Работа со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики
статья по математике на тему
Статья содержит методические рекомендации по предупреждению неуспеваемости при обучении математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики учителя Максимовой Н. В.
Не все ученики способны с одинаковой эффективностью осваивать учебную программу. Слабоуспевающие дети есть в каждом классе.
Соглашусь со многими педагогическими работниками, которые считают, что полностью побороть плохую успеваемость – утопия. Поэтому стоит вернуться к основному вопросу: как помочь слабоуспевающему или неуспевающему учащемуся? Самое важное в работе с таким ребенком – выявление причин плохой учебы и индивидуальная работа.
Учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспешности учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы и классного руководителя и воспитателя способны решить проблему неуспеваемости.
Поделюсь опытом своей педагогической деятельности на уроках математики.
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.
План работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Мероприятия | Срок |
1 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, воспитателем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
| В течение учебного года. |
5 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года.
|
6 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
7 | Поставить в известность классного руководителя, воспитателя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
| В течение учебного года.
|
9 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учеников. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Для повышения работоспособности на уроке использую разнообразные виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физминутки, всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Применению дифференцированный подход в обучении:
- Вариативные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества.
В своей работе считаю необходимым применение современной технологии – технологии «полного усвоения».
Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу пример: избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».
Также на уроках использую жизненные явления, решаем задачи прикладного типа. Использую исторический и занимательный материал. Организовываю практические работы с элементами исследования.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
- Решение проблемных ситуаций;
- Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
- Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа.
Важным шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
- Контроль подготовленности учащихся;
- Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- Предложение учащимся примерного плана ответа;
- Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
- Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- Напоминание приема и способа выполнения задания;
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;
- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Несколько рекомендаций для учителей, которые хотят помочь отстающим:
- Используйте современные методы
- Вовлекайте в групповую работу
- Дайте план ответе, разрешите пользоваться учебником
- Будьте доброжелательны
- Уделите чуть больше внимания
- Не критикуйте
- Нужно верить в каждого и стремиться передать эту веру им
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
Этт документ содержит методические рекомендации учителю при работе со слабоуспевающими учениками. Также представлен алгоритм действия учителя для отработки материала на каждом этапе урока....
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
В материале названы виды работ, психологические и дидактические условия реализации данных технологий, Показаны варианты дифференции и индивидуализации обучения, а также описаны сами технологии обучени...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках математики
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс...
Выступление на тему: «Работа с трудными учениками на уроке английского языка»
Работа с трудными учениками на уроках английского языка...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками...
Ссылка на электронную доску для работы с учениками на уроке математики пятого класса
Ссылка на электронную доску для работы с учениками на уроке математики пятого класса по теме - многогранники, прямоугольный параллелепипед, куб, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, куб...
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками за учебный год.
План работы со слабоуспевающими учениками....