Урок математики "Золотое сечение жизни"
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 7Б классе
Учитель _______________________________________________________________Заболотских М.В.
Тема урока: _______________________________________________________Золотое сечение жизни
Цель урока: проследить связь материального и духовного мира через призму золотого сечения на материале различных областей знания
Тип урока Урок изучения нового материала
Формируемые Предметные: формировать умение распознавать правило золотого сечения в разных областях знания.
результаты Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Планируемые Учащийся научится распознавать правило золотого сечения в разных предметных областях.
результаты
Основные понятия Золотое сечение и числа Фибоначчи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta.docx | 229.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 7Б классе
Учитель _______________________________________________________________Заболотских М.В.
Тема урока: _______________________________________________________Золотое сечение жизни
Цель урока: проследить связь материального и духовного мира через призму золотого сечения на материале различных областей знания
Тип урока Урок изучения нового материала
Формируемые Предметные: формировать умение распознавать правило золотого сечения в
результаты разных областях знания.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Планируемые Учащийся научится распознавать правило золотого сечения в разных предметных
результаты областях.
Основные понятия Золотое сечение и числа Фибоначчи
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап (1 мин.) | ||
2.Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.) | «На протяжении веков люди старались открыть универсальную формулу вселенской гармонии». Великие умы издавна бьются над тайнами мироздания. Вот и мы сегодня с вами попробуем прикоснуться к этому удивительному миру красоты и единства всего живого на планете. | |
3.Изучение нового материала (20 мин.) | Как вы думаете, что общего между египетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", строением тела человека, подсолнухом, улиткой, строением галактик, микробов и вирусов, молекулы ДНК, законами физики, снежинками или растениями? Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах и пропорции, которые были обнаружены математиком средневековья Леонардо Фибоначчи. Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение». Общие понятия про золотое сечение: Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а. Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью 0,618..., если c принять за единицу, a = 0,382. Числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Прямоугольник с таким отношением сторон стали называть золотым прямоугольником. Он также обладает интересными свойствами. Если от него отрезать квадрат, то останется вновь золотой прямоугольник. Этот процесс можно продолжать до бесконечности. Как вписаться человеку, любимому и совершеннейшему Творению Божьему, в эту пропорцию? Божественная суть золотого сечения – это выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевается, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого). Помним ли мы, что приведенная научная истина заложена как нравственное указание в Священном Писании: Как ты (Большее, ибо человек, безусловно, Большее, т. к. один заключает в себе целый Мир) относишься к Миру (Меньшее), так Бог (Целое) относится к тебе? И она же - в молитве, данной нам самим Господом Иисусом Христом в Евангелии - "Отче наш" (ее называют еще Молитвой Господней): "И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим". (Далее в Евангелии говорится: "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". - Евангелие от Матфея, гл. 6, стихи 14 и 15.) Получается, что и в жизни нашей «золотое сечение», которое Паскаль, знаменитый физик, математик и богослов назвал сечением Божественным, имеет принципиальнейшее значение и раскрывает перед нами путь к Истине, то есть к Богу. | Работа в группах: 1) биологи: золотое сечение в природе; 2) анатомы: золотое сечение и тело человека ; 3) физики: оптимальные физические параметры внешней среды; строение кристаллов; 4) астрономы: золотое сечение и орбиты вращения планет, строение галактик; 5) искусствоведы: божественная мера красоты. Ученик садится на скамейку |
4.Первичное закрепление нового материала (5 мин) | Золотое сечение и числа Фибоначчи https://www.youtube.com/watch?v=ZAcyGOzEGGg
| Карточки с заданиями на установление соответствия данных параметрам золотого сечения |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) | Продолжите высказывания об уроке. 1. На уроке для меня было важно … 2. Урок помог мне задуматься о … 3. Более значимым для меня было открытие законов золотого сечения в … (биологии/искусстве/физике/астрономии/жизни человека) | Продолжают высказывания и делают выбор в пользу одной из областей знания |
Приложения:
I материал для выступлений групп
- биологи:
Спирали встречаются в природе очень часто, в бесподобных по красоте творениях: спиралевидную форму можно увидеть и в расположении семян подсолнечника и в шишках сосны, строении лепестков роз и т.д. Это является примером того, что все в природе сотворено Богом в совершенном виде и всему придается своя форма и мера.
Ученые, изучавшие внутреннее и внешнее строение раковин мягкотелых моллюсков, обитающих на дне морей, обратили внимание на совершенство их строения: внутренняя поверхность раковин безупречно гладкая, а внешняя вся покрыта шероховатостями, неровностями, которые увеличивают ее прочность и твердость. Спиральная идея раковин является совершенной геометрической формой и удивительна по своей отточенной красоте. У большинства улиток, которые обладают раковинами, раковина растет в форме спирали, однако нет сомнения, что эти неразумные существа не имеют представления не только о спирали, но и не обладают даже простейшими математическими знаниями, чтобы самим создать себе спиралевидную раковину.
