Открытый урок по теме: Решение задач на проценты. 5кл
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Сандый-Белек Аржана Аркадьевна

Цель урока:   совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

 Планируемые результаты:

           предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

           личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

           метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resh_zadach_na_protsenty.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  

Предмет   математика      Класс  5

Базовый   учебник   Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс:  

                                   Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015.

Тема урока:   Решение задач на проценты  

Цель урока:   совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

 Планируемые результаты: 

           предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

           личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

           метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

  Задачи урока:  образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

                             воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  способствовать формированию  умения  слушать и вступать в диалог;  воспитывать   аккуратность в вычислениях  и   чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

                              развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету,  критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, фантазии детей  и  способности рассуждать.

 Тип урока:   урок систематизации и обобщения знаний и умений

 Используемые технологии: технологии  развивающего обучения

 Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная,  групповая

  Необходимое оборудование:  классная доска, листы успеха.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Задача  этапа :

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Задача  этапа :

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения правил и основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению:

в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача этапа: Обеспечение учебной мотивации, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

 Задача этапа:

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль

за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Задача этапа:

 Смена деятельности.

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

 Задача этапа:

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп  и  класса в целом.

Учащиеся сдают Листы успеха.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Задача этапа: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Знакомит с девизом урока «Поменьше учителя – побольше ученика», и просит пояснить как ребята его понимают.

- У каждого из вас на столах лежат листы успеха. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+"  - справился с задачей без затруднений,

"!?"  - справился с задачей, но возникали

          сложности,

"-"  - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя,

объясняют смысл девиза урока.

Знакомятся с листами успеха, подписывают их.

2. Актуализация  знаний

- Какую тему мы изучаем?

- Что знаем по этой теме? Что умеем?

 - Попробуйте сформулировать  задание сами

Устный счет: 

0,63        1,25          0,8           0,41           0,00

53%        15%        40%          67%            112%

( в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями).

- Какие простейшие  задачи  умеем решать?

а)  как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

б) как найти по значению процентов  целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08                    12 : 0,08 =150.

Учащиеся отвечают на вопросы,

Предлагают формулировку заданий и  устно выполняют их.

Учащиеся вспоминают типы задач и вспоминают правила на примерах предложенных  учителем.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Перед вами карточка . Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке  таблицы? Запишите соответствующие  буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя.

0,5

50%

 

Четверть – Д

Половина – А

Дюжина- П

Треть – З

Десятина

Процент – Ч

- Как вы думаете, почему у нас два этих слова? (Они связаны с темой урока.)

   

   

   - Сформулируйте тему урока и определите его цель.

Тема   урока: Решение задач на проценты.

 Цель  урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты»,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

- Сегодня я предлагаю вам поработать в роли товароведов, высчитывающих скидку покупателю;

в  роли  врача, которому  необходимо убедить пациента;

в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

 

Заполняют карточку.

Работа в парах.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Итак, приступаем к решению задач,

которые очень часто вам придётся решать в жизни.

             1. Врач - пациент

1)  Курящие люди сокращают себе жизнь на 15 %.  Определите  какова продолжительность жизни курильщиков, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.

           2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на товары во время распродажи.

товар

цена

скидка

шуба

38 500 руб

14%

сапоги

7 800 руб

10%

шапка

2 200 руб

8%

костюм

3200 руб

11%

кроссовки

1850 руб

5%

         3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Оклад  сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспортные расходы - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней премию - 45% от начисленной суммы .

Вычеты -13%  (налоги).

Какую зарплату  получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.  

 По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

  1.  100% - 15% = 85 %
  2. 85 % от 56,

 85 % = 0, 85,     0,85 * 56=47,6 ( лет)

Ответ к задаче:

товар

Скидка

(руб.)

Новая цена (руб)

шуба

5 390

33 110

сапоги

780

7 020

шапка

176

2 024

костюм

352

2 848

кроссовки

92,5

1 757,5

 

 

Ответ к задаче: 

Заработная плата сотрудника

22 950 рублей,

Премия 10 327,5 рублей,

Всего начислено 33 277,5 рублей,

     Налог   4 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

5. Физкультминутка

 Учитель объявляет паузу

Физзорг класса проводит физкультминутку.

Учащиеся поднимаются с мест, выполняют  упражнения.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-  Проверим полученные результаты

-  Давайте обсудим: какие задачи вызвали у  

    вас затруднения и почему?

Ребята сравнивают свои результаты и сверяют их с ответами.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи.  

Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав  фразы:

 1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»

 2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»

3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится»  

4) «Мне было интересно потому, что…»

Собираются листы успеха и выставляются оценки за работу на уроке. 

Ребята анализируют свою деятельность и высказываются.

Учащиеся выставляют себе оценки и сдают листы успеха.

8. Информация о домашнем задании

Домашнее задание:

Творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может  встретиться в жизни.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Цель урока: научить решать задачи на нахождение процентов от числа,  числа по его процентам, совершенствование вычислительных навыков учащихся....

Разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Представлена презентация, технологическая карта и раздаточный материал по теме "Решение задач на проценты"...

«Построение технологической карты урока по теме: Решение задач на проценты».

Итоговая работа По модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: ...

План-конспект урока по теме "Решение задач на проценты"

Cовершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач....

Презентация и конспект урока по теме: "Решение задач на проценты". (5 кл.)

Презентация и конспект урока по теме: "Проценты". (5 кл.)...

Конспект урока по теме: «Решение задач на проценты».

Цели урока:Общеобразовательные: повторить  понятие «процент»; закрепить основные приемы и методы решения задач; Развивающие: формирование качеств мышления, необходимых для матема...

Открытый урок на тему:"Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»....