Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок ознакомления с новым материалом, четвертый урок в теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности. Статистическая обработка данных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение логическихзадач с помощью кругов Эйлера | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Нейман Татьяна Павловна, учитель физики и математики. | |
Предмет | Математика | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 9 класс (8 человек). | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Решение логических задач с помощью кругов Эйлера. | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | А.Г.Мордкович | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок ознакомления с новым материалом, четвертый урок в теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности. Статистическая обработка данных». | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В 9 классе на начало 2014 - 2015 учебного года 7 человек, из них все 7 девочек. С данным классом я работаю с 2010 года. Девушки в классе не отличаются особой отзывчивостью, работоспособны и ответственны в классе только 2 человека. Чтобы привлечь девчонок к работе на уроке, участию во внеклассном мероприятии требуется прилагать много усилий. Поэтому, я и решила разработать урок с применением технологии АМО по теме, именно 9 класса. Ведь любой учитель хочет заинтересовать ученика своим предметом. | |
Цели урока/ занятия | Создание условий для овладения учащимися умения решать задачи с помощью кругов Эйлера. | |
Задачи урока/ занятия |
| |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Знание о множествах и операциях над ними. Умение применять круги Эйлера при решении простых логических задач. Качества личности, позволяющие осуществлять осознание мотивов собственной познавательной деятельности, оценивать свои возможности, корректировать свои действия, выражать свое мнение и уважать мнение других людей. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Понятие множеств. Операции над множествами. Круги Эйлера. Применение кругов Эйлера к решению задач. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап 1 «Инициация». | Настрой на рабочий лад, создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с обучающимися | 3 минут | Метод «Пожеланий» | Заимствованный, адаптированный | Цели и задачи метода: Пожелать друг другу хорошего настроения, обеспечить позитивный настрой, сплотить коллектив. Технология проведения: Ребята, по цепочке, произнося имя, желают друг другу хорошего настроения на уроке, говорят комплименты друг другу и т. д. Каждый участник должен произнести пожелания не менее трем участникам. Варианты проведения метода: Можно предавать пожелания по цепочке, и каждый следующий участник повторяет все пожелания предыдущих. Еще один вариант, класс делится на команды, и команды делают комплименты друг другу, кто больше. | Ребята делают друг другу комплименты и пожелания. За каждый комплимент ученик получает банкноту в «Один комплимент». | Познавательные: расширяется словарный запас детей. Коммуникативные: произнося комплимент, пожелание, ребенок начинает взаимодействовать с другими учениками. При этом он показывает навыки овладения «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения). | Информационная: Вспомнить понятие комплимент Познавательная: узнают об обычаях и традициях делать комплименты. Коммуникативная: общение. Социальная: Говорят правильно, вежливо. | У ребят изначально складывается непринужденная обстановка. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап 2 «Вхождение в тему». | Поставить ясные, понятные и личностно-значимые для всех учащихся класса ориентиры. | 5 минут | Метод «Ульи». | Заимствованный, адаптированный. | Цели и задачи метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах. Необходимые материалы: Чистые цветные листы формата Ф4, фломастеры. Технология проведения: Класс разбивается на пары. Каждой паре дается одинаковая задача и предлагается по пять вопросов: 1)Какие знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке? 2) Умею ли я решать подобные задачи? 3)Может, существуют другие способы решения подобных задач? 4) Какие недостающие знания и умения я могу получить на сегодняшнем уроке? 5) Буду ли я использовать данные знания при решении задач? (Идёт обсуждение в группах). Выступление групп. Учитель вместе с классом ставит цели урока. Варианты проведения: Можно работать в группах и по одному. | Ребята получают задания и работают в парах, решают задачу и отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: дети соотносят тот материал, который уже известен и усвоен с тем, который еще узнают. Познавательные, включая учебные и логические: пробуют решать задачу уже известным способом и выходят на то, что нужен новый способ. Приобретают навыки анализа и синтеза. Коммуникативные: на этом этапе формируется опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом. Дети слушают друг друга и вступают в диалог. | Социальная: формулирование пожеланий целей. | Ребята работают в группах, можно сильных учеников посадить со слабыми, а результат групповой, придаст уверенности в себе слабому ученику. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап 3. «Определение ожиданий и опасений». | Точнее сформулировать цели обучения, выяснить, что от него требуется в процессе обучения и какие результаты надо достичь по его завершению. | 10 минут | Метод «Фруктовый сад». | Заимствованный. | Цели и задачи метода: Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. После выяснения ожиданий и опасений учитель и ребята понимают, какие знания необходимо вспомнить или узнать. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Необходимые материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги и магнитов шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, магнитная доска с нарисованными деревьями. Технология проведения: Заранее рисуются на магнитной доске два дерева. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из магнитных листов яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. В конце этапа ученик четко должен знать, что ему нужно для изучения данной темы, для чего мы изучаем эту темы и где он сможет применить полученные знания. Совместно с учителем ученик сопоставляет свои ожидания и опасения с поставленными ранее целями урока.
