Путешествие в сказку. Интегрированный урок по математике в 5 классе по теме: "Десятичные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Данный урок направлен на формирование умений и знаний учащихся выполнять арифметические действия над десятичными дробями, на развитие  мышления, внимания, , находчивости, на воспитание грамотной устной и письменной речи, любознательность и интерес к предмету. В ходе урока используются современные информационные технолонии, здоровьесберегающие и разноуровневые технологии, проводится межпредметная связь с другими предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по литературе и математике  путешествие по страницам сказок  по теме: «Действия с  десятичными дробями»

( 5 класс)

Цели:

- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске; 

-  создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

- развивать логическое мышление учащихся; внимание,  речь, сообразительность, находчивость, познавательную активность, любознательность и интерес к предмету;

-формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся, умения работать в парах;

- воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету, эрудицию, упорство, трудолюбие;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока: урок-сказка.

Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, слайды; письмо  от старика  Хатабыча, волшебная шкатулка;  карточки – домашнее задание, рефлексия «Ромашка».

                                                          Ход урока.

1. Организационный момент.

а)   Сообщение темы урока и целей урока.  (1-2 слайд)

Настрой учащихся на продуктивную работу с целью вызвать заинтересованность,    интерес к уроку.  (3 слайд).

2. Мотивация урока.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Стук в дверь и  в класс  входит гонец. Он принёс письмо для  Знайки и Незнайки.

 Учитель: Незнайке и  Знайке попало письмо старика  Хоттабыча,  в котором он предлагает совершить путешествие в страну сказок.

«Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику, совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковер-самолет ,который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задачу. Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду встречи.

 Старик Хоттабыч.»                                                                                                                          Прежде чем начать  наше сказочное путешествие, я предлагаю вам вспомнить  имена сказочных  героев, для этого мы с вами воспользуемся  ВОЛШЕБНОЙ ШКАТУЛКОЙ. Посмотрим, какие сказочные герои нашли там пристанище.

3. Актуализация знаний.

Сначала обдумаем план наших действий.  А для этого проведём  « мозговой штурм;  

 а) Устная работа “Думайте и соображайте”

Известно, какое  большое  значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, вспомним как  в одном известном мультфильме, решалась судьба героя от того, где будет поставлена запятая “ Казнить, нельзя  помиловать” или  “Казнить нельзя, помиловать”. Вот  так  и  в математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.   (Слайд №4)

 Расставьте в следующих равенствах запятые:         (Слайд №5)  

1.  32 + 1,8=5;                                              4. 3 + 108 = 4,08; 

2. 7,36-336=4;                                              5. 12•50 = 60;

3. 63 – 27=60,3;                                           6. 42,6 -12 =306

Запомним, что при выполнении действий с десятичными дробями надо не только правильно выполнять арифметические действия, нужно уметь  верно, расставить запятые в полученном выражении. Чтобы начать наше с вами путешествие мы должны решить задачу.

Задача №1.(слайд 6)

Ковер-самолет летел 2 часа со скоростью 132 км/ч и 3 часа со скоростью 143 км/ч. Найдите среднюю скорость ковра- самолета за все время полета.

Решение.

Время(ч)

Скорость(км/ч)

Путь (расстояние)(км)

2

132

?

3

143

?

   

Средняя скорость = (весь путь): (все время)

1) S1 = 132* 2 = 264(км)

2) S = 143 *3 = 429(км)

3) V= (264+429):(2+3) = 693: 5 = 138,6(км/ч)

Ответ: 138,6 км/ч

Молодцы, дети! Вы правильно решили  задачу. Быстро садимся на ковёр-самолёт.

Знайка: Посадка на ковер-самолет закончилась, закрыли глаза и полетели. Мы летим в царство сказок. Под нами тридевятое царство, тридесятое государство. Ковер опускается вниз, и мы с вами ступаем на сказочную землю. (Слайд №7)

Вам предстоит дальняя дорога по стране сказок. Длину этой дороги вы узнаете, решив следующую задачу.(8 слайд)

Задача №2.

Дорога состоит из  трёх  участков. Первый участок имеет длину 4,3 км, второй  в 1,5 раза длиннее первого, третий   в 2,5 раза короче второго . Найдите длину дороги.

Решение.

