Повышение математической компетентности выпускников через формирование тестовой культуры при подготовке к ОГЭ
статья по математике на тему

Соловьёва Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.  

Л. Н. Толстой

Актуальность темы:

С 2003 года в Хабаровском крае итоговая аттестация выпускников средней школы стала проводиться в форме ЭГЕ.  С 2009 учебного года ЕГЭ проводится на территории всей России. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений.                                              С 2009-2010 учебного года  вводится новая форма итоговой аттестации - ГИА  выпускников основной школы. Я неоднократно была организатором в аудитории и наблюдала за поведением выпускников. За тем как они заполняют бланки регистрации, и сделала для себя однозначный вывод: учащихся необходимо готовить к сдаче экзамена и готовить разносторонне, параллельно с предметной подготовкой готовить психологически, включая информационную работу. Особенности  структуры и содержания ГИА по математике определяют и особенности подготовки к нему учащихся 9 классов. Следствием этого является необходимость адаптации девятиклассников к новым требованиям: форме и методике оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.  Каких результатов добьются  выпускники основной школы на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки девятиклассников  к этому напряженному и очень ответственному периоду.   В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме  ОГЭ  я выделяю следующие составляющие

Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

Предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).                                          

Повышение математической компетентности выпускников через формирование тестовой культуры при подготовке к ОГЭ 

В нашей  школе  совместно с администрацией составляется  план подготовки и проведения ОГЭ по математике, включающий такие этапы:         

 1.Организационный этап.                                                                                              2.Диагностика и организация разноуровневого обучения.              3.Информационный этап                                                                                                     а) информационная работа с родителями учащихся                                                                  б) информационная работа с учащимися                                                         4.Практический этап                                                                                     5.Психологическая подготовка к ОГЭ                                                          6.Аналитический этап                                                                                                        Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

I этап. Организационный                                                                                             Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:                                                                           Средний бал по  математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, краю, России.  Анализирую подбор заданий.                                                                                             Мониторинг успеваемости, качества выпускников 9 классов в сравнительной характеристике за 3 года (приложение).                                                    

  2 этап. Диагностика и организация разноуровневого обучения                                      В начале года  в 9 классах проводится диагностическая работа в форме ОГЭ для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала (приложение).  Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:                                                                  - Определение уровня остаточных знаний по основным темам курса, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов, направленных на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.                                                                                  -Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к  ЕГЭ и ОГЭ по математике, учитывая результаты  диагностических работ, для организации разноуровневого  обобщающего повторения разбиваю классы  класс на 2 группы.                                                                             -Пример разбивки класса для подготовки к ОГЭ по математике.

Индивидуальная работа

1 группа

2 группа

1.Работа с группой  «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б.

2.Работа с «одаренными».

Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую.

Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.

3 этап.  Информационный

 Изучаю нормативно-правовые документы различных уровней по организации и  проведению  ГИА. На заседаниях МО учителей-предметников анализирую  инструктивно-методические письма  УО по итогам ОГЭ за прошедший учебный год .Участвую в работе  семинаров по подготовке к ОГЭ.

а) Содержание информационной работы с родителями учащихся      

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА по математике. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА. В вестибюле школы оформлены  стенды: «Единый государственный экзамен», «Подготовка к Итоговой аттестации», «Организация профильного и предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА , в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения  ОГЭ в 2014 году и демоверсии КИМов . 

б) Содержание информационной работы с учащимися

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:                 Правила поведения на экзамене.                                                                                   Правила заполнения бланков.                                                                               Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет) работа телешколы.

4этап.  Практический                                                                                         

 1) Подготовка учащихся, к итоговой  аттестации, начиная с 5-6 класса                                 Я  начинаю подготовку к итоговой аттестации  с 5-6 класса. Тестирование – это одна из форм проверки знаний, применяемых на ОГЭ, и чем раньше учащиеся начнут проходить тесты на уроках математики, тем легче им будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому применение тестов на уроках математики, является планомерной и реальной подготовкой к ГИА. Мною разработаны тесты по типу ОГЭ, а так же я использую готовые печатные и электронные пособия.  У меня имеются подборки для всех классов, в которых представлены трёхуровневые задания по                                                                                                                                        темам. Учащиеся  учатся выбирать верный ответ, давать краткий ответ и записывать развёрнутое решение (приложение).                                                                                           В 5 классе решаем задачи  на части, на проценты,  из сборников ОГЭ.  В 6 классе,  изучив тему рациональные числа, включаю в урок задачи с координатной прямой.  На умение сравнивать числа.  Использую банк открытых задач, демо-версии, варианты репетиционных экзаменов.           

  2) Применение устного  счета  при подготовке учащихся к ГИА  Устный счет - как этап урока применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор (что я считаю не верным).  Я считаю, что можно научить учащихся выполнять простейшие  преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения, которых желательно довести до совершенства (приложение презентация).

3)Труд и тренировка.