| Ребятам раздаются яблоки и лимоны, предлагается на яблоках написать то, что они ожидаю от урока: настроение, обстановка, новые знания, все ли получится и т.д. На лимонах пишут свои опасения: что может не получиться, скучно, не интересно, не понятна тема, не пригодятся полученные знания в дальнейшем и т.д. | Коммуникативные: дети активно взаимодействуют друг с другом, решая данную проблему, вступают в диалог друг с другом, интегрируются в группу сверстников, строят сотрудничество с ними и с педагогом. | Социальная: формулирование опасений и ожиданий. | Учитель заранее узнает опасения детей, пробелы. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Этап 4 «Закрепление изученного, проверка домашнего задания». | Проверку усвоения материала. | 5 минут | Метод «Найди ошибку учителя» | Заимствованный, адаптированный. | Цели и задачи: Проверить домашнее задание, выявить пробелы в знаниях. Повторить материал, используемый при изучении новой темы. Необходимые материалы: Доска, мел, листочки, ручки. Технология проведения: На доске заранее заготавливаются не менее пяти заданий с ответами. Ученики в течение короткого промежутка времени ,молча, ставят «+», если согласны с ответом или « - », если не согласны, рядом записывают правильный ответ. Затем вслух анализируем задания и способы их решения, предупреждаем возможные ошибки. Критерий выставления отметки доводятся до сведения учащихся. Выполнив задание, дети с удовольствием ставят оценку учителю и себе. Такой устный счёт позволяет охватить работой всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях. | На доске заранее заготавливаются не менее пяти заданий с ответами. Ученики в течение короткого промежутка времени ,молча, ставят «+», если согласны с ответом или « - », если не согласны, рядом записывают правильный ответ. | Личностные: работая на данном этапе, ребята используют ранее полученные знания, оценивают работу учителя, выступают в роли оценщика. Коммуникативные: ребята участвуют в коллективном обсуждении проблемы, готовы к применению нового метода. | Информационная: способность найти ошибку, анализировать. Познавательная: работа в нестандартной для ученика ситуации. Коммуникативная: оценивание работы учителя. Социальная: ответственность. | Вырабатывает самостоятельность, теперь в роли учителя сам ученик, что дает ученику быть ответственней, свободней, уверенней. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Этап 5 «Инпут». | Сообщить новый материал. | 10 минут | Метод «Интерактивная лекция: Демонстрация слайдов». | Заимствованный. | Цели и задачи: Представление нового материала. Необходимые материалы: Тетради, ручки, цветные карандаши. Технология проведения: Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя перед классом в течение определенного времени с применением следующих активных форм обучения: • Демонстрация слайдов или учебных фильмов Варианты проведения:
| Ребята с знакомятся с новой темой с помощью слайдов, записывая необходимые понятия и примеры. | Личностные: работая на данном этапе, устанавливаем связь между целью и результатом и тем, ради чего она осуществляется; осуществляется действие нравственно-этического оценивания работы друг друга Коммуникативные: ребята участвуют в коллективном обсуждении проблемы, готовы к применению нового метода. Знаково-символические: используется моделирование – множества представляются в виде кругов. | Информационная: получение новой информации из предложенного материала. Познавательная: расширение кругозора в рамках новой темы Коммуникативная: взаимодействие друг с другом, обмен информацией.
| «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование мультимедийной презентации оживит и разнообразит учебный процесс. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Этап 6 «Проработка содержания темы». | Проработать новый материал. | 7 минут | Метод «Аукцион». | Заимствованный, адаптированный. | Цели и задачи: Закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении индивидуальных заданий. Необходимые материалы: Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Технология проведения: Ребята покупают задания различной сложности. Задания делятся: «Еще сомневаюсь», «У меня должно получится», и «Я все умею». Дается 4 минуты на выполнение задания. Потом проверяем у доски, корректируем, подтверждаем покупку своих заданий. Варианты проведения: Можно провести работу в группах. | Ребята сами выбираю себе задания различной сложности: «Еще сомневаюсь» - один комплимент, «У меня должно получится» - два комплимента, «Я все умею» - три комплимента. | Коммуникативные: во время самостоятельного выполнения заданий, дети вступали у доски, направляя свои усилия на согласование и объединение, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
| Познавательная: решение ситуаций. Коммуникативная: обмен суждениями, корректность высказываний Социальная: выбор собственной позиции. | Ребята, может сами того не понимая, оценивают уровень усвоения материала. Учитель и сами ученики увидят, что усвоено, а где нужны доработки. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этап 7 «Эмоциональная разрядка». | Снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость, привести в рабочее состояние психологический статус детей и учителя. | 2 минуты | Метод « Снежки». | Заимствованный. | Цели и задачи: Отдохнуть, разрядить обстановку, отвлечься. Необходимые материалы: Два листа белой бумаги. Технология проведения: Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.
