Выступление на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов развивающего обучения "От призвания к признанию"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Кацевич Надежда Игоревна

Презентации представления и урока на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов развивающего обучения "От призвания к признанию" номинация "Первая ступень".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТУЛЬСКИЙ КРАЙ

Слайд 2

Кацевич Надежда Игоревна учитель математики высшей категории МБОУ СШ№4 г. Щекино Тульская область

Слайд 9

Ребенок – это тот же человек, только маленький. Л.В. Занков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оставьте мне свои координаты. Адрес, телефон.

Слайд 2

КООРДИНАТЫ

Слайд 3

Какое место должен занять Витя если в его билете указано «ряд 3 место 5» Для кого предназначены места в 9 ряду? ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ 1 2 3 4 5 6 7 Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 Ряд 4 Ряд 5 Ряд 6 Ряд 7 Ряд 8 Ряд 9 места ДЕТСКИЕ ВЗРОСЛЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Слайд 4

Какие фигуры расположены в клетках: f3 , a6, g7 ? f3 – a6 – g7 –

Слайд 5

КООРДИНАТЫ описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, места). Термин «координаты» произошел от латинского слова «упорядоченный».

Слайд 6

КООРДИНАТЫ Открытый вопрос "почему именно слово упорядоченный взяли из латинского языка для описания расположения объекта" позволяет создать коллизию , в ходе которой дети вступают в свободный диалог; делают новое открытие на основе приобретённых знаний (данных должно быть несколько для точного определения места расположения объекта или предмета), создаёт условия для установления причинно-следственных отношений. (Поиск капитана Гранта). Учитель получает возможность понять, насколько дети овладели новым понятием. (Осуществить первичный контроль методом наблюдения). Создаются условия для соединения новых знаний с повседневными жизненными ситуациями.

Слайд 7

КООРДИНАТЫ Придумать координаты для определения места ученика в классе. Указать координаты нескольких учеников.

Слайд 8

Едино воссияет пусть свет аметиста и рубина. Завершится все сиянием изумруда и сапфира. Аметист (7;7) Изумруд (8;6) Рубин (4;4) Сапфир (3;6) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 МОЛОДЦЫ!

Слайд 9

КООРДИНАТЫ



Предварительный просмотр:

Слайд1.

Наш любимый Тульский край

Занковцами славится.

Просим: слушай и вникай,

Может, что понравится.

Слайд2.

Мы Надежду представляем

И успехов ей желаем.

Потому что для всех нас-

Учитель этот – просто класс!

Слайд3.

Она в Сибири родилась,

Училась в Красноярске.

Когда в Тулу перебралась,

Все пошло как в сказке.

Слайд4.

Сначала в садик поступила,

Но там не задержалась.

Способности учителя

Плохо проявлялись.

Трудилась в школе сельской

И совсем не знала,

Что занковские задатки

В ней так долго спали.

Слайд5.

Узнала о Занкове

Лишь в новом коллективе,

Который по системе

Работает активно.

Окунувшись с головой

В занковское учение,

Учавствует в пед. мастерской

Ежегодно непременно.

Слайд6.

Победители, призеры конкурсов различных:

Муниципальных, областных и даже Всероссийских.

Многие освоили дистанционное учение,

Чтобы обучаться предметам с увлечением

Нажать кнопку.

Звенит заливистый звонок, Приглашает на урок.

Учителю предоставляем слово, Она к общению с вами уже давно готова.

Слайд7.

Кто-то счастья ждет,

Кто-то в сказку верит,

Ко мне учителя призванье

Постучалось в двери.

Хочу теперь я рассказать

И на примере показать,

Что нужно делать,

Что бы в успех поверить.

Слайд8.

Вот смотрите друзья,

Два графика построила я.

Эти графики различны,

Для нас, математиков, привычны.

Отчета точка разная,

А цель одна у нас.

Добьемся совпадения –

Получим высший класс!

Я пришла к детям, уже имея знания и опыт, а мои дети всё начинают с нуля. Мы идем навстречу друг другу  и встречаемся через определенные промежутки. И это правильно.

 Нажать кнопку. Наша первая точка пересечения – момент знакомства на уроках математики в начальной школе. Ловлю их пытливые взгляды, в которых читается живой вопрос «Кто Вы? Зачем пришли?» И вот тогда между нами появляется первая невидимая нить, связывающая нас в одно целое.

Нажать кнопку.

Занковское начальной школы дело

Я в средней школе продолжаю смело.

Ведь это наши дети,

И мы за них в ответе.

Нажать кнопку. Вторая точка пересечения наших линий - первый урок математики в пятом классе. И теперь на каждом уроке мы вместе будем наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, оценивать, сотрудничать, находить верное решение.