Но тогда, как же эти неразумные существа смогли определить и избрать для себя идеальную форму роста и существования?
Могли ли эти живые существа, которых учёные называют примитивными формами жизни рассчитать, что идеальной для их существования будет спиралевидная форма ракушки?
Конечно же, нет. Потому что такой замысел и систему роста невозможно осуществить без наличия разума и знаний.
Но таковым разумом не обладают ни примитивные моллюски, ни бессознательная природа, которую некоторые учёные называют созидательницей жизни на земле. Пытаться объяснить происхождение подобной формы жизни случайным стечением неких обстоятельств по меньшей мере абсурдно. Совершенно ясно, что этот проект является осознанным творением, Бог создал эти живые существа в безупречной форме, он сообщает верующим знание, только он повелевает своим беспредельным знанием всем сущим и повелевает нам размышлять и изучать совершенное искусство сотворения жизни.
Рога и бивни животных, развивающиеся в форме спирали
Бивни слонов и вымерших мамонтов, когти львов и клювы попугаев являют собой спиралевидные формы и напоминают форму оси, склонной обратиться в спираль, пауки всегда плетут свои паутины в виде спирали, строение таких микроорганизмов как планктоны также сотворены в форме спирали.
Рога антилоп, диких баранов, козлов и прочих подобных животных также развиваются в виде спирали по законам пропорции.
Пропорции в строении молекулы ДНК
Все сведения о физиологических особенностях живых существ хранятся в молекуле ДНК, которая также состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей, длина каждой из этих спиралей в развернутом виде составляет 34 ангстрема, а ширина – 21 ангстрем, 1 ангстрем – это 0,00000001 доля см, т.е. 34:21 относятся как 1:1,618. Все это является блестящим доказательством того, что все во Вселенной было сотворено из небытья беспредельным знанием и мудростью Творца.
Листья растений и ветви деревьев
Если посмотреть на растения и деревья вокруг нас, то видно, сколь много листьев на каждом из них. Издалека кажется, что ветки и листья на растениях расположены случайным образом, в произвольном порядке. Однако во всех растениях чудесным образом математически точно спланировано какая веточка откуда буде произрастать, как ветки и листья будут располагаться около стебля или ствола. С первого дня появления растение в точности следует математическим законам, ни один листок или цветок не появляется случайно, произвольно, еще до появления растение уже точно запрограммировано: сколько будет веток и листьев на будущем дереве, где они вырастут и в каком порядке будут располагаться.
Подсолнух
Если Вы рассмотрите цветок подсолнуха, то увидите, что семечки располагаются в виде двух спиралей, обращающихся вправо и влево. Если Вы подсчитаете сколько нитей спиралей вращается вправо и сколько нитей вращается влево, то всегда получите два числа 21 и 34. Это явление присутствует не только у подсолнуха, например у растения типа капусты, листья как у подсолнуха обращаются в две стороны, образуя две спирали, лепестки ромашек или зубчики шишек также располагаются в виде двух спиралей, закручивающихся вправо и влево, если вы подсчитаете их, то опять получите два числа последовательности. Эти числа у различных растений выглядят так:
В сосновых шишках 5/8 или 8/13, у плодов ананаса 8/13, у розетки ромашек 21/34, у подсолнуха 21/34, 34/55, 55/89.
Во всех этих расчётах и порядке есть явное знамение безупречного замысла Божьего.
- анатомы:
Тело человека
Пропорции различных частей нашего тела составляют число очень близкое к золотому сечению. Принцип расчёта золотой меры человека можно изобразить в виде схемы: соотношение на данной схеме всегда равно золотому сечению.
Строение черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения.
Однако не бросайтесь тот час же за линейкой, чтобы измерять лица всех людей, потому что точное соответствие формуле, по мнению ученых, людей искусства, художников и скульпторов существует редко. Только у людей, которым дарованы идеальные параметры.
Если принять центром человеческого тела точку пупка, а расстояние от ступней человека до точки пупка за единицу измерения, то весь рост человека равен соотношению 1 к 1,618
Кроме того есть еще несколько основных золотых пропорций нашего тела:
Соотношение расстояния кончиков пальцев до локтя и от запястья до локтя равно соотношению 1 к 1,618,
Соотношение расстояния от уровня плеча до макушки головы и высоты головы равно соотношению 1 к 1,618,
Соотношение расстояния от точки пупка до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно соотношению 1 к 1,618,
Соотношение расстояния от точки пупка до коленей и от коленей до ступней равно соотношению 1 к 1,618.
Рука человека
Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец и вы заметите: каждый палец нашей руки состоит из 3 фаланг, сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца одинакова, за исключением большого пальца, состоящего из двух фаланг.
Кроме того соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно одному числу.
У вас две руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг, за исключением большого пальца. На каждой руке пять пальцев, т.е. всего 10, но за исключением больших пальцев только 8 пальцев создано по особому принципу, тогда как все эти цифры. Все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи.