| Коммуникативные: дети – имитирую всеми любимую игру в снежки, тем самым создают друг другу хорошее настроение. | Коммуникативная: совместная деятельность, создание среды психологического комфорта
| Разрядить обстановку, выйти за рамки урока. | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этап 8 «Релаксация». | Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения . | 3 минут | Метод «Ресторан». | Заимствованный, адаптированный. | Цели и задачи: Выявления результативности занятия. Определить, что получилось хорошо, а что оказалось реализованным не до конца. Необходимые материалы: Листы с вопросами. Технология проведения: Учащимся предлагаются четыре вопроса: «Я съел бы ещё этого …….» «Больше всего мне понравилось……..» «Я почти переварил…………» «Пожалуйста, добавьте…………..» После того, как ребята отвечают на вопросы, листы с ответами вывешиваются на доску и разбираются. По результатам ответов на вопросы 1 и 4 будет понятно, что ребятам не хватило, чего они недопоняли. По результатам ответов на вопрос 2 будет понятно, что ребятам понравилось в уроке и с чем они справились. По результатам на вопрос 3 выяснятся небольшие пробелы в полученных знаниях. | Учащимся предлагаются меню, состоящее из четырех вопросов: «Я съел бы ещё этого …….» «Больше всего мне понравилось……..» «Я почти переварил…………» «Пожалуйста, добавьте…………..» | Регулятивные: дети внесли необходимые дополнения и коррективы, оценили и выделили то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: установили совместно с педагогом связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: дети слушают друг друга и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, интегрируются в группу сверстников и строят взаимодействие, выражают свои мысли в соответствии с задачами. | Познавательная: обобщение полученных знаний по теме Коммуникативная: высказывать свое мнение относительно предложенного.
| Рефлексия способствует к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Я считаю, что целесообразно использовать технологии АМО, так как дети не только узнают о мире эмоций, но и в процессе занятия развиваются коммуникативные качества (взаимодействие) сплоченность группы, развивалась двигательные навыки. В дальнейшем я планирую дальше использовать активные методы обучения на своих уроках, во внеклассных мероприятиях, мастер – классах, семинара МО. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Предметные: Развить умение искать, анализировать, сопоставлять, а так же оценивать представленную информацию. Точно и грамотно выражать свои мысли, использовать графические представления для решения задач. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Логически мыслить и рассуждать. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | При разработке занятия я учитывала индивидуальные особенности, а также духовно-нравственного развития личности детей. Работая с детьми по данному уроку, я руководствуюсь следующими принципами:
|
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Так как девушки в классе не отличаются особой отзывчивостью, работоспособны и ответственны в классе только 2 человека, я разработала урок с применение активных методов обучения, чтобы привлечь девчонок к работе на уроке и достичь новых образовательных результатов. |
Методическая ценность урока/занятия | Методическая ценность занятие заключается в том, что данное занятие можно использовать, в качестве развития личности детей. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | К разработанному занятию приложены приложения: Приложение 1. Банкноты в «Один комплимент». Программа Microsoft Office Word 2007. Приложение 2. Карточки с задачей ко второму этапу. Программа Microsoft Office Word 2007. Приложение 3. Шаблоны яблок и лимонов. Программа Microsoft Office Word 2007. Приложение 4. Карточки с задачами к четвёртому этапу. Программа Microsoft Office Word 2007. Приложение 5. Презентация «Применение кругов Эйлера при решении задач». Программа Microsoft OfficePowerPoint2007. Приложение 6. Карточки с заданиями различной сложности. Программа Microsoft Office Word 2007. Приложение 7. Меню к восьмому этапу. Программа Microsoft Office Word 2007. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | 1.А.Н.Крылов, Леонард Эйлер, Л.: Издательство «Академии Наук», 1933. Электронный ресурс. 2.И.Л.Бродский, О.С.Мешавкина, Вероятность и статистика 10 – 11 класс, М: Издательство «Аркти»,2009. 3.А.Г.Мордкович, Алгебра 9. Часть 1. Учебник, Часть 2, задачник, М: Мнемозина, 2013. 4.Лекции курса «Разработка урока математики по технологии АМО (активные методы обучения)».
|
Примечания автора/ов | Советую в процессе разработки занятий использовать в своей деятельности разные формы активных методов обучения. |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2015
© Образовательный портал «Мой университет, 2015
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с помощью кругов Эйлера
задачи решаемые с помощью кругов эйлера...
Исследовательская работа "Решение логических задач с помощью кругов Эйлера" Булгаковой Кристины , 7-б класс МАОУ «СОШ с УИОП № 14»
В работе обоснованно на первый план выдвигается вопрос практической направленности теории множеств в решении конкретных, в частности, олимпиадных задач. Работа содержит ряд разделов, посвященных...
Решение логических задач с помощью таблиц и кругов Эйлера
В презентации представлен разбор решений логических задач с использованием двух методов - табличного и кругов Эйлера....
Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"
Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...
Решение задач с помощью кругов Эйлера
Представлены технологическая карта к уроку и разработка в Smartnotebook по теме " Решение задач с помощью кругов Эйлера" УМК " Сферы"...
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
Занятиие предназначено для проведения внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 6 классе...
Методическая разработка по теме _Решение комбинаторных задач с помощью кругов Эйлера.
Решение задач с помощью кругов Эйлера дает более наглядное представление о возможном способе представления условий, зависимости, отношений в математике.Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, предла...