Урок по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и.т.д."
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку в 5 классе по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и.т.д."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.ppt | 1.62 МБ |
urok_v_5kl_umnozh_i_delenie_desyatichn_drobey_na_10_1001000.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать способность выводить правила на примере правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000, тренировать умение применять новое знание на практике, точно и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему, оценивать собственную деятельность на уроке;
- научить умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д., сопоставлять правило умножения и деления обыкновенных дробей с правилом умножения и деления десятичных дробей, доказывать истинность правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, умение работать в парах и в коллективе,
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
- формировать потребность в приобретении новых знаний
Развивающие:
- развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания.
- активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Актуализация знаний
2.1 - Ребята проверим домашнее задание выполненное на листочках. Прочитайте задание.(Дети проверяют решение по слайду1).
- Кто сделал правильно?
- Какое слово вы получили? Знакомо ли оно вам?
- А кто знает её второе название?
- Где находится эта горная вершина?
- А какова её высота?
2.2- А теперь вернёмся к вашим результатам числовых выражений. На какие группы можно разбить данные числа? ( Числа хаотично расположены на доске на магнитах:0,28;4200; 3/5; 3 3/4,; 0,0028; 100; 25; 2,8; 5/6; 1; 28/100.)
- А не находите ли вы ничего примечательного между дробями обыкновенными и десятичными?
- А всегда ли можно перейти от десятичных дробей к обыкновенным?
- А от обыкновенным к десятичным
- Изучая натуральные числа, обыкновенные дроби, какие действия вы
научились с ними выполнять?
- А какие операции вы умеете выполнять с десятичными дробями?
- Какой же следующий шаг нам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями?
1.Выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам:
А.0,1 +0,18=0.28 У. 6 – 2 ¼=1 3\4
М. 42∙ 100 =4200 Л.0.002+0,0008 =0,0028
О. 3∙ 1/5 = 3/5 М. 102 = 100
Г.1/2 + 1/3 = 5/6 К. 1- 72/100 = 28/100
Ж.0,7+ 0,3 = 1 Н. 2500:100 =25
О.0,013 + 0,015 =0,028 Д. 3-0,2 = 2,8
Д | ж | о | м | о | л | у | н | г | м | а |
2 ,8 | 1 | 0,028 | 4200 | 3/5 | 0,0028 | 1 3/4 | 25 | 5/6 | 100 | 0,28 |
- Название высочайшей горной вершины – Джомолунгма.
-Эверест.
-В больших Гималаях на границе Китая с Неаполем
-8, 848 км.
2. Натуральные числа: 4200; 1; 25; 100
Обыкновенные дроби:
Десятичные дроби: 0,28; 2,8; 0,0028; 0,028
- Есть равные 0,28= 28/100.
- Сложение, вычитание, умножение, деление. Сравнение.
- Складывать , вычитать, сравнивать
- Умножать, делить.
3.Постановка проблемы.
- А я предлагаю вам решить следующую задачу, условие которой лежит у вас на партах. Внимательно прочитайте. «Клоун рассказал публике, что он проехал на поезде по самому длинному беспересадочному маршруту от Москвы до Владивостока. И что длина этого маршрута 929 700 000 см. А за время в пути он прочитал книгу толщиной 0,000026 км и съел 0,012ц чипсов. Публика смеялась. Запишите длину маршрута в км, толщину книги в см, вес чипсов в кг.»
- Давайте проведём анализ текста задачи. Заполним таблицу , которая у вас на парте. Как назовем величины, данные в задаче?
- А теперь найдите ответы на вопросы к задаче в течении 2 мин.
- Кто решил? Где возникла проблема? Почему?
- Так мы должны решить эту проблему?Давайте запишем тему нашего урока «Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000 ». И какова цель нашего урока?
4. Построение проекта выхода из затруднения и «открытие» детьми нового знания.
- Вернёмся к нашему ряду десятичных дробей:
0,28; 0,0028; 2,8; 0,028.
- Расположите их в порядке возрастания:
- Что вы замечаете в записи дробей?
- Продолжите ряд на 3 числа.
- Как меняются числа?- А теперь сравните числа через одно.
- Дети, а может кто-то выдвинет гипотезу: Как умножить десятичную дробь на 10,100, 1000?
Величины | Данные ед. измерения клоуна | Полученные ед. измерения |
Длина маршрута | 929 700 000 см | км |
Толщина книги | 0,000026 км | см |
Вес чипсов | 0,012 ц | кг |
Не знаем быстрого способа умножения десятичных дробей на разрядную единицу.
«Открыть» способ действий умножения и деления десятичных дробей на 10,100,1000.
0,0028; 0.028; 0,28; 2.8.
Запятая переносится на 1 разряд.
0,0028; 0,028; 0,28; 2,8; 28;280; 2800.
Увеличиваются в 10 раз. Увеличиваются в 100 раз.
Нужно переместить запятую вправо на столько знаков ,сколько нулей в записи числа.
- А как доказать наши гипотезы? Чем вы можете воспользоваться для доказательства нового правила?
