Разработка открытого урока "Проценты в нашей жизни"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Урок "Проценты в нашей жизни" - это урок закрепления знаний. умений и навыков  с целью последующей корректировки. Данный урок разработан к комплекту УМК Дорофеева Г. В., он проводится четвёртым из отведённых по программе пяти часов. Через специально подобранные задачи показана тесная связь процентов с реальными жизненными ситуациами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока 6 класса по теме: «Проценты в нашей жизни».

Учитель математики МБОУ «СОШ № 28» высшей квалификационной категории Львовой Е. Н.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков (ЗУН.) Форма проведения урока: дидактическая игра.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Проверить теоретические знания и практические умения, и навыки по теме «Главная»    задача на
    проценты» с привлечением задач разного уровня сложности.
  2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
  3. Показать сферу практического приложения процентных расчетов.
  4. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  5. Выявление того, что не усвоено, с целью последующей корректировки.

Развивающие:

  1. Формировать умения сравнивать, находить ошибки при решении задач.
  2. Развивать внимание, мышление, способность к сосредоточению, аккуратность, математическую речь.
  3. Через   решение   задач    развивать   творческую   и   мыслительную   деятельность   учащихся,   их
    интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным действиям, обобщению.
  4. Формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение коллективно работать.
  2. Формировать у учащихся познавательный и устойчивый интерес к учению математики.
  3. Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенству своих знаний.
  4. Формировать умение проверять и оценивать результаты деятельности.
  5. Воспитывать самостоятельность и творчество.

I. Орг. Момент

Цель: ознакомление с темой урока, постановка его целей.

 — Здравствуйте ребята.  Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Главная» задача на проценты». Эпиграфом мне хотелось бы взять слова французского математика и физика Рене Декарта «Всё вокруг меня происходит математическим путём». Слайд1.  

   Наш урок будет проходить в необычной форме. У нас с вами три различных предприятия в практической деятельности, которых используются процентные расчеты.

Каждое предприятие должно доказать, что его сотрудники самые внимательные, образованные, грамотные, могут справиться с любым заказом клиента; показать сплоченность коллектива при выполнении любой работы, а также умение каждого сотрудника быть ответственным в принятии самостоятельного решения.

У нас сегодня на уроке будут работать три различных предприятия: коммерческий банк «Возрождение», строительный трест «Дом», промышленный холдинг «Энергетик».

Попрошу заместителей директоров данных предприятий представиться и на протяжении всей работы вести портфолио своего предприятия: учитывать количество удачных рекламных ходов- ответов.

А каждый сотрудник будет вести «Индивидуальную карту отчета» своего участия в данной рекламной

компании.

Откройте свои тетради с рабочими записями, запишите в них сегодняшнее число 17 января 2008 г., классная работа тему сегодняшнего дня: «Проценты в нашей жизни». Слайд2

Цель нашего урока: закрепить теоретические знания и практические умения, и навыки при решении задач     разного уровня сложности в сфере практического приложения процентных расчетов.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: выявить  качество теоретических  знаний  и  умение  применять  их  при   выполнении  несложных практических вычислений.   

У:  Первый тур нашей рекламной компании называется «Актуальность». Слайд3.  Каждое предприятие должно показать, что владеет теоретическими знаниями и умеет применять их на практике, т.е. умеет отличать верные решения от неправильных. Наш аукцион знаний мы начнём с проверки основных определений и правил по теме «Проценты».

Если предприятие не может ответить на «свой» вопрос, то заместители ставят в своем портфолио знак «-» и на данный вопрос отвечают представители других предприятий.

У: В1.: Что такое процент?

Д: 01.: Процентом от некоторой величины называется одна сотая ее часть.

У: В2.: Как выразить проценты в виде дроби?

Д: 02.: Чтобы выразить проценты в виде дроби достаточно число процентов разделить на 100.

Слайд4 Задание 1. Найдите ошибку и объясните ее:      

3% - это 0,03

2,5% - это 0,25

0,1% - это 0,01

120%- это 12

У: ВЗ.: Как обратить в проценты дроби?     

Д: ОЗ.: Чтобы обратить дроби в проценты, нужно данную дробь умножить на 100 и подписать, справа от полученного числа, знак %.

Слайд5 Задание 2. Определите верно ли каждой величине поставлено процентное соответствие.

              25%

            44%

            75%

                 50%

Если соответствие неверно, то объясните почему.

Слайд5.1  Проверка.

У: В4.: Как найти один процент от величины?     

Д: О4.: Чтобы найти один процент от величины, нужно разделить ее на 100.

 Слайд6 Задание 3. Найдите:

1% от  500т

1% от  1 рубля

1% от  1 метра

1%  от  60 кг.        

У: В5.: Сколько и какие типы задач на проценты вы знаете?

Д: О5.: Мы знаем 2 типа задач на проценты: это задачи на нахождение процентов от числа и задачи на нахождение числа по его процентам.

У: В6: Как найти несколько процентов величины?

Д: О6: Чтобы найти несколько процентов величины, нужно величину разделить на 100% и умножить на число процентов.

У:В7.: Как найти число по его проценту?   

