Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
методическая разработка на тему
В материале названы виды работ, психологические и дидактические условия реализации данных технологий, Показаны варианты дифференции и индивидуализации обучения, а также описаны сами технологии обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raboty_so_slabouspevayushchimi_i_neuspevayushchimi_uchenikami.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
Виды работ
Урочная деятельность:
Диагностика: определение зоны ближайшего развития
Условия: создание микроклимата в классе, удержание интереса ученика, формирование мотивации к учебе
Приемы и методы: индивидуальные консультации, опорные конспекты, карточки, памятки, работа в группах
Внеурочная деятельность
Условия: индивидуально-деятельностный подход
Приемы и методы: индивидуальные и групповые консультации, карточки и инструкции для домашнего задания, участие в кружках, творческие задания, участие в конференциях, конкурсах
Воспитательная работа
Условия: формирование личности, формирование мотивации, создание культурной среды
Приемы и методы: вовлечение в кружки, турпоходы, дни самоуправления, участие в классных часах
Работа с родителями
Условия: оказание профессиональной педагогической помощи родителя, формирование согласованных внутренних и внешних мотивов
Приемы и методы: семинары для родителей, индивидуальные консультации
Психологические моменты
1. - определение каналов восприятия ребенка (кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимания (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- памяти (вербальная, невербальная)
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке и вне урока
- проявлять разумную требовательность
- терпение
- справедливая строгость
- вера в возможности ученика
- умение встать на позиции ученика
Учитель не должен ставить слабого учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него. Для тех, кому сложно ответить в устной форме, следует давать письменные задания.
Нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожнее оценивать неудачи ученика. Хвалить за любые достижения.
Учебные моменты
- использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- работа со словарями и другим справочным материалом
- взаимоопрос, самоконтроль
- работа по развитию надпредметных способов деятельности
- рациональное распределение учебного материала
- частая смена видов деятельности на уроке
- дифференциация материала на разных этапах урока, в том при закреплении, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе.
Дидактические материалы
- обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля
- карточки-задания
- карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями
- карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения
- карточки-инструкции, в которых есть указания к выполнению заданий.
Варианты дифференциации:
- 3-вариантные задания по степени трудности: облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Поэтому он эффективен в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Учащимся можно предложить выполнить работу на тему по краеведению, подготовить презентацию и выступить с ней на уроке или на школьной конференции.
Технология «полного усвоения»
По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить все из-за недостатка времени. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения заключается в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Можно зафиксировать следующие этапы освоения изучаемого материала:
1. Изучение нового материала – индивидуализация учебного процесса.
2. Диагностическое тестирование – проверка базового уровня.
3. Уроки коррекции и развития.
А) повторение (на качественно новом уровне) с закреплением и повторной диагностикой,
Б) повторение (углубленный уровень).
4. Итоговый контроль.
Предполагает переход с обязательного уровня на продвинтый и далее на углубленный.
Проверка результатов обучения.
Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. В результате дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими студентами
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого о...
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
Этт документ содержит методические рекомендации учителю при работе со слабоуспевающими учениками. Также представлен алгоритм действия учителя для отработки материала на каждом этапе урока....
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками...
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками за учебный год.
План работы со слабоуспевающими учениками....