Творческий проект "Франция и математика"
проект по математике (10 класс) по теме

Залыгина Тамара Игоревна

Данный творческий проект может быть проведен в рамках традиционной декады по математике, как заключительный праздник для старших классов (9-11). Содержание данного проекта прежде всего будет любопытно преподавателям школ и гимназий, в которых изучается французский язык.Данный проект способствует развитию метапредметных навыков и умений и расширяет диапозон знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_frantsiya_i_matimetika_noyabr_2014.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по проведению математического вечера  

Действие 1: Кусочек Франции (сидящая пара за столиком + музыка(пианино) + слайды с достопримечательностями Парижа)

Действие 2: Выход ведущих:  

- Ты понял что это было?

- Это был маленьких кусочек Франции и для каждого он свой.  

-А что для вас Франция и с чем она ассоциируется?

Действие 3: Кстати о круассанах. Один из участников нашего вечера только с самолета из Парижа. Посмотрите какой сюрприз он нам подготовил (2 девочки в фартучках выносят на подносах круассаны+музыка (кафе)

Действие 4:

- Все знают, что Франция – удивительная страна с богатой тысячелетней историей, она дала миру великих математиков, писателей, художников-импрессионистов, архитекторов, кинорежиссеров, артистов, модельеров и музыкантов.

- Да, для русского человека Франция олицетворение вкуса, стиля и красоты. Если город мечты, то непременно – Париж, если мода, то только haute couture.

- Во Франции находится множество знаменитых университетов, в том числе парижская Сорбона, куда мечтает попасть любой преподаватель или студент.

- 3-е место в мире страна занимает по количеству иностранных студентов. Кстати в одном из самых престижных –в Ecole Normale учиться наша выпускница-Арина Гаврилова.

- Французский язык является государственным в 29 странах мира, на нем говорят более 250 млн. человек, а в России он традиционно считался языком образованных людей.

- Но причем же тут математика?

- Как причем? У нас закачивается декада по математике и наш вечер посвящен именно ей, великой царице наук.

- А почему Франция?

- Да потому что наша школа существует уже более 40 лет и математику в ней преподают с 1 класса, а французский язык с 5, но ни разу не было вечера, который объединил бы два этих полярных предмета, и мы подумали, что это несправедливо. Сегодня мы хотим показать наш взгляд на этот тандем.

-Итак,  представляем: Les histoires de mathematic  

- Мало кто представляет, что Франция подарила миру едва ли не самое большое количество великих ученых-математиков.

- Но сегодня мы расскажем о самых потрясающих и удивительных из них.

- Поведаем истории, о которых вы, может быть, услышите впервые.

Действие 5: (Парад математиков) Презентация с портретами ученых, выстраивается треугольник из ученых, ведущие по очереди их представляют. (музыкальные аккорды концерт Чайковского)

-Итак,  встречайте!

 1-Госпар Монж - создатель начертательной геометрии.

2-Андрэ Ампер - великий физик и математик, прославился работой по теории вероятности в теории игр.

3-Жозеф Луи Лагранж - его называют величайшей пирамидой математических наук.

4-Блез Паскаль - знаменит своим треугольником, который помогает школьникам и студентам решать алгебраические уравнения высшей степени.

5-Анри Пуанкаре – глава парижской академии наук, математик, астроном, механик и физик.

6-Франсуа Виет – юрист и математик, основоположник буквенной алгебры.

7-Этьенн Безу – исследовал алгебраические уравнения высшей степени.

8-Пьер Ферма – знаменит своей теоремой об экстремуме функций.

9-Абрахам де Муавр – создатель комбинаторики и теории вероятности. Вместе с Лапласом вывел правило Муавра-Лапласа.

10-Рене Декарт – философ, математик, механик, физик и физиолог.

11-Эварист Галуа – автор теории групп, заложил основы современной алгебры.

