Обобщение опыта на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов г.Москва "Мой лучший урок"
статья на тему

Осович Ольга Анатольевна

В материалах представлен опыт работы с волонтерами, результаты совместной деятельности, шаг к успеху каждого. Описание составлено на основаниии работы многих лет по добровольческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Автор О.А.Осович

МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение», гп. Приобье, Тюменская обл.

Аннотация

С начало было слово… Слово! Как многое может оно сделать. Слово, сказанное во время, может спасти чью- то жизнь, а может наоборот погубить. Слово может быть тихим, но весомым, громким, но резким.

А мое слово о самом важном в мире человечества – о ребенке, который доверяет тебе, идет за тобой. И по какой дороге ты его поведешь – это твоя ответственность, ответственность как педагога, как человека. Ношу определяет сам педагог. Не можешь не веди. Иначе можно заблудиться. А это педагогу не прощается.

Мой путь- путь милосердия и доброты. Путь, который учит детей сострадать, помогать нуждающимся, не оставаться равнодушным.

Это статья для педагогов, берущих на себя смелость вести за собой детей и  брать ответственность за их выбор.

Статья «Дороги, которые выбираем мы…»

На основе приобретенного  педагогического опыта  я все больше убеждаюсь, что вовлекая подростков  в совместную деятельность, приносящую удовлетворение, интерес     можно только через клубную деятельность. Не зажимая подростка рамками времени и навязывания своих взрослых интересов и убеждений можно заинтересовать и получить результат своего педагогического труда.

На сегодняшний день я не представляю себе организацию воспитательного  процесса   без включения подростков в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения.

Деятельность клубного объединения носит характер любительский, не ставит своей задачей достичь высоких результатов в какой-то предметной деятельности; направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХVIII века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова. В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар». Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов -коллективизм и сплоченность (единый «шар»).

Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика. «Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений». «Клубы детские и подростковые  общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…». Детский клуб - это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников».

Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий.

Важнейший признак клубного объединения - относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое  «лицо». Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

Непременным условием  организации клубного объединения должен быть творческий характер. Творчество - норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода подростков в клубное объединение. Творчество - это такое состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации». Творчество в клубе - не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс.

Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность, В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность  коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы.

Для меня мой детский коллектив – это хрустальная ваза. Ее нужно беречь, чтобы не разбилась, необходимо постоянно следить за чистотой и прозрачностью. Так и в коллективе: «чистота мыслей», «светлые цели», целостность. А самое главное создаю в первую очередь для каждого ребенка ситуацию успеха. Без создания ситуации успеха невозможно добиться успешности в коллективе. Хочу поделиться в собственной интерпретации мыслями о факторах, создающих ситуацию успеха подростку в объединении. Они «родились» не случайно. Они сложились из многолетнего опыта работы с детьми.

Подросток начинает жить в объединении с чистого листа. Я не знаю его прошлого. Он пришел, значит ему интересно. Я как педагог должна «удержать» его в объединении, увидеть его способности, поддержать и еще суметь их развить до определенного уровня, на котором ему будет комфортно.

Создать  благоприятную среду для общего развития подростка, в частности для пробуждения его творческого  потенциала (общение с педагогом, с воспитанниками, доверительные отношения, без доверия очень трудно работать с подростком, он должен чувствовать, что не будет обманут и предан, он должен осознавать, что его понимают, ему  верят).

Включение подростков в другие  виды деятельности. У ребенка  нет навыков общения, не может выступать перед аудиторией, скован, нерешителен, но преуспевает в других  областях, собранный, точный и ответственный. Нужно заметить это изначально и предлагать ему пробовать себя в различных видах деятельности.

Участие подростка одновременно в рамках одного дела в нескольких с видах  деятельности. Песня, игра, танец, дискуссия  - это опыт слетов и сборов, можно наблюдать как ребята, которые никогда этого не делали, начинают танцевать и петь,  играть какую-то роль. Положительный синдром толпы начинает  уникально работать на каждого в отдельности.

Личный пример педагога. Всегда делаю все  вместе с подростком. Либо подготовка к мероприятию, показ движений, разучивание песни, думаю вместе с ним, тогда создается единое творческое поле. Не даю готовое решение. Если необходимо даю подсказку. Встаю вместе с ним и делаю то,  что делает ОН – подросток).

