Образовательная программа « Решение творческих заданий по математике»
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме. Программа рассчитана на то, чтобы дети могли найти живое, увлекательное и полезное дело, которое поможет приобщению к процессу творческого воспитания более сложных математических знаний. Учащиеся познакомятся с задания которые решали их сверстники начиная с древней Греции и заканчивая XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
« Решение творческих заданий по математике»
Пояснительная записка.
Национальная образовательная инициатива « наша новая школа» определила приоритеты развития образования не столько в совершенствовании форм передачи знаний и технологий, сколько в сфере формирования творческой компетентности личности, особо подчеркивая необходимость «поддержать творческую среду, обеспечить возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы», совершенствовать « систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных а различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста»
Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме. Программа рассчитана на то, чтобы дети могли найти живое, увлекательное и полезное дело, которое поможет приобщению к процессу творческого воспитания более сложных математических знаний.
Программа разбита на разделы, содержащие каждый однородные задачи в порядке возрастания их трудности.
Также программа рассчитана на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, которые могут донести свои знания и открытия до учащихся, не занимающихся в кружке, организацию и проведение интеллектуальных игр и викторин.
Программа поможет развить презентационные навыки и умения у ребят, путем участия в мультимедийных проектах, участия в НОУ.
Программа рассчитана на один год, 144часа ( 4 часа в неделю), для учащихся 6-7 классов в количестве 15 человек.
Цель:
Развитие ключевой коммуникативной компетентности( презентационных навыков) учащихся в процессе практического знакомства с популярными задачами по математике.
Задачи:
- Сформировать у учащихся навыки решения различными способами нестандартных и творческих задач.
- Развить презентационные навыки учащихся через организацию игр, презентаций, научных конференций.
Содержание программы.
Введение (2ч)
Данное занятие проводится с целью обобщения знаний по математике, рассказ о работе кружка в течении года.
Раздел 1. (38 ч)
Название « Задачи-шутки, задачи-загадки, математические игры»
Перечень тем: забавные исчезновения, остроумный дележ, затруднительные положения, основные геометрические понятия, упражнения со спичками, игры с числами, игры с предметами, упражнения с куском бумаги, угадывание чисел.
Основные понятия: треугольник, ромб, квадрат.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на «выход из затруднительного положения», задачи с куском бумаги, решать геометрические задания со спичками.
Форма подведения итогов: практикумы, игры.
Раздел 2. (46 ч)
Название « Волшебные квадраты, переправы, вычисления»
Перечень тем: задания на волшебную таблицу, волшебные квадраты, как сосчитать, задачи на «переправу», задачи на « разъезды»
Основные понятия: переправы в различных суднах, с разным набором заданий, волшебный квадрат.
Уметь: решать задачи на « волшебную таблицу», судоку, решать задачи на «переправу» и « разъезд».
Форма подведения итогов: практикумы. Работа в Интернете, интеллектуальные игры.
Раздел 3.( 30 ч)
Название: « Старинные задачи по математике»
Перечень тем: задачи древнего Египта, древней Греции и Рима, средневековые задачи, задачи древней Руси, задачи-сказки.
Основные понятия: старинные меры длины, веса и времени.
Уметь: применять современные способы решения для старинных задач.
Форма подведения итогов: семинары. Практикумы. Научные работы.
Раздел 4. (26 ч)
Название « Задачи с домино, шахматами, шашками»
Перечень тем: задачи с домино, шашками, шахматами.
Основные понятия: домино, шашки, шахматы, сумма всех очков в домино, название шахматных фигур, прямоугольник.
Уметь: решать задачи, применяя домино, шашки и шахматы.
Формы подведения итогов: практикумы, семинары, игры.
Методическое обеспечение.
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектного обучения, исследовательского обучения.
Занятия проводятся в форме: лекций, игр, практикумов, презентаций.
На занятиях используется групповая, индивидуальная формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся.
Для реализации программы понадобятся средства: мультимедиа проектор, компьютеры.
Учебно-тематический план.
№ | Название разделов и тем | Общее к-во час | теория | практика |
Введение в программу | 2 | 2 | ||
1 | Задачи-шутки, задачи-загадки, математические игры | 38 | ||
1.1 | Забавные исчезновения | 2 | 2 | |
1.2 | Остроумный дележ | 2 | ||
1.3 | Затруднительные положения | 2 | ||
1.4 | Основные геометрические понятия | 2 | ||
1.5 | Упражнения со спичками | 4 | ||
1.5 | Проведение занимательного урока для уч-ся 4 кл | 2 | ||
1.7 | Игры с числами | 4 | ||
1.8 | Игры с предметами | 6 | ||
1.9 | Упражнения с куском бумаги | 6 | ||
1.10 | Угадывание чисел | 2 | 4 | |
2 | Волшебные квадраты, переправы, вычисления. | 46 | ||
2.1 | Исторический рассказ о математических квадратах | 2 | ||
2.2 | Задания на волшебную таблицу | 4 | ||
2.3 | Волшебные квадраты и судоку | 2 | 4 | |
2.4 | Разбор задач по теме « как сосчитать» | 2 | 2 | |
2.5 | Групповая работа по решению задач | 4 | ||
2.6 | Разбор задач по теме « Переправа» | 2 | 4 | |
2.7 | Разбор задач по теме «Разъезды» | 2 | 4 | |
2.8 | Подбор вопросов для викторины в 2-3 кл. | 2 | ||
2.9 | Проведение викторины, анализ. | 2 | ||
3 | Старинные задачи по математике | 30 | ||
3.1 | Задачи древней Греции и Рима | 2 | 6 | |
3.2 | Задачи древнего Египта | 2 | 4 | |
3.3 | Средневековые задачи | 2 | 4 | |
3.4 | Задачи древне Руси | 2 | 4 | |
3.5 | Задачи –сказки и способы решения задач | 2 | 4 | |
3.6 | Выбор оптимального решения при решении задач | 4 | ||
3.7 | Групповая работа по подбору задач | 2 | 2 | |
3.8 | Выступление групп, анализ работы | 2 | ||
4 | Задачи с домино, шашками, шахматами | 26 | ||
4.1 | Задачи с домино | 2 | 4 | |
4.2 | Задачи с шашками | 4 | ||
4.3 | Задачи с шахматами | 6 | ||
4.4 | Подбор заданий для интеллектуальных игр | 4 | ||
4.5 | Проведение игр 1-2 классы | 2 | ||
4.6 | Проведение игр 3-4 классы | 2 | ||
4.7 | Проведение игр 5 классы | 2 | ||
Заключительное занятие | 2 |
Список литературы:
- Аменецкий Н.Н.и др. Забавная арифметика. М. « Наука» 1991
- Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике 2008
- Перельман Я.И Забавная математика. Екатеринбург « Тезис» 1994
- Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М. « Астрель», АСТ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свидетельство Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"
Работа была очень интересная и познавательная...
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....
Творческие задания по математике для 5 класса
В данной разработке приведены примеры творческих заданий по некоторым темам курса математики 5 класса по учебнику «Математика 5» Н.Я.Виленкин и др., 2005г.. Данные материалы могут быть использов...
Практикум по решению тестовых и творческих заданий по математике для 9 класса
Программа факультативного курса, нацеленного на подготовку учащихся 9-ых классов к сдаче ГИА...
Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.
Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач....
Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих зад...
Мастер-класс по решению 11 заданий профильной математики из тренажёра ФИПИ 2024
Мастер-класс по решению 11 заданий профильной математики из тренажёра ФИПИ 2024...