Путешествие в сказку. Интегрированный урок по математике в 5 классе по теме: "Десятичные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование умений и знаний учащихся выполнять арифметические действия над десятичными дробями, на развитие мышления, внимания, , находчивости, на воспитание грамотной устной и письменной речи, любознательность и интерес к предмету. В ходе урока используются современные информационные технолонии, здоровьесберегающие и разноуровневые технологии, проводится межпредметная связь с другими предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект интегрированного урока по математике в 5 классе по теме: Десятичные дроби | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по литературе и математике путешествие по страницам сказок по теме: «Действия с десятичными дробями»
( 5 класс)
Цели:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- развивать логическое мышление учащихся; внимание, речь, сообразительность, находчивость, познавательную активность, любознательность и интерес к предмету;
-формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся, умения работать в парах;
- воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету, эрудицию, упорство, трудолюбие;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Форма проведения урока: урок-сказка.
Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, слайды; письмо от старика Хатабыча, волшебная шкатулка; карточки – домашнее задание, рефлексия «Ромашка».
Ход урока.
1. Организационный момент.
а) Сообщение темы урока и целей урока. (1-2 слайд)
Настрой учащихся на продуктивную работу с целью вызвать заинтересованность, интерес к уроку. (3 слайд).
2. Мотивация урока.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Стук в дверь и в класс входит гонец. Он принёс письмо для Знайки и Незнайки.
Учитель: Незнайке и Знайке попало письмо старика Хоттабыча, в котором он предлагает совершить путешествие в страну сказок.
«Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику, совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковер-самолет ,который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задачу. Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду встречи.
Старик Хоттабыч.» Прежде чем начать наше сказочное путешествие, я предлагаю вам вспомнить имена сказочных героев, для этого мы с вами воспользуемся ВОЛШЕБНОЙ ШКАТУЛКОЙ. Посмотрим, какие сказочные герои нашли там пристанище.
3. Актуализация знаний.
Сначала обдумаем план наших действий. А для этого проведём « мозговой штурм;
а) Устная работа “Думайте и соображайте”
Известно, какое большое значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, вспомним как в одном известном мультфильме, решалась судьба героя от того, где будет поставлена запятая “ Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. Вот так и в математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства. (Слайд №4)
Расставьте в следующих равенствах запятые: (Слайд №5)
1. 32 + 1,8=5; 4. 3 + 108 = 4,08;
2. 7,36-336=4; 5. 12•50 = 60;
3. 63 – 27=60,3; 6. 42,6 -12 =306
Запомним, что при выполнении действий с десятичными дробями надо не только правильно выполнять арифметические действия, нужно уметь верно, расставить запятые в полученном выражении. Чтобы начать наше с вами путешествие мы должны решить задачу.
Задача №1.(слайд 6)
Ковер-самолет летел 2 часа со скоростью 132 км/ч и 3 часа со скоростью 143 км/ч. Найдите среднюю скорость ковра- самолета за все время полета.
Решение.
Время(ч) | Скорость(км/ч) | Путь (расстояние)(км) |
2 | 132 | ? |
3 | 143 | ? |
Средняя скорость = (весь путь): (все время)
1) S1 = 132* 2 = 264(км)
2) S = 143 *3 = 429(км)
3) V= (264+429):(2+3) = 693: 5 = 138,6(км/ч)
Ответ: 138,6 км/ч
Молодцы, дети! Вы правильно решили задачу. Быстро садимся на ковёр-самолёт.
Знайка: Посадка на ковер-самолет закончилась, закрыли глаза и полетели. Мы летим в царство сказок. Под нами тридевятое царство, тридесятое государство. Ковер опускается вниз, и мы с вами ступаем на сказочную землю. (Слайд №7)
Вам предстоит дальняя дорога по стране сказок. Длину этой дороги вы узнаете, решив следующую задачу.(8 слайд)
Задача №2.
Дорога состоит из трёх участков. Первый участок имеет длину 4,3 км, второй в 1,5 раза длиннее первого, третий в 2,5 раза короче второго . Найдите длину дороги.
Решение.