12-Пьер-Стмон Лаплас – математик, астроном, механик и физик

13-Огюстен Луи Коши – известен своими работами в области математического анализа.

14-Шарль Фурье – знаменит работами по решению уравнений любой степени.

15-Жан Лерон Д’Аламбер – ввел понятие модуль и аргумент в области комплексных чисел.

16-     Лапиталь    

(Вставка про Наполеона и Софи: (звуки удивления)

Ведущий: - Спокойно, господа, представьтесь, пожалуйста.

Наполеон: -Наполеон Бонапарт.

      -Тот самый Наполеон Бонапарт?

Кто-то из ученых: - А вы то здесь причем?

Ведущий: - Месье Наполеон, защитите свое имя.

Наполеон: -Не торопите события!

Ведущий: - Совсем скоро вы еще услышите о нем.

Кто-то из ученых: - Ну что ж, мы все в сборе, можно начинать (суета между учеными(собираются уходить)->тревожная музыка)

На французском:

Софи: - Подождите-подождите, вы забыли меня! (выходит в центр сцены, все обращают на нее внимание(поворачиваются к ней)

Ферма: - Я вас не знаю!

Софи: - Вы и не можете меня знать.

Все замирают в своей позе, играет тихая музыка, ведущий рассказывает о том, что сделала эта женщина-математика:   Монолог к залу

 *Математик, философ и механик. Доказала теорему Ферма. Внесла огромный вклад в теорию чисел, механику и дифференциальную геометрию. Была в переписке с Даламбером, Лагранжем и Фурье (меняют позу).

Она становится одной из первых признанных всенародно женщин- математиков. Она не была никогда замужем, хотя была прекрасна лицом и гениальна умом.*

Музыка утихает, Софи: - Я-Софи Жерман, музыка возрастает, все уходят)

Действие 6:

- Вот, действительно, интересный вопрос: могут ли французский и алгебра с геометрией иметь хоть что-то общее? Что для многих непросвещенных людей, к примеру, алгебра? Буковки, какие-то цифры,  корни, которые нельзя ни съесть, ни вырастить…

-А что за зверь «геометрия»? Для некоторых это лишь треугольники, никому не нужные термины и никому не понятные рисунки. А вот французский язык, пожалуй, более узнаваем,  да и относятся к нему более положительно. Бывает толкнет кто-нибудь на улице, ты, естественно, хочешь тут же возмутиться но вслед за толчком слышишь «пардон», и столько английской учтивости и джентельменства в этом французском слове, что сразу же успокаиваешься.

- Ах французский! Он, словно вольная птица, летит и несет любовь и поэзию на своих крыльях. И где тягаться скупому немецкому педантизму царицы наук с этой легкостью и непринужденностью du francais?

-Но, нет видно все-таки мир тесен, и умудрились прийти к компромиссу и упрямая логичность, и ветреная шалость.

Сей французский адвокат

Нам дал мощный аппарат

И за это все его

Зовут алгебры отцом

Он, служа у короля,

Деньги получал не зря.

Шифров разгадал серкрет

Это Франсуа….

- По популярности в школьной программе имя Виета стоит на 1-м месте.

- Вряд ли найдется ученик, который не знает теорему Виета о нахождении корней квадратного уравнения.

Ю: Виет сделал блестящую карьеру и стал советником короля Генриха III, а затем и Генриха IV.  

И: Он являлся основоположником символической алгебры, хотя по образованию был юристом.

Ю: Он ввел понятие математической формулы и этим завершил развитие математики эпохи Возрождения и подготовил почву для появления результатов Ферма, Декарта, Ньютона.

И: Его теорема стала ныне самым знаменитым утверждением школьной алгебры.

Ю: Но мы вам хотим рассказать удивительную историю, произошедшую однажды при дворе короля Франции:

Сценка с Виетом: (ведущие озвучивают исторические события на французском, на слайде идет перевод на русском) – Юля

Действия на сцене: 2 стола, 2 стула на сцене + конструкция для отправки писем стол, стул под сценой. Король Испании, военачальник, Кроль Франции(снизу). Король Испании пишет письмо и отправляет его военачальнику.

