Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей
статья по математике на тему
Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова В.А., учитель математики
ГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей
В Федеральном государственном образовательном стандарте
школьного образования определена новая философия построения
образовательных отношений школьной образовательной организации с
семьями учеников, суть которой заключается в обеспечении
полноценного развития каждого ребёнка путём выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив родителей, конструктивно-
партнёрского взаимодействия (родители – полноправные участники образовательного процесса).Следовательно, педагогам необходимо выбирать такие методы и технологии организации групповых мероприятий, чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений и основными действующими лицами при принятии решений, касающихся воспитания и развития ребенка.
В качестве таких технологий актуально использовать технологии
фасилитации, которые позволят педагогу вовлечь всех и каждого родителя в
групповую деятельность, направленную на достижение поставленных ими
целей, гибко и оперативно управлять групповым мероприятием на основе
создания ситуаций успеха и свободы самовыражения. Использование
технологий фасилитации способствует анализу проблем, поиску решений
конкретных вопросов, разрешению конфликтов.
Фасилитация- это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении к друг другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее успешными учениками. Фасилитатор- это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности. Он облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи. Фасилитатор – это тот, кто процесс общения между участниками делает удобным, легким, помогает понять цель. Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе. Фасилитатор дает возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т. е. фасилитатор дает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной.
Главные качества фасилитатора:
- открытость (способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему);
- принятие (фасилитатор должен чувствовать человека, принимать его безусловно, уметь сопереживать ему);
- уверенность (за слабым «лидером» никто не пойдет!);
- развитая рефлексия (умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, объективно оценивать свои высказывания и действия).
Это педагог, использующий личностно-ориентированную модель.
Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.
Технологии фасилитации - это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:
-диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений;
-помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы;
- консультирование, поддержка, создание условий для творчества, наводящие вопросы;
-снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
-развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;
посредничество, актуализация позиций и чувств клиента;
-выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до выражения желания, мозгового штурма
Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.
Однако, прежде чем применять технологии фасилитации, педагогу
необходимо освоить таких ролевые позиции, как: способность создавать
особую атмосферу сотрудничества, умение строить открытые и доверительные отношения с родителями, снимать барьеры в общении, раскрывать скрытые ресурсы участников образовательных отношений. Организуя групповые мероприятия, он должен удерживать встречу во временных рамках, помогать выдерживать повестку дня, создавать условия для активного общения, корректно подвести итоги.
Обладающего этими качествами педагога можно
назвать фасилитатором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей
Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...
«Организация эффективного взаимодействия семьи и школы»
Общешкольный проект "Шаг навстречу"...
Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...
Опыт организации эффективного взаимодействия классного руководителя и семьи школьника.
Индивидуальность ребенка изначально складывается в семье. Воспитательная работа не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной...
Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей
В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...
Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)
Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
laquo;Система внеурочных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата»...