- физики:
Строение снежинок
Одним из примеров, существующих в природе кристаллов, являются снежинки, представляющие собой водные кристаллы. Все изысканной красоты фигуры, которые образуют снежинки, все оси, окружности и геометрические фигуры в снежинках также всегда без исключения построены по совершенно четкой формуле.
Громкость звука.
Известно, что максимальная громкость звука, которая вызывает болевые ощущения, равна 130 децибеллам.
Если разделить этот интервал на 1,618, то получим 80 децибелл, которые характерны для громкости человеческого крика.
Если теперь 80 децибелл разделить на 1,618, то получим 50 децибелл, что соответствует громкости человеческой речи.
Наконец, если разделить 50 децибелл квадратом 1,618, то получим 20 децибелл, что соответствует шепоту человека.
Таким образом, все характерные параметры громкости звука взаимосвязаны.
Температура наружного воздуха. Граничными параметрами температуры наружного воздуха, в пределах которых возможно нормальное существование (а, главное, стало возможным происхождение) человека является диапазон температур от 0 до +(57-58)°С.
Вторая граница соответствует максимально возможной температуре наружного воздуха для организма человека.
Разделим указанный диапазон положительных температур золотым сечением. При этом получим две границы:
одна соответствует температуре тела человека, другая температуре окружающего воздуха.
- астрономы:
Спиралевидное строение галактик
По закону великого Божественного творения созданы галактики.
Астрономы обратили внимание, а потом и математически доказали, что планеты солнечной системы обращаются вокруг солнца по орбитам с «золотым сечением», а Земля имеет самую совершенную орбиту из всех планет.
Во Вселенной все известные человечеству галактики и все тела в них существуют в форме спирали, соответствующей формуле золотого сечения.
Орбиты вращения планет
У каждой планеты имеется минимальный радиус орбиты, но есть и максимальный. У всех 9 планет Солнечной системы отношения максимального и минимального радиусов орбит – целые степени числа золотого сечения. Погрешности совсем незначительны, доли процента. У Земли же отношение радиусов равно числу золотого сечения. Отношение расстояния от Солнца до Плутона – число, выражающее золотое сечение.
- искусствоведы:
Божественная мера красоты
Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчёты, чертежи или наброски исходя из особого соотношения. Особые пропорции очень хорошо известны всем людям искусства, ибо это главные правила эстетики. Ученые и люди искусства лишь изучают закон великого божественного творения и стараются подражать ему, воплощать этот закон в своих творениях. Леонардо да Винчи создавал свои шедевры, досконально изучив параметры человеческого тела и используя формулу золотой пропорции.
Можно выделить соответствующие прямоугольники в картине Леонардо да Винчи «Тайной вечере». Больше всего внимания, смотря на прямоугольный рисунок, придается центральной части, образованной точками которые делят этот рисунок в золотой пропорции.
II раздаточный материал
Задание: установи соответствие | ||
расстояние от уровня плеча | до макушки головы и размера головы | |
расстояние от точки пупа до макушки головы | от уровня плеча до макушки головы | |
длина хвоста ящерицы | длина корпуса ящерицы | |
расстояние точки пупа до коленей | от коленей до ступней | |
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы | от кончика верхней губы до ноздрей | |
длина спирали молекулы ДНК | ширина спирали молекулы ДНК | |
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей | от верхней линии бровей до макушки | |
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей | от верхней линии бровей до макушки | |
высота лица | ширина лица | |
центральная точка соединения губ до основания носа | длина носа | |
высота лица | расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ | |
ширина рта | ширина носа | |
ширина носа | расстояние между ноздрями | |
Расстояние между зрачками | расстояние между бровями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Построение сечений многогранников". Геометрия. 10 класс.
Презентация к уроку по геометрии "Построение сечений многогранников", выполнена с элементами объяснения нового материала с последующей самостоятельной работой, затем проверкой в форме игры. Геометрия ...
Урок "Золотое сечение в работе сердца"
Урок интегрированныйпо биологии и математики Золотое сечение в работе сердца....
Конспект урока "Построение сечений" с использованием приложения Idroo при обучении детей с ограниченными возможностями
Конспект урока "Построение сечений" с использованием приложения Idroo при обучении детей с ограниченными возможностями. содержит технологическую карту урока...
Методическая разработка урока Построение сечений в многогранниках
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Построение сечений в многогранниках" (Конспект + презентация)Комментарии к презентации.Презентация к уроку «Построение сечений в многогранниках» со...
Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»
урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....
Презентация к уроку "Золотое сечение"
Презентация к уроку "Золотое сечение"...
Статья "Золотое сечение жизни"
Можно ли совместить содержание обычной программы школы, а также школьных учебников со взглядами православия на мир? Как сделать так, чтобы достичь на уроках единства науки и православного учения? Этим...