Никогда не показывай, что ты умеешь больше или лучше его. Иногда  нужно создать вид, что ты не знаешь, дать ребенку возможность реализоваться самому, или подтолкнуть его к поиску. Пусть он почувствует свою значимость.

Заинтересованность родителей в развитии ребенка. Очень важный фактор. Хотя, исходя из опыта, есть такие дети, которые сами в этой жизни прорываются, продвигаются без помощи родителей. Но при доверительном контакте с родителями и совместном взаимодействии добиваешься больших успехов. Главное условие, родитель должен понимать как это важно для его ребенка, каков будет результат от такого участия педагога в жизни ребенка.

Ситуацию успеха необходимо постоянно поддерживать и  подкреплять ее.  Если чувствуешь, что  воспитанник не прав, осторожно направляй, используй  свой опыт и педагогические техники. Ведь опытный педагог никогда сгоряча не будет рубить  с плеча. Иногда нужно подержать и настояться ситуации, иногда ее отпустить.

А теперь о самом главном - о моих волонтерах. Хочу поделиться об опыте работы   в волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность и подготовка волонтеров занимает в моей педагогической деятельности огромное место. Это очень интересный процесс сотрудничества взрослых и детей, в котором все важно: и мысли, и чувства, и поведение участников. Волонтеров можно назвать некой элитарной группой, групповые нормы которых достаточно высоки в нравственном отношении. Волонтеры отвечают за свои поступки, свой выбор, заботятся о других людях, поэтому можно ожидать позитивного влияния волонтерского движения на формирование ценностей в детской, подростковой и молодежной среде.
           Волонтерское движение как явление, объективно необходимо в проведении масштабных профилактических мероприятий с детьми и подростками в условиях современной реалии.

Вся деятельность строится на определенных формах. Очень тонко подхожу индивидуально к каждому. Ведь ребенок, обладая определенными знаниями, навыками и жизненным опытом, имеет собственную точку зрения и мнение. Один может неплохо говорить и обладает ораторскими навыками и тем самым убедителен в своих доводах. Второй, может быстро организовать ребят на акцию «Мы за здоровый образ жизни!».  Хочется отметить и это важно, что  такие акции  готовят те дети, которые не употребляют алкоголь и не курят. Отрадно сказать, что все мои мальчики в объединении ведут здоровый образ жизни! Третий ребенок может быть «Живым стендом». Он умело «носит стенды» на себе и пропагандирует спорт!

Неотъемлемой частью данного направления является деятельность, направленная на помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, одиноким и престарелым людям. Волонтерами ведется  огромная работа по созданию полотна Победы и сбором фото и видеохроники «Годы опаленные войной». Ребята собирают воспоминания  и записывают на красных лоскуточках ткани. Очень результативная форма работы – это организация волонтерами встречи с подростками в неформальной обстановке. Это самый яркий пример, когда подросток подростку рассказывает о своем положительном опыте, о своей жизни. Незабываемые происходят встречи с детьми детских домов. Волонтеры проводят игровые познавательные программы. И с особым волнением мы едем в дом престарелых, где нас ждут жители этого дома, ждут наших концертов, спектаклей и просто задушевных разговоров. Никакая беседа или лекция не заменит живого общения с людьми и не западут в душу слова, сказанные людьми, «побитыми жизнью и повидавшими на своем веку», а нынче брошенные и забытые своими  родными. Вот, что нужно показывать  детям, об этом нельзя молчать. Ведь наша старость в наших детях.

Чтобы достичь определенных результатов в работе волонтеров, необходимо грамотно подготовить его к этой деятельности. Программа разделена на этапы подготовки волонтеров.  Цель подготовительного этапа - формирование базовых навыков общения с подростками, применение принципа  «равный равному». На данном этапе реализуется главная задача работы с подростками: дать базовый уровень знаний педагогики, психологии  для дальнейшей работы волонтеров. При подготовке волонтеров необходимо учитывать все принципы волонтерства. Скрыть вместе с детьми понятие волонтерство, научить умению общаться, быть «равным равному».