Ведущий: Шла война между Испанией и Францией. Французы были близки к поражению. (Il y avait une gurrere entre l’Ispagne et la France. Les francais etaient pres de la perte)

Сцена: Пока идет передача письма, на сцене появляются франц. Шпион, перехватывает письмо

Ведущий: Как и на любой войне, здесь был развит шпионаж. Вся тайная переписка Испанцев была перехватываема французами. (Comme a toute gerre, il a ete developpe l’espionnage. Toute la correcpoudance secrete des Espagnoles a ete interceptee par les Francaises)

Сцена: Куб, 2 стула. На одном из них - король Франции

К.Ф: (Пытается прочесть принесенное ему письмо). Ничего не могу понять! Позовите мне Виета! (Je ne peux rien comprendre! Appelez-moi Viete!

Ведущий: К счастью, великий французский математик, Франсуа Виет, состоял на службе у французского короля. (Heureusement, un grand methematicien francais, Francois Viete, etait au service du roi francais.

К.Ф.: Расшифруйте это письмо! (Dechiffrer cette letter!)

Виет: Слушаюсь, мой сеньор. (Je vous ecoute, monsieur)

К.Ф. (уходит, на его стул садится Виет. Выходит человек-часы , встает у края сцены, переворачивает стрелки. Виет размышляет. Выключается и включается свет (день сменяет ночь) по прошествию 3-х «дней».)

Виет: Ага! Нашел! (Tiens! Trouve!)

Пишет быстро на листе бумаги

Входит К.Ф. Виет протягивает королю письмо. Король благодарит, читает. Виет  уходит.

К.Ф.:Теперь я знаю, как победить этих испанцев!(Maintenent, je fais comment je peux )

  Входит гонец, К.Ф. демонстративно пишет письмо, распоряжение, передает гонцу.

- Так Франция выиграла войну. Благодаря тому, что Виет расшифровал послание Испанцев.

(Конец: испанский король (Десятов) выходит и говорит: Ну надо же, кто бы мог подумать, что французам, благодаря какому-то придворному математику, удалось расшифровать наше послание.)

Действие 8:

Ведущие:

-Возможно, когда думаешь о каком-то ученом, сразу представляется скучный седой старик в огромных очках, обложенный книгами, живущий в квартире, сплошь заваленной листами с формулами.

-Однако вы удивитесь, узнав, что автор системы координат, в которой студенты каждый божий день чертят графики, был еще и талантливым физиологом и даже основателем рефлексологии.

-У меня лично нет знакомых, которые успешно совмещают и высшую математику, и изучение медицины.

-Но это не все, ведь Рене Декарт был еще и известным философом. Это звучит парадоксально, но  создатель аналитической геометрии был сторонником дуализма (направление философии) и написал немало произведений о душе и теле  на своем родном французском языке.

(Экран система координат и ее открытие)

Декарт родился в небогатой старинной дворянской семье. В детстве отличался болезненностью и любознательностью.

После университета Декарта тянет на подвиги, и он поступает на военную службу, причем каждый раз оказывается в самых горячих точках: он успел поучаствовать и в Нидерландской революции, и в битве за Прагу в 30-летней войне, и даже в осаде Ла-Рошели.

Всем известны знаменитые слова Декарта, которые повторяют не одно столетие: «Мыслю, следовательно, существую»

Декарту принадлежат сформированные им правила достижения достоверного знания: начинать с несомненного и самоочевидного, т.е. с того, противоположное чему нельзя помыслить; разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для её эффективного решения; начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному; постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Кроме того, что система координат, созданная Декартом, сыграла определяющую роль в истории аналитической геометрии, она имела ещё 1 побочный эффект: помогла сократить число дуэлей в Париже. Дело в том, что в театре из-за мест часто возникали ссоры, превращавшиеся в кровопролитие. А введение системы «ряд-место» и присвоение каждому билету отдельных координат помогло уменьшить число недоразумений.