Д: 07.: Чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить проценты в виде дроби и число, соответствующее данным процентам разделить на полученную дробь. Пример: 6 тетрадей - это 10 % от всех. Сколько всего тетрадей? (60 тет.)

III этап. Работа с клиентами.

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать практические умения и навыки ло теме «Главная»

задача на проценты» с привлечением задач разного уровня сложности, показать сферу практического приложения процентных расчетов.

У: Следующий тур называется «Работа с клиентами» (Слайд 7). На этом этапе вы должны показать уровень возможностей вашего предприятия при решении практических задач. У каждого сотрудника предприятия в рабочем файле находится цветная карточка с текстом задачи. Вы должны решить эту задачу в тетради, а руководитель предприятия будет решать задачу на доске.    

Каждое предприятие получает конверт с заданием, все вместе решают и отвечают руководители предприятий (оформляют решение на доске).  

1. Затраты вашей строительной фирмы на отделочные материалы снизились на 20%. Какую сумму вы должны израсходовать на отделочные материалы, если первоначально планировалось израсходовать 450 тыс. рублей?

Решение: 450-450 • 0,2=360 тыс. р.

2.        Несколько лет назад сберегательный банк выплачивал доход по срочному вкладу из расчета 3% в год
от вложенной суммы. Сколько рублей оказывалось на счете через 2 года, если на него положили
1000 р?

Решение: 1000 ∙1,03 ∙1,03=1060,9 (р)

3.        При продаже товара за 693 р получено 10% прибыли. Определите себестоимость товара.
Решение: 693 -110%

? р -100%

693:110 ∙100=630 (р)

IVэтап. «Реклама».

Цель: проверить умение учащихся определять тип задачи.

На этом этапе вы рекламируете свое предприятие, умением быстро и качественно определять тип задач. По вашему умению классифицировать задачи все будут знать, какие специалисты работают на вашем предприятии. Высококвалифицированные или нет.

Задание 4. Определите тип задач и наклейте их в предложенную таблицу. Руководители предприятий, по окончанию работы, должны представить «рекламу» (Слайд 8) на суд зрителей.

Работа выполняется под музыку. Слайд 9 (музыкальный)

  1. Строительная фирма, в течение первого полугодия, заложила под фундамент 36 зданий, это составило
    48% всего годового  плана.  Под сколько зданий  всего,  в течение  года,  планируется заложить фундамент? (2 тип)
  2. Электростанция по плану должна выработать 250 мегаватт энергии, но перевыполнила план на 12%.
    Сколько электрической энергии было выработано? (1 тип)
  3. Брокер купил 14 акций, что составило 28% его вклада в ценные бумаги. Сколько всего ценных бумаг
    купил брокер? (2 тип)
  4. Вкладчик банка положил в банк 100.000 рублей под 35% годовых. Сколько рублей банк вернет
    вкладчику через год? (1 тип)

Тип задачи        Нахождение процента от числа        Нахождение числа по его проценту

Условие задачи        2        1

        |_4        [_3        

Попрошу представителей предприятий продемонстрировать результаты вашей работы и объяснить ваше решение.

V этап. «Гонка» за лидерством.

Цель: Проверить уровень практических умений и навыков по теме «Главная» задача на проценты» с привлечением задач разного уровня сложности.

Чтобы привлечь внимание клиента к своему предприятию, а также проявить свои деловые качества, вам необходимо выполнить небольшой тест, на основании которого эксперты решат: кто является самым высококвалифицированным профессионалом. Слайд 10 «Гонка» за лидерством.

М6 Тест. «Проценты». Вариант 1.

1.        Запишите 54% в виде десятичной дроби.

г) 0,54;        и) 5,4;        н) 0,054;        е) другой ответ.

2.        Запишите 0,305 в виде процентов.

г)        305%;       е)30,5%;        н) 3,05%;        и) другой ответ.

3.        Из 200 квартир нового дома 65%- двухкомнатные, а остальные - трехкомнатные. Сколько трехкомнатных
квартир в доме?

н)70;        и) 65;        е) 130;        г) другой ответ.

4.        Найдите число если 12,5% от него равны 34.

н) 17;        и) 272;        е) 4,25;        г) другой ответ.

5.        Сколько процентов сахара содержит сироп, приготовленный из 750 г сахара и 1250 г воды?
н)40%;        и)37,5%;        е) 60%;        г) другой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Алгоритмы в нашей жизни»

Конспект урока "Алгоритмы в нашей жизни"...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."

Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....

Разработка открытого внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"

Разработка внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"...

Разработка открытого внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"

Разработка внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"...

Разработка урока "Право в нашей жизни"

Урок предназначен для повторения блок-темы "Право"....

методическая разработка урока "Школа в нашей жизни" для 7 класса

Сформировать представление о  понятии школа и школьные правила..Формировать и активизировать навыки и умения всех видов речевой деятельности: умение работать с лексикой, обсуждать проблемы по дан...

Разработка открытого мероприятия Ладога - Дорога жизни

Разработка открытого мероприятия, посвященная началу работы "Дороги Жизни" к блокадному Ленинграду....