 участки

   длина

   Длина всей дороги

1уч

  4,3

 4,3

2уч

В1,5р больше

4,3*1,5= 6,45(км)

3уч

В 2,5р меньше

6,45:2,5=2,58(км)

4,3 + 6,45+2,58 = 13,33 (км)

Ответ: 13,33 км.

 Незнайка: В путь! Перед нами стоит домик.  Это  домик Бабы-Яги я  слышу ее жалобный голос. Баба-Яга: Детушки, помогите мне, отоприте дверь!. Я поссорилась с Кощеем Бессмертным, и он закрыл дверь - ни одно колдовство не помогает ее открыть. А он сказал, что дверь сама откроется, когда  вы решите уравнение и найдете его  корень.(9 слайд)

№3. Найдите корень уравнения.(10 слайд).

18,63:(4,5+1,2х) = 2,3;

4,5+1,2х=18,63:2,3;

4,5+1,2х=8,1;

1,2х=8,1-4,5;

1,2х=3,6;

х = 3,6:1,2

х =3.

Ответ: 3    -   корень уравнения.

Баба Яга даёт вам клубочек, который поможет встретиться с другими сказочными героями.

Физкультминутка:

Гимнастика для глаз.    Слайд №11.

 Знайка: Итак,  мы с вами  продолжаем путь. Но что я вижу? Дорогу нам  преградила река, а моста не видно. Но что это  смотрите, здесь для нас что-то написано: «Если вы поможете лодочнику узнать собственную скорость его лодки, то он перевезет вас на тот берег» и поможет встретиться с другими сказочными героями.  (12 слайд)

Задача №4

 Лодочная база находится в 34,3 км от вас вверх по реке. Скорость течения реки 1,3 км/ч. Чтобы до вас добраться, лодочник от базы должен плыть на лодке 3,5ч. Найдите собственную скорость лодки.

Решение.

скорость

время

расстояние

По течению

Х+1,3

3,5

(х+1,3)*3,5=34,3

лодка

х

-

-

река

1,3

-

-

S=VT

(х+1,3)*3,5 = 34,3

(х+1,3)=34,3:3,5

(х+1,3) = 9,8

х = 9,8-1,3

х = 8,5

Ответ: 8,5 км.

 Незнайка: Мы вовремя с вами  перебрались через реку, и  я вижу карету, в которой едет Кот в сапогах. Попросим его, чтобы он нас с вами подвёз. Карета продолжает свой путь. (слайд 13)

(слайд 14). Карета едет мимо пшеничного поля, и кот обращается к косарям.

Кот: Эй, косари! Скажите королю, что эти поля принадлежат маркизу Карабасу!

Косари: Хорошо, скажем, но ты должен за это помочь нам  решить задачу.

Задача №5

 Площадь одного поля 107,5га, а площадь второго на 27 га меньше. Сколько пшеницы собрали с обоих полей, если с каждого гектара первого поля собрали 32,4 ц, а с каждого гектара второго 28,2 ц. Ответ округлите до целых.

Решение.

1)  107,5 – 27 =  80,5(га)

2)  107,5*32,4 = 3483(ц)

3)  80,5*28,2 =  2270,1(ц)

4)  3483 + 2270,1 =  5753,1(ц) = 5753(ц)

Ответ:  5753 ц.

Знайка:  Задача решена, и мы можем продолжить  путь. Кто это сидит такой печальный? Это же Буратино! Кто тебя так расстроил? (слайд15).

Буратино: Мальвина!  Умная очень! Сама целый решает примеры и   меня заставляет  их  решать, да еще грозится без обеда оставить, если я не справлюсь с заданием! Помогите ребята мне  справиться с заданием.

№6 Найдите значение выражения: (слайд16)

(17,28:3,2+1,4*2,5):89  = 0,1.

        1) 17,28:3,2 = 5,4

        2) 1,4*2,5 = 3,5

        3) 5,4+3,5 = 8,9

        4) 8,9:89 = 0,1.

