Конкурс веселых и находчивых математиков. 5-6 класс. Цели: – способствовать приобщению учащихся к творческой деятельности, расширению математического кругозора, развитию логического мышления и познавательного интереса.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по очень большой стране, именуемой МАТЕМАТИКА. Путь наш будет неблизкий, но мы часто будем останавливаться на математических станциях, чтобы пополнить свой багаж знаний. Итак, мы отправляемся. В добрый путь! Начинаем конкурс веселых и находчивых математиков, в котором принимают участие учащиеся 5, 6а, 6б классов. Команда 5 класса – “Икс, игрек и друзья». Капитан команды – Моргунов Анна. Команда 6а класса – “Ералаш». Капитан команды – Слезова Дарья. Команда 6б класса “Веселый квадрат”. Капитан команды – Теременцева Е. Представляем жюри:
1 станция: “ВСПОМИНАЛКИНО ” Команды представляют: название, девиз, приветствие, эмблему команды. (Оценивается - 5баллов.) 2 станция: “СЧИТАЛКИНО” (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.) 1. Крышка сундука имеет четыре угла. Волшебным мечом отсекли один из них. Сколько углов стало у крышки? (Предполагаемый ответ: пять). 2. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 6 км. Сколько километров проехал велосипед? Ответ: (6 км.). 3. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску? Ответ:(15 мин). 4.Если угол в 10 градусов посмотреть в лупу с четырёхкратным увеличением, какой угол мы увидим? (10 градусов) 5. «Вот вам 3 таблетки сказал доктор заболевшему папе, - принимайте их каждые полчаса. На какое время хватит этих таблеток?(1.5 ч) 6.Папа сказал: «Масса рыбы, которую я сегодня поймал, 8 кг плюс половина её собственной массы». Какова масса рыбы? (12 кг) 7.Два отца и два сына съели 3 апельсина, причём каждому досталось поровну по целому числу апельсинов. Как это могло быть?(3 чел) 8.Бабушка спрашивает у внучки: «Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?» ( возраст) 9.Если два петуха закричат изо всех сил, то Вася проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись Вася, его брат Ваня и их родители ?(2)
Задание: Найти на таблице все числа в порядке очередности (на быстроту). Выполняют по 1 участнику из каждой команды. Ответ оценивается в 5 баллов.
3 станция: “РАССУЖДАЛКИНО” Задание: Предлагается ребятам по рассуждениям догадаться, о ком или о чем идет речь. За каждую подсказку убирается 1 балл.
Вопрос первой команде: (стартовый балл – 3) а) Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже. б) У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна. в) В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед 1 сентября родители их каждому ученику покупают. Они бывают толстые и тонкие, в линейку и в клетку. (тетрадь)
Вопрос второй команде: (стартовый балл – 3) а) Эта вещь нужна чаще ученикам 3-11 классов, но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1-2 классов. б) Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку: в нее записывают, чтобы не забыть. в) Это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы. (дневник) Вопрос третьей команде: (стартовый балл – 3) а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать и сделаешь. б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это делать. в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть точно. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней.
Вопрос первой команде: (стартовый балл – 4) а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца. б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях. в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т.е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы не шел, все равно придешь туда же, откуда ушел. г) А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным. (круг) Вопрос второй команде: (стартовый балл – 4) а) Иногда она происходит в жизни человека и даже несколько раз. б) Особенно их любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по несколько раз. в) Иногда ученики их ждут, не дождутся, потому что боятся двойку получить, иногда из-за лени, иногда, чтобы просто отдохнуть. г) И тогда звенит звонок и начинается она. (перемена) Вопрос третьей команде: (стартовый балл – 4) а) Некоторым хочется, чтобы он быстро кончался, и они были бы свободны, могли бы играть, бегать, а он все никак не кончается. б) Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать. в) Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят – двойку поставят. г) Говорят, что неправильно решил задачу или пример. (урок математики) 4 станция: “УГАДАЙКИНО” Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание: Какое слово зашифровано.
- АК 3 СА (актриса)
- ПА 3 ОТ (патриот)
- 100 ЛБ (столб)
Задание: Отгадать загадку. - Двенадцать братьев
Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (Месяцы.) - На лесенке- стремянке
Развешаны баранки. Щелк да щелк – пять да пять – Так мы учимся считать. (Счеты.) - Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает, А из класса в класс Не пускает. (Двойка.)
5 станция: “СМЕКАЛКИНО” Конкурс “Допиши, как можешь”. ( 1 правильный ответ – 1 балл) На листе несколько рядов чисел. Нужно заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, … 8,9 10, 9, 8, 7, 6, 5, … 4,3 5, 10, 15, 20, 25, 30, … 35,40 9, 12, 15, 18, 21, … 24, 27 8, 9, 6, 7, 4, 5, … 2,3 3, 7, 11, 15, 19, 23, … 27,31 (Учащиеся пишут на время на бумаге);
6 станция: “СООБРАЖАЛКИНО” ( 1 балл) «Числа в пословицах и поговорках». 1 команда: … в поле не воин. Один в поле не воин. 2 команда: … одного не ждут. Семеро одного не ждут. 3 команда: У … нянек дитя без глазу. У семи нянек дитя без глазу.
7 станция: “ОТВЕЧАЛКИНО” Задание: Дать быстро правильный ответ на поставленный вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы первой команде:
1. Как называется результат сложения? (Сумма) 2. На что похожа половина яблока? (На вторую половину) 3. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года) 4. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый) 5. Соперник нолика (Крестик) 6. Высший балл в школах России? (5) 7.. Запись какого – нибудь правила с помощью букв. (Формула) 8. Одна двадцать четвертая часть суток? (1 час) Вопросы второй команде: 1. Как называется результат вычитания? (Разность) 2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро) 3. Сколько музыкантов в квартете? (4) 4. Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат) 5. Сколько раз слушал Бетховен 9-ую симфонию? (Ни разу, он глухой) 6. Результат умножения. (Произведение) 7. Какой музыкальный инструмент имеет самое большое количество струн? (Рояль – 220 струн) 8. Есть ли 1 января в Австралии? (Да) Вопросы третьей команде: 1.Как называется результат деления?(частное) 2. Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40) 3. Сколько концов у 3,5 палок? (8) 4. Сколько человек играют в баскетбольной команде? (пять) 5. Как называется треугольный платок? (Косынка) 6. Назовите имя легендарной русской женщины, поднявшейся в воздух на аппарате, тяжелее воздуха. (Баба-Яга) 7. Этим словом можно заменить 100 кг.(Центнер) 8. В какое озеро впадают 336 рек? (Байкал) Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. (Жюри объявляет количество баллов, набранное каждой командой, выявляет победителя).
Игра со зрителями.
Расскажу я вам рассказ. В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три»- (Хлопнуть в ладоши). Приз немедленно бери! Однажды щуку мы поймали,Распотрошили, а внутри… Рыбешек мелких увидали . И не одну, а целых… две.
Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, а лучше… пять! Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать. Но что ж вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность брать? Заключительное слово учителя. Награждение. И пусть на года любима всегда Для вас математика будет Она и серьезна, она и трудна! Но если чуть-чуть постараться, То можно и с ней играть и шутить Смеяться и улыбаться!
Литература 1. Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров “Забавная арифметика”, Москва 1991 г. Е.И. Игнатьев “В царстве смекалки”, Москва 1994 г. 2.Презентация к КВНу. |