Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
методическая разработка на тему

Савельев Александр Михайлович

В материале названы виды работ, психологические и дидактические условия реализации данных технологий, Показаны варианты дифференции и индивидуализации обучения, а также описаны сами технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Виды работ

Урочная деятельность:

Диагностика: определение зоны ближайшего развития

Условия: создание микроклимата в классе, удержание интереса ученика, формирование мотивации к учебе

Приемы и методы: индивидуальные консультации, опорные конспекты, карточки, памятки, работа в группах

Внеурочная деятельность

Условия: индивидуально-деятельностный подход

Приемы и методы: индивидуальные и групповые консультации, карточки и инструкции для домашнего задания, участие в кружках, творческие задания, участие в конференциях, конкурсах

Воспитательная работа

Условия: формирование личности, формирование мотивации, создание культурной среды

Приемы и методы: вовлечение в кружки, турпоходы, дни самоуправления, участие в классных часах

Работа с родителями

Условия: оказание профессиональной педагогической помощи родителя, формирование согласованных внутренних и внешних мотивов

Приемы и методы: семинары для родителей, индивидуальные консультации

Психологические моменты

1. - определение каналов восприятия ребенка (кинестетический, слуховой, визуальный)

- внимания (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

- памяти (вербальная, невербальная)

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке и вне урока

- проявлять разумную требовательность

- терпение

- справедливая строгость

- вера в возможности ученика

- умение встать на позиции ученика

Учитель не должен ставить слабого учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него. Для тех, кому сложно ответить в устной форме, следует давать письменные задания.

Нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожнее оценивать неудачи ученика. Хвалить за любые достижения.

Учебные моменты

- использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

- работа со словарями и другим справочным материалом

- взаимоопрос, самоконтроль

- работа по развитию надпредметных способов деятельности

- рациональное распределение учебного материала

- частая смена видов деятельности на уроке

- дифференциация материала на разных этапах урока, в том при закреплении, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе.

Дидактические материалы

- обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля

- карточки-задания

- карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями

- карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения

- карточки-инструкции, в которых есть указания к выполнению заданий.

Варианты дифференциации:

  1. 3-вариантные задания по степени трудности: облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Проектное обучение

Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Поэтому он эффективен в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Учащимся можно предложить выполнить работу на тему по краеведению, подготовить презентацию и выступить с ней на уроке или на школьной конференции.

Технология «полного усвоения»

По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить все из-за недостатка времени. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения заключается в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Можно зафиксировать следующие этапы освоения изучаемого материала:

1. Изучение нового материала – индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование – проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

А) повторение (на качественно новом уровне) с закреплением и повторной диагностикой,

Б) повторение (углубленный уровень).

4. Итоговый контроль.

Предполагает переход с обязательного уровня на продвинтый и далее на углубленный.

Проверка результатов обучения.

Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. В результате дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими студентами

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:1.    Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого о...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Этт документ содержит методические рекомендации учителю при работе со слабоуспевающими учениками. Также представлен алгоритм действия учителя для отработки материала на каждом этапе урока....

Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками...