Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
план-конспект занятия по математике (6 класс) на тему
Занятиие предназначено для проведения внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_eylera.docx | 376.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
(на занятии по внеурочной деятельности, 6 класс)
Тема | Решение логических задач с помощью кругов Эйлера | |
Цели занятия | Знакомство с логическими задачами, решаемыми с помощью кругов Эйлера | |
Термины и понятия | Логические задачи, круги Эйлера | |
Планируемые результаты | Предметные | УУД |
Выделять существенную информацию в тексте задачи, представлять условие и решение задачи в виде кругов Эйлера | Личностные: развитие познавательных интересов, формирование способности к самооценке. Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, оценка своей деятельности. Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формулирование и обоснование собственного мнения, воспитание уважительного отношения к иному мнению. Познавательные: развитие умения выделять существенную информацию в тексте задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет(курс) | Форма работы | Ресурсы |
Арифметика | Индивидуальная, фронтальная | Дидактический материал, слайды, экран, проектор, компьютер, карточки для всех обучающихся (красные, желтые, зеленые) |
Структура учебного занятия (этапы)
Виды деятельности на этапе | Планируемые результаты | Содержание |
Мотивационный этап | ||
Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний | Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися целей урока | Проверка домашнего задания. Перед вами волшебная коробочка с задачами. Задачи пронумерованы. Каждый вытаскивает из коробки карточку с номером задачи, которую следует решить дома к следующему занятию. |
Этап учебно-познавательной деятельности | ||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Решение учебных задач | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы | - Какие геометрические фигуры вы знаете? - Как вы думаете, как мы их будем сегодня использовать при решении задач? - Такое применение геометрических фигур, в основном кругов, при решении логических задач ввел Леонардо Эйлер. Тема нашего сегодняшнего урока «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера». Леонард Эйлер принадлежит к числу гениальных математиков всех времен. Он родился в Швейцарии в небольшом городке. 1) Чтобы узнать город, отметь точки на числовом луче. Единичный отрезок – 3 клетки. Ь(4); Е(); Б(); З(2); Л(3) ; А(). Удивительно, но, будучи еще ребенком, он начинает посещать лекции великого математика Иоганна Бернулли. Спустя х лет он по приглашению Петербургской академии наук выехал в Россию. 2) Определи х: 7 8 56 16 3 48 20 х 80 С этого времени началось быстрое развитие его научной деятельности. Из номера в номер журнал Академии печатал его математические работы. 3) Как назывался журнал, узнаешь, «прополов сорняки». Выбери из данного текста три названия сорных растений, тогда оставшиеся буквы и составят название журнала: КОСОТОЛЕМБЕДАМЕКРАНПИТАВАРИИ 4) Ученый написал свыше 800 работ, из них по математике. Сколько математических трудов создано ученым? В одной из своих работ Эйлер, чтобы «облегчить наши размышления», предложил использовать круги, подобные тем, что изображены на рисунке. Такого рода рисунки получили название кругов Эйлера. Рассмотрим следующую задачу: В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке, 11 – в биологическом, 10 – нигде. Сколько биологов увлекаются математикой? -Как можно решить такую задачу?(с помощью кругов Эйлера) Изобразим эти круги на рисунке. Начертим большой круг-это класс (рис.1). В нем слева нарисуем круг поменьше и поместим в него всех математиков. Обозначим его буквой М (рис.2). В круг справа поместим всех биологов. Обозначим его буквой Б (рис 3). Так как часть биологов увлекается математикой, то круги пересекутся. В этой общей части окажутся математики-биологи, число которых мы ищем (рис. 4). Остается на рисунке отметить тех, которые нигде не занимаются (рис.5). Теперь считаем: внутри большого круга 35 ребят, внутри двух меньших 35-10=25 (рис.6). Внутри математического круга 20 человек. Значит в той части «биологического» круга, которая расположена вне М, находится 25-20=5 - «чистых» биологов(рис. 7). Всего биологов 11 человек, «чистых» биологов – 5, значит, биологов-математиков 11-5=6. Ответ: 6 биологов. |
Физкультминутка | ||
Смена видов деятельности в игровой форме | Снятие утомляемости | Учитель называет единицу измерения – ученик выполняет действие. Меры длины – поднять руку, Площади- хлопнуть в ладоши, Веса – зажмуриться, Объема- сесть на стул. |
Этап закрепления практических навыков | ||
Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач | Установление правильности и осознанности изучения темы | Решим задачу: В классе 20 человек. Из них 12 посещают спортивные секции, 7 человек – музыкальную школу и трое увлекаются ни музыкой, ни спортом. Нарисуй круги Эйлера. Выдели ту часть рисунка, в которой находятся: 1)те, кто не посещают спортивную секцию и музыкальную школу; 2)спортсмены-музыканты; 3) «чистые» музыканты; 4) те, кто не посещает спортивную секцию. Сверьтесь с ответом на рисунке: Инспектор группы по изучению спроса населения представил в трест столовых такой отчет: Число опрошенных – 100 человек, Из них: пьют кофе – 78, Пьют чай – 71, Пьют кофе и чай – 48. Отчет забраковали. Почему? (всего 101) |
Подведение итогов занятия (рефлексия) | ||
Рефлексия деятельности и итог урока | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности | С помощью одной из цветных карточек оцените свое восприятие материала урока (красная – «сложно, много не понял», желтая – «понял почти все, но остались вопросы», зеленая – «материал показался достаточно простым и понятным»). |
Домашнее задание |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с помощью кругов Эйлера
задачи решаемые с помощью кругов эйлера...
Исследовательская работа "Решение логических задач с помощью кругов Эйлера" Булгаковой Кристины , 7-б класс МАОУ «СОШ с УИОП № 14»
В работе обоснованно на первый план выдвигается вопрос практической направленности теории множеств в решении конкретных, в частности, олимпиадных задач. Работа содержит ряд разделов, посвященных...
Решение логических задач с помощью таблиц и кругов Эйлера
В презентации представлен разбор решений логических задач с использованием двух методов - табличного и кругов Эйлера....
Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"
Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
Урок ознакомления с новым материалом, четвертый урок в теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности. Статистическая обработка данных»....
Решение задач с помощью кругов Эйлера
Представлены технологическая карта к уроку и разработка в Smartnotebook по теме " Решение задач с помощью кругов Эйлера" УМК " Сферы"...
Методическая разработка по теме _Решение комбинаторных задач с помощью кругов Эйлера.
Решение задач с помощью кругов Эйлера дает более наглядное представление о возможном способе представления условий, зависимости, отношений в математике.Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, предла...