а числа будут иногда очень большими.
123 + 300 - 220 + 507 - 210 = 500 | 1200 – 900 + 45 + 205 - 449 = 1 | 37 + 55 - 61 + 88 - 119 = 0 | 5000 – 3000 + 1500 - 2200 + 700 = 2000 |
После того, как дети закончили устный счет по примерам, переходим к устному счету с мячом. Один из помощников произносит пример вслух и бросает мяч в одну из групп, например: 7 + 9. Ученик, поймавший мяч, должен решить в уме этот пример, произнести ответ и продолжение примера, например: ответ 16-4. После этого он перекидывает мяч в другую, группу. Примеры не должны быть сложными, Мяч в каждой группе должен побывать два раза.
- Самостоятельная работа (7 мин)
Учитель: Мы убедились, что нам не грозит сойти с ума, теперь мы должны понемногу начать выбираться из замка. Но мы не знаем, хватит ли нам сил совершить побег. А если мы не сможем начатое дело довести до конца и нас поймают при побеге, то могут казнить. Каждый решенный правильно пример говорит о том, что в нас есть и моральная, и физическая сила. Поэтому от вас зависит очень многое. Но задание это индивидуальное, ведь силы должны быть в каждом из нас.
Работа по карточкам с примерами. В группе у всех должны быть разные варианты, с первого номера и далее. На решение примеров детям отводится 5 минут, после чего карточки и листы с решением собираются и по приготовленным шаблонам проверяются помощником на правильность ответов. Детям сразу выставляются оценки.
- Решение уравнений и задач (5 + 6 + 3 + 6 + 2 мин)
Учитель: Мы еще не знаем, хватит ли сил у нас бежать из замка, но в любом случае нам необходим кинжал для того, чтобы мы смогли проделать проход в стене. Узники из соседней башни сообщили нам, что кинжал спрятан в стене за одним из кирпичей. Но мы можем с вами проверить только три из них. Какие? Для того, чтобы узнать, какие из кирпичей стоит проверять, вы должны решить задачи. Сейчас мои помощники раздадут вам эти задачи. Всего вариантов задач - три, а это означает, что две группы будут решать одинаковые задачи. На решение задач выделяется 5 минут. После решения один из участников объясняет задачу у доски. Другая группа, у которой точно такое же задание, внимательно следит за объяснением и поправляет отвечающего ученика при наличии ошибок.
- Детям раздаются карточки с задачами. Во время решения задач можно выставить оценки за хорошую самостоятельную работу- Когда задачи решены, один участник из каждой группы, кратко записав условие, рассказывает ход своего решения и называет ответ. Так как одна задача решается в двух группах, то вторая группа внимательно проверяет ученика. Если вторая группа согласна с решением, то один из ее членов подходит к стене и открывает кирпич с полученным числом. Таким образом, на доске объясняются три задачи, а в тетрадях записано по одной. В результате решения одной из задач кинжал найден за кирпичом. I Учитель: Теперь, когда мы нашли кинжал, то начали понемногу разрушать стены между нами. Но чтобы найти секретный тоннель, нам нужно найти неизвестную переменную в уравнении. Опять у нас всего три задания, значит, у нас на две группы по одному уравнению; на их решение вам дается всего 3 минуты.
- Помощники раздают карточки с уравнениями. В этот момент
можно пройти и просмотреть ученические тетради. Все ли решили задачи? Проверить, все ли дети решают уравнения. Когда уравнения решены, дети работают у доски, как и при решении задач. Только на этот раз необходимо вызвать к доске учащихся из групп, не принимавших участия в объяснении у доски. Решение уравнений должно быть объяснено правилами. Можно спрашивать правила с места у любого ученика.
Учитель: Теперь, когда мы нашли таинственный ход, нам нужно договориться и пройти через него вместе. Нужно договориться так, чтобы стражники не поняли, в чем дело. Мы должны применить шифровку. Но чтобы шифровку применить, ее надо знать. Поэтому наша задача -подобрать код и заменить буквы цифрами таким образом, чтобы равенство было верным. Необходимо учесть, что одинаковые буквы - это одинаковые цифры.
Ответ
X Y X Z 9 5 9 0
+ Y X Z + 5 9 0
М Z МК Z 1 0 1 8 0
Учитель: Когда мы, наконец, все собрались и прошли по тоннелю, то оказались на крыше замка Иф. А оттуда есть только один выход: прыгнуть в море, которое окружает замок. Но замок очень высокий, и если прыгнуть неаккуратно, можно и погибнуть. Поэтому мы с вами должны прыгать очень осторожно, практически по ступеням.