Иван Петрович Павлов установил в своей лаборатории памятник-бюст Декарту, т.к. считал его основателем всех своих исследований и сделанных открытий

Одним словом,  дворянин, философ, воин

Нашей памяти достоин.

До сих пор координаты

Зовут именем Декарта.

Лиза-стих:

Гармония чисел, гармония цифр,

Мира гармонию вы повторили.

Строгая логика-щит от разлада,

Кружево формул - сердцу награда.

Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,

Мрачен иль светится солнечным блеском.

К тайнам извечным разум влекущий,

Тот путь бесконечный осилит идущий.

Действие 9:

 -В народе принято говорить, что математики скучные и сухие люди, но они тоже умеют любить, чувствовать, заботиться и сострадать.

Сценки: Ферма,Безу, Пуанкаре

Лера, а заешь ли ты, что ребята из 11 класса совсем недавно прошли теорему Ферма о точке экстремума ?  В том, что они знают эту теорему, мы не сомневаемся, но вот знают ли они о том, что это был за человек и в чем его заслуги? Пьер Ферма – французский математик, один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятности и теории чисел, хотя по профессии он был юристом.  Наиболее известен формулировкой

Великой теоремы Ферма:

 Для любого натурального числа  уравнение

не имеет решений в целых ненулевых числах .

Современники характеризуют Ферма как честного, аккуратного, уравновешенного и приветливого человека, блестяще эрудированного как и в математике, так и гуманитарных науках, знатоком многих древних и живых языков, на которых, между прочим, он писал стихи. Как говорится, талантливый человек, талантлив во всем.

А вот про Этьена Безу знаем и мы – ученики 10 класса, ведь недавно мы изучали многочлен Р(х) и знаменитую теорему Безу, которая утверждает, что остаток деления многочлена Р(х) на многочлен (х-а) равен Р(а). Вижу по вашим глазам Валерия, что вы великолепно помните эту теорему, поэтому освежу ваши знания про жизнь самого Этьена Безу.

Этьен Безу – французский математик, члене французской академии наук, преподаватель математики в училище гардемаринов и в королевском артиллерийском корпусе. Основные работа Этьена Безу относятся к высшей алгебре, они  посвящены созданию теории решения алгебраических уравнений.

Стих «математики-сухарики…» - Вакулина

Действие 10:

Сцена про Д’Аламбера:

Любопытное пересечение Франции, математики и России скрывается в лице Жан Лерон Д’Аламбера. Он учился на юриста, но эта профессия была ему не по душе, и он начал изучать математику. Позже он становиться членом Петербуржской Академии наук. Сформулировал «Прицип Д’Аламбера», исследовал задачи о колебании струн, а также он опубликовал «Размышления об общей причине ветров», которые произвели революцию в применении дифференциальных уравнений. Знаете ли вы, что Екатерина II, едва взойдя на престол, попросила Д'Аламбера заняться воспитанием ее сына Павла. Но тот отказывался покинуть Париж из-за своей единственной любви - Жюли де Леспинас. Ему принадлежат знаменитые слова: «Работайте, работайте -  понимание придет потом».

Полина-Стих

 Это ложь, что в науке поэзии нет.

 В отраженьях великого мира Сотни красок со звуков уловит поэт

 И повторит волшебная лира.

 За чертогами формул, забыв о весне,

 В мире чисел бродя, как лунатик,

 Вдруг гармонию выводов дарит струне,

 К звучной скрипке, прильнув, математик.

 Настоящий учёный, он тоже поэт,

 Вечно жаждущий знать и предвидеть.

 Кто сказал, что в науке поэзии нет?

 Нужно только понять и увидеть.