Знайка: Ну вот мы  помогли  Буратино  и снова продолжаем свой путь по страницам сказок. Я вижу домик. Давайте зайдем в него. Посмотрите внимательно: в дальнем углу комнаты сидит наш друг старик Хоттабыч.  Он чем-то очень огорчен.  Оказывается, его друга Вольку похитил Кощей Бессмертный и запер в замке. Ключ он спрятал в сундуке, сундук повесил на высокий дуб. Дорога к дубу  записана в рукописи.  Но мыши забрались в шкаф с его рукописями и испортили их. Старик Хоттабыч мучается, но не может  сам их восстановить. Помочь нам сможет мудрая Сова. Скорее к ней. А вот и дупло Совы. Она готова нам помочь, но только после того, как мы выполним  её задание.  Тогда мы поможем старику Хоттабычу спасти Вольту.  Поможем ему. (слайд17)

Вставьте вместо * пропущенные цифры. (слайд18)

 

      2*,2*                 *,6*6                               2 6 , 2 8       66,66

                            -    4,*4*                          +  2 5, 4 7      -44,44

 +  *5,47

      51,*5                   2,222                             5 1 , 7 5      22,22

Старик Хоттабыч благодарит вас всех за увлекательное путешествие и перед возвращением из сказки предлагает назвать его “профессию”, имея ключ к разгадке. (слайд 19)

Слайд №20.

Самостоятельная работа:

В а р и а н т 1.

Вычислите: 

В а р и а н т 3.

Вычислите:

В а р и а н т 2.

Вычислите: 

В а р и а н т 4.

Вычислите: =

Выбрать правильный ответ:  

В – 1.

8,24

824

82,4

8240

В – 2.

4369

0,4369

43.69

4,369

В – 3.

123,4

12,34

0,1234

1234

В – 4.

0,7825

7825

782,5

7,825

Раскрытие ключа по результатам выполненной самостоятельной работы:

Д

Ж

И

Н

(В – 1) 82,4

(В – 2) 0,4369

(В – 3) 123,4

(В – 4) 0,7825

Дети прощаются со Стариком Хоттабычем и героями сказок. Садятся на ковёр – самолёт.  Все сели? Крепко держитесь, летим домой. Вот мы и в своём классе. Понравилось в сказке? И так можно сделать вывод, для того чтобы отправиться  нам с вами вновь в сказочное путешествие,  для этого нужно хорошо учиться, внимательно слушать объяснения, стараться выполнять аккуратно все задания. И все трудности, встречающиеся на пути, вы сможете  преодолеть без труда и помочь своим друзьям, сказочным героям, попавшим в беду. 

3. Выставление оценок.

На прощание старик Хоттабыч отмечает, следующих учеников… желает всем успехов в написании контрольной работы и предлагает домашнее задание:

4.   Домашнее задание№ 1463; № 1465 (в)    Слайд 21.

         Расшифруйте ребус.

                                                                                                 

                        Ь           (Дробь)

5. Рефлексия.   РОМАШКА.  (Слайд №22).

Оцените своё путешествие. Оторвите тот лепесток у ромашки, какой соответствует  вашему настроению.

 

Все понятно. Было интересно.                                                                          Очень полезный  урок.                                                                         Интересно, но не всё понятно…                                                                      Мне было совсем не интересно.

Я активно работал.

Хотелось ещё попутешествовать.

             Дорогие ребята!    

                                                                                                         Сегодня я приглашаю всех, кто любит   сказку  и  математику,  совершить

          увлекательное путешествие.                                                              

Вас ждут встречи со сказочными героями.                                                                                                                                                                                          На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды,  которые вы                                                            должны преодолеть.                                                       Я посылаю за вами ковер-самолет, который сможет подняться                                                                  лишь в том случае,                                                  если вы решите задания.                                                        Желаю вам приятного путешествия.                                                                                    С нетерпением жду встречи.

                            Старик Хоттабыч.  

приложение №1

Самостоятельная работа:

В а р и а н т 1.

Вычислите: 

В а р и а н т 3.

Вычислите:

В а р и а н т 2.

Вычислите: 

В а р и а н т 4.

Вычислите: =

Выбрать правильный ответ: 

В – 1.

8,24

824

82,4

8240

В – 2.

4369

0,4369

43.69

4,369

В – 3.

123,4

12,34

0,1234

1234

В – 4.

0,7825

7825

782,5

7,825

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".

Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"

Основная цель: 1)сформировать  способность  к  чтению и  записи десятичных  дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной  дро...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

самостоятельные работы по математике 5 класс по теме "Десятичные дроби"

Представлены ряд работ по теме "Десятичные дроби" для удобства укчителя по проверке знаний. Занимают 10-15 минут. Проверяют знания учащихся на этапе изучения нового материала и на этапе обобщения знан...

открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"

План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....

Урок обобщения в 5 классе по теме «Десятичные дроби».

Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности. Форма проведения занятия- с использованием игр и соревнований. Игра является средством самораскрытия, а ребенку ...