Повышение математической компетентности выпускников через формирование тестовой культуры при подготовке к ОГЭ
статья по математике на тему
Обобщение опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышение математической компетентности выпускников через формирование тестовой культуры | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л. Н. Толстой
Актуальность темы:
С 2003 года в Хабаровском крае итоговая аттестация выпускников средней школы стала проводиться в форме ЭГЕ. С 2009 учебного года ЕГЭ проводится на территории всей России. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений. С 2009-2010 учебного года вводится новая форма итоговой аттестации - ГИА выпускников основной школы. Я неоднократно была организатором в аудитории и наблюдала за поведением выпускников. За тем как они заполняют бланки регистрации, и сделала для себя однозначный вывод: учащихся необходимо готовить к сдаче экзамена и готовить разносторонне, параллельно с предметной подготовкой готовить психологически, включая информационную работу. Особенности структуры и содержания ГИА по математике определяют и особенности подготовки к нему учащихся 9 классов. Следствием этого является необходимость адаптации девятиклассников к новым требованиям: форме и методике оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения. Каких результатов добьются выпускники основной школы на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки девятиклассников к этому напряженному и очень ответственному периоду. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ я выделяю следующие составляющие
Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
Предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Повышение математической компетентности выпускников через формирование тестовой культуры при подготовке к ОГЭ
В нашей школе совместно с администрацией составляется план подготовки и проведения ОГЭ по математике, включающий такие этапы:
1.Организационный этап. 2.Диагностика и организация разноуровневого обучения. 3.Информационный этап а) информационная работа с родителями учащихся б) информационная работа с учащимися 4.Практический этап 5.Психологическая подготовка к ОГЭ 6.Аналитический этап Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».
I этап. Организационный Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям: Средний бал по математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, краю, России. Анализирую подбор заданий. Мониторинг успеваемости, качества выпускников 9 классов в сравнительной характеристике за 3 года (приложение).
2 этап. Диагностика и организация разноуровневого обучения В начале года в 9 классах проводится диагностическая работа в форме ОГЭ для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала (приложение). Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей: - Определение уровня остаточных знаний по основным темам курса, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов, направленных на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса. -Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике, учитывая результаты диагностических работ, для организации разноуровневого обобщающего повторения разбиваю классы класс на 2 группы. -Пример разбивки класса для подготовки к ОГЭ по математике.
Индивидуальная работа | 1 группа | 2 группа |
1.Работа с группой «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. 2.Работа с «одаренными». | Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую. | Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок. |
3 этап. Информационный
Изучаю нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению ГИА. На заседаниях МО учителей-предметников анализирую инструктивно-методические письма УО по итогам ОГЭ за прошедший учебный год .Участвую в работе семинаров по подготовке к ОГЭ.
а) Содержание информационной работы с родителями учащихся
При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА по математике. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА. В вестибюле школы оформлены стенды: «Единый государственный экзамен», «Подготовка к Итоговой аттестации», «Организация профильного и предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА , в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ОГЭ в 2014 году и демоверсии КИМов .
б) Содержание информационной работы с учащимися
1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: Правила поведения на экзамене. Правила заполнения бланков. Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет) работа телешколы.
4этап. Практический
1) Подготовка учащихся, к итоговой аттестации, начиная с 5-6 класса Я начинаю подготовку к итоговой аттестации с 5-6 класса. Тестирование – это одна из форм проверки знаний, применяемых на ОГЭ, и чем раньше учащиеся начнут проходить тесты на уроках математики, тем легче им будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому применение тестов на уроках математики, является планомерной и реальной подготовкой к ГИА. Мною разработаны тесты по типу ОГЭ, а так же я использую готовые печатные и электронные пособия. У меня имеются подборки для всех классов, в которых представлены трёхуровневые задания по темам. Учащиеся учатся выбирать верный ответ, давать краткий ответ и записывать развёрнутое решение (приложение). В 5 классе решаем задачи на части, на проценты, из сборников ОГЭ. В 6 классе, изучив тему рациональные числа, включаю в урок задачи с координатной прямой. На умение сравнивать числа. Использую банк открытых задач, демо-версии, варианты репетиционных экзаменов.
2) Применение устного счета при подготовке учащихся к ГИА Устный счет - как этап урока применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор (что я считаю не верным). Я считаю, что можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения, которых желательно довести до совершенства (приложение презентация).
3)Труд и тренировка.