участки | длина | Длина всей дороги |
1уч | 4,3 | 4,3 |
2уч | В1,5р больше | 4,3*1,5= 6,45(км) |
3уч | В 2,5р меньше | 6,45:2,5=2,58(км) |
4,3 + 6,45+2,58 = 13,33 (км)
Ответ: 13,33 км.
Незнайка: В путь! Перед нами стоит домик. Это домик Бабы-Яги я слышу ее жалобный голос. Баба-Яга: Детушки, помогите мне, отоприте дверь!. Я поссорилась с Кощеем Бессмертным, и он закрыл дверь - ни одно колдовство не помогает ее открыть. А он сказал, что дверь сама откроется, когда вы решите уравнение и найдете его корень.(9 слайд)
№3. Найдите корень уравнения.(10 слайд).
18,63:(4,5+1,2х) = 2,3;
4,5+1,2х=18,63:2,3;
4,5+1,2х=8,1;
1,2х=8,1-4,5;
1,2х=3,6;
х = 3,6:1,2
х =3.
Ответ: 3 - корень уравнения.
Баба Яга даёт вам клубочек, который поможет встретиться с другими сказочными героями.
Физкультминутка:
Гимнастика для глаз. Слайд №11.
Знайка: Итак, мы с вами продолжаем путь. Но что я вижу? Дорогу нам преградила река, а моста не видно. Но что это смотрите, здесь для нас что-то написано: «Если вы поможете лодочнику узнать собственную скорость его лодки, то он перевезет вас на тот берег» и поможет встретиться с другими сказочными героями. (12 слайд)
Задача №4
Лодочная база находится в 34,3 км от вас вверх по реке. Скорость течения реки 1,3 км/ч. Чтобы до вас добраться, лодочник от базы должен плыть на лодке 3,5ч. Найдите собственную скорость лодки.
Решение.
скорость | время | расстояние | |
По течению | Х+1,3 | 3,5 | (х+1,3)*3,5=34,3 |
лодка | х | - | - |
река | 1,3 | - | - |
S=VT
(х+1,3)*3,5 = 34,3
(х+1,3)=34,3:3,5
(х+1,3) = 9,8
х = 9,8-1,3
х = 8,5
Ответ: 8,5 км.
Незнайка: Мы вовремя с вами перебрались через реку, и я вижу карету, в которой едет Кот в сапогах. Попросим его, чтобы он нас с вами подвёз. Карета продолжает свой путь. (слайд 13)
(слайд 14). Карета едет мимо пшеничного поля, и кот обращается к косарям.
Кот: Эй, косари! Скажите королю, что эти поля принадлежат маркизу Карабасу!
Косари: Хорошо, скажем, но ты должен за это помочь нам решить задачу.
Задача №5
Площадь одного поля 107,5га, а площадь второго на 27 га меньше. Сколько пшеницы собрали с обоих полей, если с каждого гектара первого поля собрали 32,4 ц, а с каждого гектара второго 28,2 ц. Ответ округлите до целых.
Решение.
1) 107,5 – 27 = 80,5(га)
2) 107,5*32,4 = 3483(ц)
3) 80,5*28,2 = 2270,1(ц)
4) 3483 + 2270,1 = 5753,1(ц) = 5753(ц)
Ответ: 5753 ц.
Знайка: Задача решена, и мы можем продолжить путь. Кто это сидит такой печальный? Это же Буратино! Кто тебя так расстроил? (слайд15).
Буратино: Мальвина! Умная очень! Сама целый решает примеры и меня заставляет их решать, да еще грозится без обеда оставить, если я не справлюсь с заданием! Помогите ребята мне справиться с заданием.
№6 Найдите значение выражения: (слайд16)
(17,28:3,2+1,4*2,5):89 = 0,1.
1) 17,28:3,2 = 5,4
2) 1,4*2,5 = 3,5
3) 5,4+3,5 = 8,9
4) 8,9:89 = 0,1.
