Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
презентация к уроку по математике (5 класс) по теме

Михайлова Вера Сергеевна

Открытый урок для 5 класса в рамках конкурса "Учитель года Дона 2017", открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx242.75 КБ
Файл otkrytyy_urok_5_klass.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные:

  • формировать способность выводить правила на примере правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000, тренировать умение применять новое знание на практике, точно и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему, оценивать собственную деятельность на уроке;
  • научить умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д., сопоставлять правило умножения и деления обыкновенных дробей с правилом умножения и деления десятичных дробей, доказывать истинность правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Воспитательные:

  • воспитывать  познавательную  активность, умение работать в парах и в             коллективе,
  • воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
  • формировать потребность в приобретении новых знаний

Развивающие:

  • развивать внимательность, логическое  мышление;  умение систематизировать и применять полученные знания.
  • активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
  • способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
  • развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
  • Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся умножать десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д., десятичную дробь на десятичную дробь, десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
  • Личностные: Учащиеся проявляют интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, оценивают результаты своей учебной деятельности.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные –определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
  • Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют;
  • Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в паре.
  • Основные понятия:  Правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д., правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь, правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Оборудование:

  • Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательного учреждений
  • Электронная презентация.
  • Мультимедиа проектор.
  • Карточки обратной связи.
  • Раздаточный материал (рабочие листы учащихся, памятки).

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Сергеевна, сегодня урок математики проведу у вас я. И я очень рада встрече с вами.

Я уверена, что сегодня на уроке всем будет комфортно, отношения будут теплые.

- Прочитайте число 19 042 017 – девятнадцать миллионов сорок две тысячи семнадцать. Повторим разряды.

Какая цифра записана в разряде единиц? (7)

Какая цифра записана в разряде сотен?(0)

Какая цифра записана в разряде десятков?(1)

Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч. Что получилось? – 19.04.2017 – сегодняшнее число – дата.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний

Продолжим наше занятие. Перед Вами таблица. Разряды целого числа мы уже повторили. Давайте вспомним разряды дробной части. (на слайде)

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

,

Задание(устно): 18022,016             33604,336        94859,505          74321,069

Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде десятков  записана цифра 0  (2ое)

Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде сотые записана цифра 6 (4-ое)

Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде тысячные записана цифра  5 (3-е)

Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде сотни записана цифра 0 (1-е)
(3 мин) 

Продолжим работу.

  1. Игра «Цветик - Семицветик» (5мин)

- На доске висит Цветик - Семицветик. На каждом лепестке написано задание. Ваша задача выйти к доске, оторвать лепесток, прочитать вслух задание и ответить на него.

  1. Как представить натуральное число в виде обыкновенной дроби?
  2. Как представить обыкновенную дробь в виде десятичной?
  3. Какие дроби называются десятичными?
  4. Как умножить  обыкновенную дробь на дробь?
  5. Как разделить обыкновенную дробь на дробь?
  6. Как изменяется число при умножении?
  7. Как изменяется число при делении?

Решим следующую задачу.

3. Этап постановки темы и целей урока

«На приготовление одного пирожного требуется  0,15 кг бисквита,  0,015 кг сиропа и  0,02 кг крема. Сколько продуктов потребуется для изготовления 100 таких пирожных?»

Решаем задачу известным способом: 1)

                                                                2) = 1,5(кг) – сиропа

                                                                3)

Ответ: для 100 пирожных потребуется 15 кг бисквита, 1,5 кг сиропа и 2 кг крема.

IV. Этап приобретения новых знаний.

Ребята, как вы думаете, можно ли прийти к результату более быстрым и легким способом, чем тот, которым пользовались мы при решении? (Обсуждение проблемы, попытка вывести правило «переноса запятой»)

4.1. Проверяем, будет ли справедливо оно для умножения на 10, 100, 1000, 10000:

     

4.2. Согласуем своё правило с учебником стр. 193-194(«Математика-6» под ред. Г.В. Дорофеева).

Итак, тема сегодняшнего урока – «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» – запишите тему в свои тетради.

На доске записаны цели, которые каждый из нас может достигнуть на этом уроке. Запишите, пожалуйста, рядом с темой номера тех целей, которые лично Вам хочется достичь сегодня.

  1. Повторить изученное ранее
  2. Получить новые знания
  3. Активно работать на уроке
  4. Получить оценку
  5. Поработать вместе с одноклассниками (3 мин)

Тренировочные упражнения.

 «Найди ошибку»

       

       

       

Работа с  учебником : №913,915 (первые две строчки каждого столбика)

Решаем у доски.

Скрытая физминутка:

Приглашаю выйти к доске 4 учеников – Вы будете цифрами. Из цифр мы можем составить число. И еще одного ученика для роли запятой. А сейчас мы начнем умножать и делить наше число на 10\100 и т.д. Как поведет себя запятая.

Что же происходит, когда нам не хватает разрядов?

5. Этап работы над практико-ориентированной задачей

- Ребята, а где можно применять полученные знания?