 На основном этапе происходит включение подготовленных волонтеров в активную социальную деятельность. Основной этап включает в себя  самую главную и важную часть программы «Открытое сердце». Донести до подростков суть волонтерской деятельности, показать на практике результативность данной работы. Умение подростков свои  знания и умения, полученные на подготовительном этапе, реализовать при организации мероприятий, акций. И на завершающем этапе идет привлечение большого количества детей, подростков для участия в социально-значимой деятельности, тем самым способствовать  формированию активной жизненной позиции. Завершающий этап - этап достижения цели направления. Провести рефлексию деятельности волонтерской работы: что удалось, каковы результаты работы. Вот так идет подготовка волонтеров в моем объединении. Сегодня это эффективная форма работы с детьми, которая дает свой результат. 30 ребят имеют книжки волонтеров. Наше объединение стало «Лучшим волонтерским объединением Октябрьского района и ХМАО-Югры». А это высокая оценка нашей деятельности.

Каждый, кто пришел в объединении волонтеров принимает законы волонтерства. Без этого нет дальнейшего существования его в коллективе:

Добровольность. Мы работаем круглые сутки, и никогда не берем денег. 
Независимость. Нами руководят нужды, а не руководители. 
Единство. У нас много идей, но один идеал. 
Универсальность. Мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь. 
Гуманность. Мы служим людям, а не системам. 
Беспристрастность. Мы заботимся о жертвах – виновных и невиновных. 
Нейтральность. Мы берем инициативы, но никогда не берем стороны. 

Здесь очень важно понимать глубину каждого закона, вникнуть в суть и содержание. А главное условие – выполнение его!

Какими должны быть отношения между ребятами в объединении? Это очень важный вопрос! Любой коллектив неминуемо проходит все законы становления коллектива. Пусть результат не всегда такой как нам хочется, но пропустить ни одного этапа нельзя. Шаг за шагом идем к простраиванию таких отношений каких хочет педагог, ему в первую очередь работать с этими детьми, но и не забываем о том, чтобы детям было комфортною. Чтобы им хотелось возвращаться в это объединении. Конечно, без простраивания отношений среди детей в коллективе невозможно добиться успешности. Взаимодействие участников - волонтеров строится на следующих  принципах: принцип добровольности, принцип развития, принцип активной позиции, принцип сотрудничества, принцип общедоступности. Только в совокупности этих принципов коллектив развивается, движется вперед, переживает, спотыкается, обходит острые углы  и учится на ошибках совместного проживания в коллективе. Все дети разные. У всех свой характер, убеждения, взгляды. Задача педагога – умело, профессионально вести каждого ребенка к финалу. У каждого ребенка свой финал. У кого-то это ближний маршрут, у кого-то маршрут длиннее и ему необходимо больше времени для достижения собственных достижений. Самое главное – это ребенок! Самое великое чудо на свете - это ребенок. Рождается ребенок в семье, которая его ждала - это чудо! Приходит к педагогу, который его любит, понимает и поддерживает - это чудо! И,  наверное, повезло ребенку, если с ним рядом оказался педагог любящий  и понимающий его - это чудо! Открывая для себя что-то новое в ребенке, я становлюсь духовно богаче, сильнее духом. На ум приходят слова из любимого стихотворения «Философы в тринадцать с половиной»: Перелестав известные тома, мы научились говорить красиво. Словами Пушкина  Макаренко, Дюма, но разве ж только в этом наша сила? Моя сила в поступках моих воспитанниках, я учусь у детей, черпаю молодость и энергию. Ребенок – это колодец, из которого пьешь, пьешь и не можешь напиться. Он всегда разный, он всегда новый, он всегда полный. И невозможно представить, сколько еще впереди будет все новых и новых открытий в ребенке! И я педагог-это маленький мостик, через который идут мои дети, каждый к своему открытию, а я веду его вперед. Иногда чуть-чуть  забегая вперед, иногда отстаю, а  иногда иду рядом, чувствую его дыхание, читаю его мысли. И когда слышу, что мое дыхание совпадает с дыханием моих воспитанников, а мысли звучат в унисон - вот это чудо! И тогда мое сердце поет и радуется. И вот это то, что приносит мне ощущение полета: полета открытий, новых взлетов, преодолений и откровений.

Наш отряд волонтеров «Доброе сердце» имеет свою отличительную форму, символику, гимн. Форма хорошо влияет на детей. Хочется соответствовать эмблеме на куртке, да сам цвет красный вызывает гордость за причастность к добровольческому движению.    