- Проведём ещё исследование. Вы получите задание и выполните его, работая в парах. Выполнив действия старым способом, мы сравним результаты, проанализируем и проверим нашу гипотезу.
Задания выдаются в 3 вариантах.
Каждая пара получает задание .
«Умножить десятичную дробь
1 ряд а) 0,28 на 10.
2 ряд а) 0,28 на 100.
3 ряд а) 0,28 на 1000.
Как изменилось положение запятой?
Итак, вывод…
- А что будет происходить, если не достаёт знаков при переносе запятой?
Представив десятичные дроби в виде обыкновенных, можно
выполнить умножение на натуральное число.
Результаты 1 группы:
Запятая в данной дроби сместилась вправо на один знак.
Результаты 2 группы:
Запятая в данной дроби сместилась вправо на два знака.
Результаты 3 группы:
Запятая в данной дроби сместилась на 3 знака.
При умножении десятичной дроби на 10, 100,1000 запятая переносится вправо на столько, знаков, сколько нулей в записи числа
А что будет происходить с десятичной дробью при делении на 10, 100, 1000 и т.д.? Как себя будет «вести» запятая?
– То есть мы применили антонимы к словам «увеличиться» – «уменьшиться»,«вправо» – «влево»? А почему?
- Давайте откроем наши учебники на стр 193 и прочитаем последний абзац .
- А кто попробует сформулировать общее правило умножения и деления десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.?
Так давайте вернёмся к задаче с клоуном, выполним необходимые действия и запишем ответы.
-А теперь придумайте задачу на деление десятичных дробей на разрядную единицуи решите её.
-А как вы думаете, ребята, где в жизни применяются навыки умножения и деления десятичных дробей на 10,100,1000?
5. Первичное закрепление во внешней речи
№ 913 (из 2-ого, 3-ого столбиков последние примеры).
- Дробь будет уменьшаться в соответствующее число раз.
-Запятая, наверное, будет перемещаться влево на соответствующее количество знаков.
- Так как действие деления – это действие, обратное умножению и поэтому всё будет происходить наоборот.
-Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно запятую перенести вправо на столько разрядов, сколько нулей в записи этого числа.
-Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно запятую перенести влево на столько разрядов, сколько нулей в записи этого числа.
Дл маршрута- 929 700 000 см : 100000 =9297 км
Толщина книги – 0,000026 км ∙ 100000 =2,6 см
Вес чипсов - 0,012 кг ∙ 100 = 1,2 кг
Учащиеся работают у доски, комментируют свои действия.
0,0002 100, что бы умножить на 100 надо запятую перенести на два знака вправо получится 0,02.
14,75 1000, что бы умножить на 1000 надо запятую перенести на 3 знака вправо, вместо недостающих знаков поставить нули, получится 14750.
№ 915 (из 2-ого и 3-его столбиков вторые примеры примеры)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
№915, 917.**№921
- Из первых строк каждого номера выбрать и решить по два примера.
- Кто решил правильно все 4 выбранные примера?
- Кто допустил ошибки? Где?
- Кто решил задачу №921?
7.Рефлексия деятельности на уроке
– Вам удалось решить основную проблему урока?
– Какие знания, полученные ранее, позволили «открыть» новое?
Проанализируйте и оцените свою работу:
А) Я все понял, могу обьяснить этот материал другому.
Б) Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.
В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Г) Я ничего не понял.
8. Домашнее задание
П.4.2.2.; № 942 выбрать два столбика и решить; №949;
по желанию придумать схему или рисунок, которые отражают правило умножения и деления на 10, 100, 1000 и т.д.
50,6 : 100, что бы разделить на 100 надо запятую перенести на два знака влево, получится 0,506
15, 3 : 1000, что бы разделить на 1000 надо запятую перенести на три знака влево, вместо недостающих цифр слева приписываем нули, получится 0,0153.
№ 915. 2,3∙10 = 23; 9,468 ∙ 100 = 946,8
0,625∙ 1000 =625 31,17 ∙ 10000 = 311700
№917 73,8: 10 =7,38 228,3 :100=2,283
7819,2 :1000 =7,8192 560,9 : 10000 = 0,05609.
№92110 ∙ 0,25 =2,5(л) – объём всех наполненных стаканов
2,5(л) < 3(л)
Ответ : можно.
-Да, мы научились умножить и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000.
- Правило умножения обыкновенных дробей на натуральное число, умение переводить десятичные дроби в обыкновенные и наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике 5 класс "Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д."
Конспект урока, презентация к уроку, тест....
урок "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100. 1000"
урок в коррекционном 8 классе 8 вида...
План-конспект урока для 6 класса по теме «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000»
конспект урока для 6 класса по учебнику Дорофеева Г.В. «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000» с использованием ЭОР....
Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000..."
Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000..."...
Урок математики в 5 классе по теме:"Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д."
Урок математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н. Я. на тему "Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д." приуроченный к предстоящему математическому конкурсу "Кенгуру". Урок построен по ФГОС...
Презентация открытого урока по теме "Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д."
Презентация открытого урока по теме "Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д."...
Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»
Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...