- Действительно, а ведь эти знания важны и необходимы при изучении математики, в быту, в профессиональной деятельности!

- Ребята, скажите, а вас часто родители просят совершать покупки?

- Представьте ситуацию, что вам необходимо пойти в магазин и купить продукты на завтрак (на слайде). Ученик1, прочти задачу:

        Необходимо купить продукты к завтраку: 10 сырков и 10 булочек

Хватит ли 200 рублей на всю покупку?

hello_html_m4963d65c.png

Цены на товары представлены в таблице на слайде, далее, происходит работа над текстовой задачей:

  1. О чем говорится в условии задачи? (о покупке продуктов)
  2. Что нужно купить? (сырки, булочки)
  3. Сколько стоит 1 сырок? (14,8 рублей)
  4. Сколько сырков надо купить? (10)
  5. Сколько стоит 1 булочка? (8,5 рублей)
  6. Сколько булочек нужно купить? (10)
  7. Какой вопрос у задачи? (Хватит ли 200 рублей на покупку?)
  8. Что нужно сделать, чтобы понять, хватит ли нам 200 рублей на покупку? (найти стоимость всей покупки)

- Выполним краткую запись условия:

Хватит ли 200 р. на всю покупку?

Решение: (по действиям с пояснением)

1) 14,8*10=148(р.) – стоимость 10 сырков.

2) 8,5*10=85 (р.) – стоимость 10 булочек.

Найдем стоимость всей покупки:

3) 148+85=233(р.) – стоимость всей покупки.

Ответ: денег на покупку не хватит.

- Итак, ребята, а что же мы можем сделать, если вдруг окажемся в такой ситуации? (занять деньги, взять еще у родителей, отказаться от какого-либо товара).

- А от покупки какого из нужных вам товаров можно отказаться?

- Эта задача нас учит бережному отношению к семейному бюджету – покупать только самое необходимое и в нужном количестве!

- Итак, где мы можем использовать математические знания, в том числе и десятичные дроби? (в кулинарии, медицине, магазине, быту и т.д.) (7 мин)

Физминутка.

упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Ребята,  закройте глаза и представте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: вертикальные движения глаз вверх-вниз; горизонтальные вправо-влево; массаж век.

Для рук: умножения на 9, на 5 на пальцах.

Молодцы, ребята!

- Хорошо, присаживайтесь, пожалуйста!

А знаете ли вы, что

1. Общая численность населения России на 1 января 2017 года составляет

146 838, 993*1000 человек-

2. В Ростовской области особенно знаменитой является река – Дон. Дон берёт начало на Средне – Русской возвышенности. Имея длину 0,187 *10000км, он занимает четвертое место среди рек Восточно - Европейской равнины, после Волги, Днепра и Урала.

3. В самом сердце Донского края, в станице Нижне-Кундрюченской Усть-Донецкого района, находится старинный храм Рождества Христова. Это самый большой сельский православный храм в Европе.

Его высота 0,72:100м

Самостоятельная работа «Проверь себя и соседа»

                         

Молодцы ребята, хорошо! Мы вместе решили задачу. А теперь проверим, насколько вы усвоили полученные знания. Самостоятельная работа на ваших рабочих листах. На выполнение – 2 минуты.

- Спасибо, время закончилось – обменяйтесь листами для взаимопроверки.

2 задания = «3»

3 задания = «4»

4 задания = «5»

- Поднимите руку, кто получил оценку «5», кто получил оценку «4»? (4 мин)

7. Постановка домашнего задания

У Вас на столе есть карточки «Домашнее задание»

Задание 1. Решить уравнение          №      94,2*10                               942

                                                             №      9,43*100 (1)                    943(1)

                                                              №      94400:100(1)                   944(1)

Полученный ответ будет № домашнего задания.

Дополнительные задания (по желанию):

Задание 1.  Хочу все знать. Разгадав кроссворд, Вы узнаете: в каком году в Европе были изобретены десятичные дроби.  

  1. 0,14:100=???
  2. 5254,8*10=???
  3. 582,3*100=???
  4. 59,778*1000=???  

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Достижение личностных результатов

- Спасибо, дети, вы сегодня порадовали меня, своего учителя, себя и порадуете родителей!

А все ли действия с десятичными дробями мы теперь умеем выполнять? (постановка проблемы для последующих урока)

- Ребята, в начале урока вы определили свою личную цель. Достигли ли вы её? – поделитесь своими выводами вслух с соседом по парте!? Поднимите руки, пожалуйста, ребята, достигшие целей. (2-5 учащихся высказывают своё мнение, остальные их слушают). (Демонстрируется слайд с личностными целями).

- А знаете, ребята, мы вместе тоже достигли сегодня цели на уроке – вывели и изучили  правила умножения и деления десятичных дробей на разрядную единицу, решили интересную задачу, работали вместе и дружно!!!

Но на этом не стоит останавливаться. Впереди еще много новых открытий и высоких званий. (3 мин)

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна 
За то, что встретили тепло
И поработали ударно

Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!

Ученики на переносной доске небольших размеров могут оставить свои автографы или цветные полоски, нарисованные цветными мелками.