Объединение успешно – если есть относительная стабильность его состава. Как я его называю «костяк», дети которые пришли с первого дня. Состав объединения постоянно добавляется, приходят те, которым интересна наша деятельность. А есть подростки, которым просто нравится быть в такой среде, не проявляя особо каких-то интересов и способностей. Но они с нами и это заставляет еще больше задуматься над программой объединения. Какие включить акции, мероприятия, с кем назначить встречу и куда запланировать поездку. Моя задача сделать так, чтобы эти дети не ушли, остались. Ведь это дети не всегда успешные в школе, которые не нашли себя и на улице. Иногда наблюдаешь за таким ребенком: сидит, молчит, вроде - бы кажется, не проявляет особого интереса к делу. Но он СЛЫШИТ! И это уже здорово! Потом он выходит с нами на социальные акции и проекты, едет с нами в детский дом, а потом сам звонит и спрашивает, а когда приходить в следующий раз? Разве это нездорово? А бывает и такое. Звонок. Голос в трубке:

-Вот уже две недели меня волнует вопрос, почему от вас нет смс? Вы меня вычеркнули?

-Конечно,  нет! Я была в командировке!

-Ух! А я переживал! Только не забывайте про меня!

После таких слов крылья вырастают и у меня и у ребенка. У него от того, что о нем помнят, не забыли и он нужен нам, а у меня  - появился еще один друг!

В мое  объединение подростки приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако, претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в реализации общественно-значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Общаясь с детьми, узнаешь, что в школе они не общались друг с другом и даже некоторые были незнакомы. И с какой радостью они сообщают мне, что они узнали человека с другой стороны! Он оказывается такой интересный!

Принципиально важным аспектом  в направлениях программы – это сам подросток. Важно, чтобы приобретенный социальный опыт проживания в клубе дал положительный отклик в судьбе каждого члена клуба, помог в трудных жизненных ситуациях. Детям предоставляется возможность как в организации так участия в районных  и окружных слетах лидеров и волонтеров, в выездных  школах актива, в социальных акциях, в конкурсах «Лидер ХХI века». У объединения есть своя газета «Волонтер», где историю волонтерства пишут дети.

Сегодня модно стало называть себя волонтером. Повсюду слышно о волонтерстве.  А мы в это слово вкладываем особые чувства и эмоции. На сегодняшний день – это помощь инвалидам воинам локальных войн, пожилым, престарелым людям, игровые программы в детском доме, акции «Подарок на дому» и много других дел. Такая деятельность -  лучше всяких лекций и бесед о сострадании, помощи и милосердии. Я делаю все для того, что мои дети никогда не прошли  мимо боли и горя. Казалось бы, больше ничего и не нужно - когда проживаешь жизнь вместе с детьми, думаешь как они, мечтаешь вместе с ними. А потом спустя время с выпускниками объединения вспоминаешь, как мы творили и реализовывали свои планы. Пригодятся ли все те знания, умения  моим детям? Конечно, безусловно! Они сами об этом говорят в своих воспоминаниях.

Дари себя детям! Это разработал и воплотил Шалва Александрович Амонашвили в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Этот девиз стал главным и в моей работе. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, облагораживание души и сердца ребенка – эти целевые ориентации стали основой волонтерской программы. Особую роль отвожу  оцениванию детей. Оценка ребенка – это самоанализ собственного результата. Научить анализировать, значить научить видеть ошибки и достижения, слышать и различать фальшивые мысли от мудрых высказываний.

Дополнительное образование – это полет в бесконечность творчества и фантазии. Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в творчестве. А творчество - это такая деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации». Когда все дела проходят в творческой  обстановке, где мнение каждого уважают все, вот тогда дети всегда будут с нами.

         Хочу закончить словами: "Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.  Я просил любви…А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно."

Литература

  1. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, 2009.
  2. .Амонашвили Ш.А., Статья «О детях»
  3. Тетерский  С.В., Решетников О.В.// Социальное служение,  2009.
  4.  Пуговкин А.А. ООО «Педагогические технологии», 2010.
  5. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений, 1994.
  6. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, 2003.
  7. Фришман И.И., Мирошкина М.Р.//.Подготовка волонтеров Приложение к журналу «Внешкольник», 2004, №6.
  8. Войтко В.И. Социально-психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности, 1978.
  9. Валентик Ю.В., Булатников А.Н..//Семейная реабилитация несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами, Министерство образования и науки РФ, 2004.
  10. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ,  2009.
  11. Эльконин Д.В. Психология игры, 1978.
  12. Алексеева О. Благотворительное движение: регионы России, 1995.
  13. Гилль С.С. Педагогика  поддержки инициатив молодежи, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства...

Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению в 2021-2022 учебном году "

Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса  педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению  в 2021-2022 учебном го...