Знайка: Ну вот мы помогли Буратино и снова продолжаем свой путь по страницам сказок. Я вижу домик. Давайте зайдем в него. Посмотрите внимательно: в дальнем углу комнаты сидит наш друг старик Хоттабыч. Он чем-то очень огорчен. Оказывается, его друга Вольку похитил Кощей Бессмертный и запер в замке. Ключ он спрятал в сундуке, сундук повесил на высокий дуб. Дорога к дубу записана в рукописи. Но мыши забрались в шкаф с его рукописями и испортили их. Старик Хоттабыч мучается, но не может сам их восстановить. Помочь нам сможет мудрая Сова. Скорее к ней. А вот и дупло Совы. Она готова нам помочь, но только после того, как мы выполним её задание. Тогда мы поможем старику Хоттабычу спасти Вольту. Поможем ему. (слайд17)
Вставьте вместо * пропущенные цифры. (слайд18)
2*,2* *,6*6 2 6 , 2 8 66,66
- 4,*4* + 2 5, 4 7 -44,44
+ *5,47
51,*5 2,222 5 1 , 7 5 22,22
Старик Хоттабыч благодарит вас всех за увлекательное путешествие и перед возвращением из сказки предлагает назвать его “профессию”, имея ключ к разгадке. (слайд 19)
Слайд №20.
Самостоятельная работа: | |
В а р и а н т 1. Вычислите: | В а р и а н т 3. Вычислите: |
В а р и а н т 2. Вычислите: | В а р и а н т 4. Вычислите: = |
Выбрать правильный ответ:
В – 1. | 8,24 | 824 | 82,4 | 8240 |
В – 2. | 4369 | 0,4369 | 43.69 | 4,369 |
В – 3. | 123,4 | 12,34 | 0,1234 | 1234 |
В – 4. | 0,7825 | 7825 | 782,5 | 7,825 |
Раскрытие ключа по результатам выполненной самостоятельной работы:
Д | Ж | И | Н |
(В – 1) 82,4 | (В – 2) 0,4369 | (В – 3) 123,4 | (В – 4) 0,7825 |
Дети прощаются со Стариком Хоттабычем и героями сказок. Садятся на ковёр – самолёт. Все сели? Крепко держитесь, летим домой. Вот мы и в своём классе. Понравилось в сказке? И так можно сделать вывод, для того чтобы отправиться нам с вами вновь в сказочное путешествие, для этого нужно хорошо учиться, внимательно слушать объяснения, стараться выполнять аккуратно все задания. И все трудности, встречающиеся на пути, вы сможете преодолеть без труда и помочь своим друзьям, сказочным героям, попавшим в беду.
3. Выставление оценок.
На прощание старик Хоттабыч отмечает, следующих учеников… желает всем успехов в написании контрольной работы и предлагает домашнее задание:
4. Домашнее задание: № 1463; № 1465 (в) Слайд 21.
Расшифруйте ребус.
Ь (Дробь)
5. Рефлексия. РОМАШКА. (Слайд №22).
Оцените своё путешествие. Оторвите тот лепесток у ромашки, какой соответствует вашему настроению.
Все понятно. Было интересно. Очень полезный урок. Интересно, но не всё понятно… Мне было совсем не интересно.
Я активно работал.
Хотелось ещё попутешествовать.
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику, совершить
увлекательное путешествие.
Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковер-самолет, который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задания. Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду встречи.
Старик Хоттабыч.
приложение №1
Самостоятельная работа: | |
В а р и а н т 1. Вычислите: | В а р и а н т 3. Вычислите: |
В а р и а н т 2. Вычислите: | В а р и а н т 4. Вычислите: = |
Выбрать правильный ответ:
В – 1. | 8,24 | 824 | 82,4 | 8240 |
В – 2. | 4369 | 0,4369 | 43.69 | 4,369 |
В – 3. | 123,4 | 12,34 | 0,1234 | 1234 |
В – 4. | 0,7825 | 7825 | 782,5 | 7,825 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".
Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...
Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"
Основная цель: 1)сформировать способность к чтению и записи десятичных дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной дро...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
самостоятельные работы по математике 5 класс по теме "Десятичные дроби"
Представлены ряд работ по теме "Десятичные дроби" для удобства укчителя по проверке знаний. Занимают 10-15 минут. Проверяют знания учащихся на этапе изучения нового материала и на этапе обобщения знан...
открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"
План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....
Урок обобщения в 5 классе по теме «Десятичные дроби».
Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности. Форма проведения занятия- с использованием игр и соревнований. Игра является средством самораскрытия, а ребенку ...