Действие 11: Сценка Галуа

-Эварист Галуа - самый молодой ученый, оставивший глубокий след в науке. Ему было всего 20 лет, когда он погиб на дуэли, но успел сделать открытия, ставящие его на уровень крупнейших математиков 19 века. Он заложил основы современной алгебры. Его теорию групп изучают на факультетах математики во всех ВУЗах мира.

-В состоянии отчаяния он писал следующие письма, и ранним утром, закончив писать, он направился к находившемуся по близости пруду, где ему предстояла дуэль. (выходит Галуа, ходит по сцене, потом садиться за стол)

В предрассветные часы 30 мая 1832 года необыкновенно одаренный двадцати летний математик Эварист Галуа писал своим друзьям. (Галуа пишет письмо)

«Меня вызвали на дуэль два патриот…Я не мог отказаться. Простите, что я не дал знать никому из вас. Противники взяли с меня честное слово, что я не предупрежу никого…

Ваша задача очень проста: вам надо подтвердить, что я дрался против воли…

Не забывайте меня! Ведь  судьба не дала мне прожить столько, чтобы мое имя узнала родина. Умираю вашим другом»

-Той же ночью он написал о своих открытиях Огюсту Шевелье. Четырнадцать лет спустя это письмо было опубликовано.

«Я открыл в анализе кое-что новое. Некоторые их этих открытий касаются теории уравнений, другие – функция, определяемых интегралами.

…Я надеюсь, что после этого найдутся люди, которые сочтут для себя полезным навести порядок все всей этой неразберихе»

-Немного в истории науки легенд, которые по своей романтичности могли бы сравниться с рассказами о жизни и смерти Галуа. Не за долго до дуэли он пережил разочарование в любви. Он писал:

«Я умираю, жертвой подлой кокетки»

Служа науке, он терпел лишенья,

Был рок его тревожен и суров,

Он злой судьбою избран был мишенью

Скорей ударов, нежели даров,

С тех пор, когда влекомый блеском таинств,

Присущих математике, решил

Ступить на многотрудный путь, пытаясь

Достичь аналитических вершин.

А знаете ли вы, что старинный французский танец-менуэт возник, как танец объяснение в любви.

Действие 12: Менуэт

Действие 13: Паша Калинин, видеопрезентация

Игорь- стих

Действие 14: Бирюкова-Наполеон

 Чтобы в памяти оставить лица великих ученых и их заслуги, предлагаем посмотреть одну из лучших видео презентаций.

ВИДЕО КАТИ

Заключительный стих-Юля и Игорь

Тени

Ведущие - круассаны – ведущие

Клин – треугольник – ученые

Виет   Декарт

Стих – Лиза

Ферма, Безу, Пуанкаре

«Математики – сухарики» - Маша

Даламбер   Полина стих    Галуа

Менуэт

Паша Калинин  - видео презентация с 11 кл.

Стих Игоря

Наполеон(Лена, Никита, Полина)

Видео Кати

Стих Юля и Игорь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчёт учителя математики

Творческий отчёт к моей аттестации ....

Творческие задания по математике для 5 класса

В данной разработке приведены примеры творческих заданий по некоторым темам курса математики 5 класса по учебнику «Математика 5» Н.Я.Виленкин и др., 2005г.. Данные материалы могут быть использов...

Творческая работа студентов, математика. Презентация (2 части).Математика узоров.

Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии - классификации ор­наментов. Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, вопло­щенных в предметах декоратив­но-прикладного искусства...

Образовательная программа « Решение творческих заданий по математике»

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме. Программа рассчитана на то, чтобы дети могли найти живое, увлекательное и пол...

Творческая работа по математике на конкурс «Математика в моей жизни»

Творческая  работа по математике  на муниципальный конкурс«Математика в моей жизни» Тема«За страницами учебника «Математика - 5»(коллекция фактов, исторических сведений) Математика...

Творческий отчёт "Неделя математики. Математика в спорте".

Презентация отчёт о проведении недели математики в средней школе"...