Посмотрите внимательно на графики, ведь кривые одинаковые, только смещены на координатной плоскости. А как бы  мне хотелось в школьной жизни, чтобы они совпадали (нажать кнопку), несмотря на интервалы между ними. Совпадения - это множество точек пересечения, которые символизирут успехи в овладении учащимися новыми предметными и метапредметными умениями, а для меня - это достижение тех результатов, которые я запланировала.  

Я вижу смысл своей работы в том, чтобы мои дети полюбили математику так же, как и я, чтобы у них не угасало желание постигать неизвестное. А главное - в том, чтобы все мои ученики стали успешными в жизни.

Демонстрация видеоклипа (фрагмент песни) «Неудачное свидание».

Учитель: Как вы считаете, встретятся ли эти люди в следующий раз?

Ответы детей:

  • Нет, потому что они не поняли друг друга;
  • Не договорились,  где им надо встретиться,
  • Не уточнили место встречи.

Переход наследующую презентацию. Слайд1. Учитель: Как вы думаете, а эти люди смогут встретиться в следующий раз или связаться друг с другом?

На доске: слайд с иллюстрацией общения двух людей.

Ответы детей:

  • Да, эти люди смогут найти друг друга, потому что они обменяются точными сведениями о себе.

Учитель: Какие же сведения помогут им встретиться?

Ответы детей:

  • Где находится или живет собеседник.
  • Назвать свои личные данные:  имя, фамилию, место работы, возраст.
  • Ещё адрес, номер квартиры, дома, телефона.

Слайд2. Учитель: Как можно назвать все перечисленные данные одним словом? Ответ детей: КООРДИНАТЫ.

Учитель: Это и есть название темы  нашего урока. Запишите его в тетрадях.

Открывают тетради, записывают дату и тему урока: «Координаты».

Учитель: Обратите  внимание на правильное написание слова «координаты» (две буквы О).

Леонид Владимирович Занков говорил о том, что «Ребенок – это тот же человек, только маленький», у которого нужно развивать «ум, сердце и руки». Это стало девизом всей моей профессиональной деятельности.

ВКЛЮЧАЕТСЯ ВИДЕО РОЛИК С ПЕСНЕЙ.

Необычное начало урока позволило мне активизировать познавательный интерес детей, создать коллизию. Урок я начала с открытых вопросов, на которые возможны несколько вариантов правильного ответа (вариативность). Этот приём, по моему мнению, побуждает всех учащихся (и сильных и слабых) принять участие в обсуждении, способствует развитию умений строить сообщение в устной форме в монологической речи и в диалоге, умений аргументировать  ответ.

Слайд3. Учитель: Молодцы, ребята. А теперь, самостоятельно выполните следующее задание. На экранах ваших ноутбуков рассмотрите внимательно схему зрительного зала. Прочитайте задание в нижней части экрана и ответьте на данные вопросы.

На доске также высвечивается схема зрительного зала,

Вопрос 1: Какое место должен занять Витя, если в его билете указано: «ряд 3 место 5».

С помощью беспроводной мышки один ученик указывает место Вити в зрительном зале на большом экране, все остальные дети выполняют задание на своих ноутбуках.

Учитель: Все справились с заданием? А где может находиться этот зрительный зал?

Ответы детей:

  • В цирке или в театре;
  • Этот зал находится в театре, потому что в цирке зрительный зал полукруглый, располагается вокруг арены.

Слайд 4. Учащиеся продолжают выполнять задания «Шахматы», Я поясняю часть урока.

Эти задания  побудили учащихся включиться в самостоятельную практическую познавательную деятельность. Я считаю, что они нацелены на развитие умений принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в схемах, владеть монологической речью, вступать в диалог, аргументировать ответ, осуществлять контроль и самоконтроль, в случае ошибки корректировать свои действия, способствуют формированию всех видов УУД.

Слайд 5. На протяжении всего урока ведётся работа над развитием положительной мотивации к процессу познания. Я предлагаю детям задания, которые основываются на их жизненном опыте и вызывают у них живой интерес (игра в шахматы, в морской бой, поход в театр или цирк).

ВКЛЮЧАЕТСЯ ВИДЕОФРАГМЕТН «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КООРДИНТЫ»

Нажать кнопку. Учитель: (обращение к залу) Дети самостоятельно формулируют вывод, определение. Мы с вами сейчас сформулировали научное понятие, а теперь давайте прочитаем в учебнике, какое определение ученые дали понятию "координаты" и сравним с нашим вариантом.  

Учащиеся читают определение, данное в учебнике:  термин «координаты» произошел от латинского слова – «упорядоченный» и означает описание того места, где расположен объект.

Учитель: Как вы думаете, почему именно это слово «упорядоченный» взяли из латинского языка для описания расположения объекта?

Ответ детей:  Потому что при описании расположения объекта используется определенный порядок. Мы с таким понятием встречались на уроках информатики в 4 классе.

