Урок на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач на движение по реке"
презентация к уроку по математике (5 класс) по теме

Майонова Галина Петровна

Урок практикум. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к струкструированию и систематизации изучаемого содержания: собственная скорость, скорость по течению, скорость против течения. Учащиеся анализируют и осмысливают тексты задач, в которых данные и искомые величины выражены десятичными дробями, осуществляют переформулировку условия, извлекают необходимую информацию, моделируют ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.karta_.doc95.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt992 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

Класс:

5

Учитель:

Майонова Галина Петровна

Базовый учебник:

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. –  15-е изд. стер. – М.: Мнемозина, 2014 – 270 с. : ил.

Тема урока:

Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока:

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности при решении задач «на движение по реке», способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся

Задачи урока:

Образовательные

Уметь решать задачи «на движение по реке», формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий

Развивающие

Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способности к позитивному сотрудничеству

Планируемые результаты:

УУД

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Скорость по течению реки, скорость против течения реки

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Подготовка к изучению алгебры и физики

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работая с учебником, самостоятельно решают задачи «на движение по реке»;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • выполняют практические задания на построение;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ЦОРы, листы самооценивания

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

ЭОР

1.

Организационный

2 мин

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует  учащихся, проверяет  готовность           к уроку.

У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя

Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

2.

Актуализация знаний

5мин

Отработка навыков устного быстрого счёта, повторение решения задач на движение, фиксирование индивидуальных затруднений

Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют тему и цель урока

Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний зависимости пути от скорости и времени

Устная работа

Вычислить:    

2,51•10 + 3,49•10

0,0305•100

286,012: 100

Округлить до десятых: 0,478

Считают устно, проверяют правильность выполнения

Слайд 2

Формулирует задание: «Рассказать правило сложения десятичных дробей»

«Рассказать правило вычитания десятичных дробей»

Выполняют задание учителя

Формулирует задание:

Составьте текст задачи, используя рисунок. Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание десятичных дробей?

Составляют задачи по рисунку. Отвечают на поставленный вопрос

Слайд 3

3.

Создание проблемной ситуации

3 мин

Обсуждение ситуации, порождающей проблему появления понятия

Организует обсуждение:

«Как будет плыть плот по течению реки?»

«Отличается ли скорость движущегося тела по течению реки от скорости движения против течения реки?» «Как отличается?»

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач

Регулятивные:

 в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникатив-ные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что на уроке необходимо вспомнить   математическое понятие «скорость по течению реки» и «скорость против течения реки», участвуют в диалоге, выводят правило нахождения скоростей

4.

Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости повторения понятия

Выводит на формулировку тему и цель урока.  Четко проговаривает тему и цель урока

Приводят примеры нахождения скорости по течению реки и скорости против течения, выходят на необходимость формулирования правила

Познавательные анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для дальнейшей деятельности, формулируют тему, цель

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникатив-ные: выражают свои мысли с дос-таточной полно-той и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что математическое понятие необходимо, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Слайд 4

5.

Применение знаний при решении задач

10 мин

Формирование навыка применения нахождения скорости по течению реки и скорости против течения реки при решении задач

Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений:

Решают задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила нахождения скорости движения по течению реки и против течения реки, сложения и вычитания десятичных дробей; на конкретных примерах учатся их применять

Формулирует задание:

1. Выполнить устно. Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению? Какова скорость лодки против течения? На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения?

Выполняют задание учителя, учатся применять правила нахождения скоростей

Слайд 5

Формулирует задание: 2. Решить задачу № 309. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

Работают с учебником, решают задачу самостоятельно с последующей проверкой

Слайд 6

Формулирует задание: 3. Заполнить таблицу

Заполняют таблицу, проверку проводят обменявшись тетрадями (работа в паре), ответы на слайде

Слайд 7

ЭОР ОМС «Движение тел по реке»

Работают за компьютером, выполняют задания в парах

Слайд 8

Даёт задание из УМК

Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, заполняют листы самооценивания

6.

Физкультминутка

3 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Слайд 9

7.

Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее

12 мин

Обеспечение усвоения алгоритма решения задач «на движение по реке», выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, если ученик за индивидуальным компьютером – то выбирает вариант

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый ал-горитм с доста-точной полнотой

Решают задачу «на движение по реке», отрабатывают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений и задачи

Слайд 10

8.

Занимательная страничка урока

4 мин

Повышение интереса к предмету, мотивации в обучении

Предлагает выполнить занимательное задание на компьютере

Работает за компьютером (возможно работа в группе)

Личностные: мотивация учения

Познавательные: формирование интереса к изучению предмета.

Выполняют дополнитель-ные задания обучающие-ся, которые быстро и успешно справились с самостоятельной работой

Слайд 13

9.

Подведение итогов урока, рефлексия

2 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организует обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке  по схеме:

На уроке                                        

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Я научился …
  • Меня удивило …
  • У   меня … настроение

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Слайд 14

10.

Домашнее задание

1 мин

Обсуждение домашнего задания

Даёт домашнее задание п. 42, практические задания из УМК С-42.3

Записывают домашнее задание в дневники

Слайд 15

Лист самооценивания

Устная работа. Числовая цепочка

Правило сложения и вычитания десятичных дробей

Составить задачу по рисунку

Решение задачи устно

№ 309

Заполнение таблицы

ЭОР

№1229(а,б)

Самостоятельная работа. Задача

Самостоятельная работа. №2 (а)

Самостоятельная работа. №2 (б)

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Математика нас ждет, Начинаем устный счет!

Слайд 4

Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»

Слайд 5

Собственная скорость лодки 15,5 км/ч. Скорость течения реки 3,7 км/ч. Какова скорость лодки по течению? Какова скорость лодки против течения? На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения?

Слайд 6

Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

Слайд 7

Собственная скорость теплохода Скорость течения Скорость теплохода по течению Скорость теплохода против течения Собственная скорость теплохода v км/ч. Скорость течения реки m км/ч. Заполните таблицу: v m v + m v - m ЭОР

Слайд 8

1. Скорость течения реки 3,6 км/ч. Скорость катера против течения 16,3 км/ч. Определите собственную скорость катера и его скорость по течению реки. 2. Скорость течения реки 2,2 км/ч. Скорость моторной лодки по течению 15.3 км/ч. Определите собственную скорость лодки и её скорость против течения.

Слайд 10

Самостоятельная работа Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. Решите уравнение: (х + 3,5) – 4,8 = 2,4. Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. 2. Решите уравнение: (7,1 – х) + 3,9 =4,5.

Слайд 11

1 вариант Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. 2. Решите уравнение: (х + 3,5) – 4,8 = 2,4.

Слайд 12

2 вариант Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. 2. Решите уравнение: (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.

Слайд 14

Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……………настроение

Слайд 15

П.42,практические задания из УМК: С-42.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет:  математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...

урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Здесь представлен открытый урок по математике  с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Интегрированный урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей" и биологии "Лекарственные растения"

Данная презентация сопровождает интегрированный  урок в 5классе (математика и биология)...