Принципы подготовки к ГИА
Для эффективной подготовки к ОГЭ необходима тренировка, практически ежедневная. Прорешивание наборов заданий в различных вариациях. При работе с учащимися большое внимание уделяю: Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов. Работа по КИМам. Обучению учащихся заполнению бланков. С этой целью проводятся пробные экзамены в форме: школьные, районные, краевые. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА. Первый принцип – тематический. Выстраиваю подготовку, соблюдая принцип от простых заданий к - сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На уроках и дополнительных занятиях учащимся предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые учащиеся могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение. Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен
4) Специфика заданий по математике
В ГИА по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ГИА. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны. Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.
5) Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, применения Интернет-технологий в учебном процессе. Использование на уроках мультимедийных презентаций (приложение), образовательных ресурсов Интернета (приложение), позволяют мне расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Помогают организовать исследовательскую деятельность учащихся. Компьютер на уроке - использую в демонстрационном и индивидуальном режиме.
- При устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий.
- При объяснении нового материала, когда демонстрируется, через мультимедиа-проектор новый материал.
- При проверке домашнего задания через мультимедиа-проектор.
- Индивидуально, при контроле усвоения материала.
- При работе над ошибками и т.д.
6) Дифференцированный подход
Любой класс не является однородным по составу. В нем собраны учащиеся с разным уровнем обучаемости, что на практике выражается в разном темпе овладения учебным материалом, а также в способности применять усвоенные знания и умения. Перед разными группами ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, добиться более высоких результатов. Группа индивидуальной работы – учащиеся с низким темпом продвижения в обучении, учащиеся с очень высоким темпом продвижения в обучении 1 группа – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2 – 3 образцов, решение измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее изученного материала. 2 группа – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных и усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. В основе работы с этой группой лежит самостоятельность учащихся. При изучении новой темы я работаю со всем классом. Но после первичного закрепления учащиеся приступают к дифференцируемой самостоятельной работе в группах. Мои ученики уже твёрдо уяснили, какие задания надо сделать на оценку 3, какие на 4 , какие на 5, поэтому после объявления оценок вопросов не возникает.
Работа с сильными учащимися. Как правило, такие учащиеся быстро усваивают материал на уроке и получают более сложные задания и для работы на уроке, и в качестве домашнего задания. Таким ребятам я предлагаю решать задания повышенного уровня. Это или задания «со звёздочкой» из учебника, или из материалов ОГЭ. Все учащиеся имеют тренировочные задания 1 уровня. И выборочно материалы, содержащие 2 часть.
7) Организационная работа
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ГИА, является работа кабинета математики. Учащиеся получают в нем информацию связанную ГИА. Могут взять материалы ГИА по математике, прошлых лет, демонстрационный вариант КИМ. Инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ГИА по математике (рекомендации для выпускников), график индивидуальных занятий по подготовке к ГИА, список литературы и адреса сайтов, график проведения КР.
Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ОГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение учебного года.
В кабинете составлено расписание дополнительных занятий.
9 классы | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
1 урок | 1 урок | 1 урок | 1 урок | 1 урок | Эл 2 группа |
2 урок | 2 урок | 2 урок | 2 урок | 2 урок | Эл 1 группа |
5 | 5 урок | 5 | 5 урок | 5 | Инд занятия |
6 | 6 урок | 6 | 6 | 6 | |
Индивидуальная работа | Занятие 2 группы часть 2 | Индивидуальные занятия | телешкола | 8 вид |
Благодаря такой работе мои ученики регулярно получают достаточно высокие (мах 86) баллы на ГИА.
5этап. Психологическая подготовка к ОГЭ
Провожу беседы - как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Поэтому на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках».
Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно (приложение).
6 этап. Аналитический
Анализ итогов ОГЭ, корректировка планов.
Заключение
Я считаю, что хороших успехов на экзамене невозможно добиться, если не учитывать в обучении математике и в целенаправленной подготовке к экзаменам новые требования, предъявляемые к сегодняшнему отечественному образованию, если игнорировать рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по моему предмету и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания математики.
Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни.
Литература
Для учителя:
Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Фарков АВ. Учитель, 2008. 3000 задач с ответами Семенова А.Л. Ященко И.В. Москва Издательство «Экзамен», 2013, 2014. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.
Для ученика:
1.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2012г.
2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2009.
3.3000 задач с ответами Семенова А.Л. Ященко И.В. Москва Издательство «Экзамен», 2013, 2014.
Интернет –источники
http://sdamgia.ru/test?id=1681430
http://alexlarin.net/gia2013/main.html
http://uztest.ru/exam?idexam=29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие
Необходимой составляющей профессионализма учителя является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...
статья "Взаимодействие поколений через формирование духовной культуры семьи"
В России традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудност...
Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»
Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...
«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»
В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, ...
повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. на уроке географии
Задачи: Образовательные: Находить нужную информацию в незнакомом тексте, применять географические знания в новой ситуации, продолжить формирование ...
Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование
В помощь педагогу и воспитателю...