Слайд6. Учитель: Какой порядок? Ответы детей:

  • Определённые данные, которые помогут найти этот объект.
  • Этих данных должно быть несколько. Только при этом условии можно точно определить место, где расположен обозначенный объект.
  • В книге про поиски капитана Гранта я читала, как его детям и друзьям, которые узнали, что корабль капитана потерпел крушение, и хотели его спасти, пришлось испытать много приключений. И всё из-за того,  что они не знали точных координат места, где произошло это крушение.

На слайде. Открытый  вопрос "почему именно слово  упорядоченный взяли из латинского языка для описания расположения объекта" позволил мне создать коллизию, в ходе которой дети вступили в свободный диалог; сделали  новое открытие на основе приобретённых знаний (данных должно быть несколько для точного определения места расположения объекта или предмета). Открытый вопрос создал условия для установления детьми причинно-следственных отношений. (Поиск капитана Гранта).

А также  я получила возможность понять, насколько дети овладели новым понятием. (т.е. осуществила первичный контроль методом наблюдения).

Ещё были созданы условия для соединения новых знаний с повседневными жизненными ситуациями и для формирования всех видов УУД: личностных (положительная мотивация к познанию нового), коммуникативных, познавательных, регулятивных.

ФИЗМИНУТКА

Слайд7. Учитель:  Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Ведущему нужно назвать координаты кого-нибудь из одноклассников. Тот, чьи координаты указал ведущий, должен встать, повернуться кругом и назвать координаты следующего ученика, который станет ведущим.

Я начинаю. Прошу встать ученика, который сидит на четвёртом месте в первом ряду.

Ребята, я указала координаты одного ученика, а встали сразу два: Маша и Костя. Почему? Ответы детей:

  • Мы не договорились, какой ряд считать первым: от двери или от окна.
  • Получилось так потому, что координаты указаны не точно.
  • Давайте считать первым ряд от двери и начнём сначала.

Игра возобновляется дети указывают координаты нескольких учеников.

Слайд8. Задание «Поиск клада».

Учитель: Ребята, а вы хотите найти настоящий клад?

На острове «Координат» еще в 16 веке был зарыт клад, но найдет его лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту.

Едино воссияет пусть свет аметиста и рубина.

А завершится все сиянием изумруда и сапфира.

Аметист (7;7) Изумруд (8;6) Рубин (4;4) Сапфир (3;6)

Нужно расставить камни на свои места, соединить их согласно загадке линиями. Точка пересечения – место, где спрятан клад.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в своих ноутбуках: нажимают на нужную клетку на карте, где появляется указанный камень. В конце соединяются аметист с рубином и изумруд с сапфиром.

Учитель: Где же находится клад?

Ответы детей:

  • В лесу;
  • Лес на карте обозначается сплошным зелёным цветом. А здесь, скорее, указано одиночное дерево. Клад, я думаю, под деревом.
  • Он спрятан там, где какие-то растения.

Учитель: В нашем классе тоже спрятан клад. Где он может находиться, догадайтесь!

Ответы детей:

  • В шкафу? Там хранятся разные пособия.
  • На карте место с кладом обозначено какой-то растительностью.

Растения в классе - в  зеленом уголке. Значит и клад нужно искать в  зеленом уголке!

Ищем клад в зеленом уголке!

Коллизия  ("Где находится клад")  побуждает детей к рассуждению, диалогу, аргументирования своей точки зрения, прогнозирования, построению умозаключений.

Слайд9. Учитель оцените свою работу на уроке.

Учащиеся, оценивая свою работу на уроке, выбирают из найденной шкатулки отметку и аргументируют свой выбор.

Наташа: ОТВЕТЫ У ПОМЩНИКОВ НА ЛИСТАХ

Наташа:

Оля:

Рефлексивная оценка собственной деятельности учениками на уроке позволила мне сделать вывод об эффективности проведённого урока: о степени освоения детьми понятия "координаты" и умения определить с помощью координат место расположения объекта; а также умения оценивать результат своих действий и действий одноклассников.

Для обучающихся  были созданы условия для развития  самооценки работы на уроке, степени овладения новым предметным материалом, аргументирования своей оценки, осознания проблемных зон, ещё для того, чтобы дети самостоятельно поставили  новые учебные задачи по их устранению.

Слайд10. 

Люблю работу искренне свою.

Об этом вам я прямо говорю.

Надеюсь, вы поддержите меня,

Работать по-занковски – судьба моя!

Я закончила рассказ,

От вас жду понимания.

Мой оцените мастер – класс,

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Обобщение опыта на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов г.Москва "Мой лучший урок"

В материалах представлен опыт работы с волонтерами, результаты совместной деятельности, шаг к успеху каждого. Описание составлено на основаниии работы многих лет по добровольческой деятельности....

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВа «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА                              «ПЕДАГОГ ГОДА...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». Описание педагогического опыта по теме «Учитель блогер»

Пояснительная записка к методическому семинару по теме: «Учитель – блогер».   Подготовил: учитель обществознания высшей квалификационной категории Нурга...