- Работа с плакатом происходит следующим образом. На вершину ставится произвольное число, оно произносится вслух (но действия с ним у преподавателя должны быть решены, и ответы выписаны). Детям
дается время на выполнение этого задания. Как только несколько детей решили задание, то решение проверяется по действиям. Кто из детей правильно решил до конца задания, тот сбежал из замка Иф. Если осталось время, то подобное решение можно произвести еще раз, но на вершину замка поставить другое число. В любом случае, так как дети работают по группам, тех, кто ошибся, могут проверить остальные.
5. Подведение итогов (2 мин)
В конце урока обсудить с детьми, что же помогало им в течение урока. Дать домашнее задание. За работу на уроке можно выставить еще по одной оценке, а также заинтересовать детей тем, что после темы «Умножение и деление натуральных чисел» будет аналогичный, урок. Но так как из замка мы уже выбрались, то нужно будет уничтожить врагов и найти спрятанные сокровища.
Раздаточный и дополнительный материал к уроку.
Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). | Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). |
Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). | Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). |
Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). | Вариант 5 Вычислить: 69928 + 48096; 61000 – 9121; 876 – (398 + 476). | Вариант 6 Вычислить: 78935 + 54367; 803930 – 81673; 649 – ( 243 + 349). |
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 1 Вычислить: 78639 + 85089; 50002 – 6783; (357 + 289) – 157. | Вариант 2 Вычислить: 48495 + 51505; 81064 – 7569; 643 – (243 + 398). | Вариант 3 Вычислить: 5973 + 40262; 701960 – 85971; (863 + 471) – 371. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 3 Решить уравнение: 69 + (87 – у) = 103. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 3 Решить уравнение: 69 + (87 – у) = 103. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 3 Решить уравнение: 69 + (87 – у) = 103. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 3 Решить уравнение: 69 + (87 – у) = 103. |
Вариант 3 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? |
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? |
Вариант 1 В спортивном зале занималось 22 участника соревнований, из них 17 мальчиков. Сколько девочек было в зале? |
Вариант 3 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? |
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? |
Вариант 1 В спортивном зале занималось 22 участника соревнований, из них 17 мальчиков. Сколько девочек было в зале? |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. |
Вариант 4 Вычислить: 57894 + 13773; 156007 – 19715; 315 – (97 + 211). | Вариант 4 Вычислить: 57894 + 13773; 156007 – 19715; 315 – (97 + 211). |
Вариант 4 Вычислить: 57894 + 13773; 156007 – 19715; 315 – (97 + 211). | Вариант 4 Вычислить: 57894 + 13773; 156007 – 19715; 315 – (97 + 211). |
+ 1247 |
- 894 |
+ 41605 |
- 246 |
- 36722 |
Вариант 3 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? |
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? |
Вариант 1 В спортивном зале занималось 22 участника соревнований, из них 17 мальчиков. Сколько девочек было в зале? |
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Через 12 лет Коле исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас? | ||
Вариант 2 Скорость грузовика увеличилась на 14 км/ч, и она стала равной 50 км/ч. Какова была скорость машины раньше? | ||
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. | Вариант 2 Решить уравнение: 44 + (х – 85) = 105. |
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | ||
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | ||
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. | ||
Вариант 1 Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49. |
36
_______________________________________________________________________________
8
________________________________________________________________________________
4
64
_______________________________________________________________________________
32
________________________________________________________________________________
50
7
_______________________________________________________________________________
15
________________________________________________________________________________
9
47
_______________________________________________________________________________
57
________________________________________________________________________________
74
5300
________________________________________________
218
_______________________________________________
5300
________________________________________________
218
_______________________________________________
а + 215
712 + а
________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс
решение задач по теме сложение и вычитание натуральных чисел, обобщение и подготовка к контрольной работе...
урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"
на уроке в игровой форме (путешествие) совершенствуются вычислительные навыки учащихся, систематизируются знания по данной теме...
Обобщающий урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"
Урок обобщения, подготовки к контрольной работе в 5 клссе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"...
Разработка интегрированного урока на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел» + презентация
Урок математики в 5 классе к учебнику Н.Я. Виленкина...
разработка урока по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 5 класс
Урок по типу обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Олимпийские игры» для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений на основе компьютерной презентации содержани...
Урок онлайн – видеоконференция, урок – игра «Ёжик в математическом лесу» на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 1000»
В методической разработке представлен один из способов дистанционного обучение - урок онлайн-конференция. Что актуально в период самоизоляции при корантине по короновирусной инфекции. В ра...