Спасибо за урок, ребята, всего вам самого доброго!

Самоанализ урока математики в 5 классе.

Предмет: Математика

УМК: Математика -Дорофеев

Урок математики был проведен в 5 классе. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.

Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.». По программе запланировано 2 часа, а данный урок был первым по счету.

По дидактической цели — это открытие новых знаний.

По основному способу проведения — фронтальная, групповая и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

В ходе урока реализованы следующие цели:

  • формирование и развитие учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу (познавательные)
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи (регулятивные)
  • формирование у учащихся умений и навыков умножения и деления десятичной дроби на разрядную единицу (предметные)
  • воспитание познавательной активности, культуры общения и труда. (коммуникативные)
  • умение анализировать и оценивать собственную деятельность(личностные)

Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

1. Орг. момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание обстановки психологической комфортности и подготовку учащихся к активной учебной деятельности.

2. Этап актуализации знаний помог подвести к постановке проблемы и самостоятельному формулированию темы и целей урока.

3. Во время выполнения групповой работы, учащимся удалось самостоятельно сформулировать правила по изучаемой теме.

4. Решение практико-ориентированной задачи было направлено на совершенствование умения работы с текстом (осмысление, анализ текста, выявление главного), обращение к жизненному опыту обучающихся.

5. В ходе выполнения самостоятельной творческой работы учащиеся достигли планируемого результата, то есть ребята оценили работу друг друга в парах, а так же узнали новую информацию о Томской области в рамках метапредметности.

6. Физкультминутка была задумана как составляющая некоторых заданий. Использование ИКТ соответствовало требованиям Сан.пин для 5 классов (не более 30 мин, не более 10 мин единовременно)

7. Был применен прогностический анализ. Ученики самостоятельно смогли сделать выводы о достижении ими личностных целей. На этапе рефлексии были обозначены проблемы, которые обучающимся предстоит решить на последующих уроках.

Домашнее задание предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться.

Для достижения задач и целей урока я использовал следующие методы и приемы:

  • словесные
  • наглядные
  • письменные и устные упражнения, самостоятельная работа в занимательной форме.

Использовал различные формы работы учащихся:

  • коллективная
  • индивидуальная
  • групповая (в том числе, парная)

Использовал различные виды проверок:

  • самопроверка
  • взаимопроверка

оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать

Недостатки: возможно более активное задействование интерактивной доски

Выбранный тип урока и форма проведения урока себя оправдали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

19042017 19.04.2017

Слайд 2

)

Слайд 3

18022,016 33604,336 94859,505 74321,069

Слайд 4

На приготовление одного пирожного требуется 0,15 кг бисквита, 0,015 кг сиропа и 0,02 кг крема. Сколько продуктов потребуется для изготовления 100 таких пирожных?

Слайд 5

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Слайд 6

Повторить изученное ранее Получить новые знания Активно работать на уроке Получить оценку Поработать вместе с одноклассниками

Слайд 7

Найди ошибку 0,5*10=0,50 102*100=120 0,01*1000=0010 5 10200 10

Слайд 8

Применение десятичных дробей В МАТЕМАТИКЕ ПРИ : -решении уравнений; -текстовых задач; -выполнении других математических действий В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : В БЫТУ :

Слайд 9

Необходимо купить продукты к завтраку: 10 сырков и 10 булочек. Хватит ли 200 рублей на всю покупку? 1шт. 1 шт. 14,8р. 8,5

Слайд 10

Общая численность населения России на 1 января 2017 года составляет 146 838, 993*1000 человек- 146 838 993

Слайд 11

Реки Ростовской области Особенно знаменитой является река – Дон, имея длину 0,187 *10000км. 1870 км

Слайд 12

Высота Храма Рождества Христова ст. Нижнекундрюченской 0,72*100м 72 м

Слайд 14

Ответы для самопроверки 1 вариант 2 вариант 23 53 0,23 0,53 230 530 0,023 0,053 27 37

Слайд 15

Домашнее задание: № 94,2*10 № 9,43*100 (1) № 94400:100(1) Дополнительные задания (по желанию): Задание 1. Хочу все знать . Разгадав кроссворд, Вы узнаете: в каком году в Европе были изобретены десятичные дроби. 1 2 3 4 0,14:100=??? 5254,8*10=??? 582,3*100=??? 59,778*1000=???

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и.т.д."

Конспект и презентация к уроку в 5 классе по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и.т.д."...

урок "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100. 1000"

урок в коррекционном 8 классе 8 вида...

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000...

Урок введения "новых знаний" составлен с требованиями предъявляемые ФГОС по математике...

План-конспект урока для 6 класса по теме «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000»

конспект урока для 6 класса по учебнику Дорофеева Г.В.  «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000» с использованием ЭОР....

М – 5 ОК Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, …

Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме: "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, ... ....

Умножение и деление десятичных дробей на 10;100;1000 и 0,1;0,01;0,001

Тренировочные задания для учащихся 5-7 классов на умножение и деление десятичных дробей на 10;100;1000 и 0,1;0,01;0,001...