Принципы подготовки к ГИА

Для эффективной подготовки к  ОГЭ необходима  тренировка, практически ежедневная. Прорешивание наборов заданий в различных  вариациях.                                                                                                                     При работе с учащимися большое внимание уделяю:                                                                Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.                               Работа по КИМам.                                                                                                       Обучению учащихся заполнению бланков.                                                                                                                                 С этой целью  проводятся пробные  экзамены в форме:  школьные, районные, краевые.  В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.                                      Первый принцип – тематический.  Выстраиваю  подготовку, соблюдая принцип от простых  заданий к - сложным.                                                        

  Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний  подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.                                                                                      

Третий принцип – тренировочный. На уроках и дополнительных занятиях учащимся предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые учащиеся могут оценить степень подготовленности к экзаменам.                            

   Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.                                                                                                Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты  провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.                                  

 Шестой принцип – контролирующий. Нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.                                                                   Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен

4) Специфика заданий по математике

В ГИА по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ГИА. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны. Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.

5)  Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к  ГИА

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь.  Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим  возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий,  применения  Интернет-технологий в учебном процессе. Использование на уроках мультимедийных презентаций (приложение), образовательных ресурсов Интернета  (приложение), позволяют мне расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Помогают организовать исследовательскую деятельность учащихся. Компьютер на уроке - использую в демонстрационном и индивидуальном режиме.
- При устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий.

- При объяснении нового материала, когда демонстрируется, через мультимедиа-проектор новый материал.

- При проверке домашнего задания через мультимедиа-проектор.

- Индивидуально, при контроле усвоения материала.

- При работе над ошибками и т.д. 

6)  Дифференцированный подход                                                                            

Любой класс не является однородным по составу. В нем собраны учащиеся с разным уровнем обучаемости, что на практике выражается в разном темпе овладения учебным материалом, а также в способности применять усвоенные знания и умения. Перед разными группами ставятся  различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, добиться более высоких результатов.                                                                                       Группа индивидуальной работы – учащиеся  с низким темпом продвижения в обучении, учащиеся  с  очень высоким темпом продвижения в обучении                                                                                                 1 группа – учащиеся  со средним темпом продвижения в обучении:  способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2 – 3 образцов, решение измененных и усложненных задач находят, опираясь на  указания учителя. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее изученного материала.                                            2 группа – учащиеся  с высоким темпом продвижения в обучении: во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных и усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. В основе работы с этой группой лежит самостоятельность учащихся.                                                                                                                           При изучении новой темы я  работаю со всем классом. Но после первичного закрепления  учащиеся  приступают  к дифференцируемой самостоятельной работе в группах.  Мои ученики уже твёрдо уяснили, какие задания надо сделать на оценку 3, какие на 4 , какие на 5, поэтому после объявления оценок вопросов не возникает.

 Работа с сильными учащимися.                                                                                                                 Как правило, такие учащиеся быстро усваивают материал на уроке и получают более сложные задания и для работы на уроке, и в качестве домашнего задания. Таким ребятам я предлагаю решать задания повышенного уровня. Это или задания «со звёздочкой» из учебника, или  из материалов ОГЭ. Все учащиеся имеют тренировочные задания 1 уровня. И выборочно материалы, содержащие 2 часть.

7) Организационная работа 

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ГИА,  является работа кабинета математики. Учащиеся получают в нем информацию связанную ГИА. Могут взять материалы ГИА по математике, прошлых лет, демонстрационный вариант КИМ. Инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ГИА по математике (рекомендации для выпускников), график индивидуальных занятий по подготовке к ГИА, список литературы и адреса сайтов, график проведения КР.

 Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ОГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение учебного года.

 В кабинете составлено расписание дополнительных занятий.

             9 классы                            

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1  урок

1 урок

1 урок

1 урок

1 урок

Эл 2 группа

2  урок

2 урок

2 урок

2 урок

2 урок

Эл 1 группа

5

5 урок

5

5 урок

5

Инд занятия

6

6 урок

6

6

6

Индивидуальная работа

Занятие 2 группы часть 2

Индивидуальные занятия

телешкола

8 вид

 Благодаря такой работе мои ученики регулярно  получают достаточно высокие  (мах 86) баллы на ГИА.   

  5этап. Психологическая подготовка к  ОГЭ

Провожу беседы - как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Поэтому на своих уроках, выполняя  типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках».

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно (приложение).

        6 этап. Аналитический 

  Анализ итогов ОГЭ, корректировка планов.

  Заключение

Я считаю, что хороших успехов на экзамене невозможно добиться, если не учитывать в обучении математике и в целенаправленной подготовке к экзаменам новые требования, предъявляемые к сегодняшнему отечественному образованию, если игнорировать рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по моему предмету и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания математики.

 Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни.

Литература

Для учителя:

Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009.

Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Фарков АВ.  Учитель, 2008.                                                                                            3000 задач с ответами  Семенова А.Л. Ященко И.В. Москва  Издательство «Экзамен», 2013, 2014.                                                                                                           Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.

Для ученика:

1.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2012г.

2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2009.

 3.3000 задач с ответами  Семенова А.Л. Ященко И.В. Москва  Издательство «Экзамен», 2013, 2014.

    Интернет –источники

http://sdamgia.ru/test?id=1681430

http://alexlarin.net/gia2013/main.html

http://uztest.ru/exam?idexam=29 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие

Необходимой составляющей профессионализма учителя  является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...

статья "Взаимодействие поколений через формирование духовной культуры семьи"

В России  традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудност...

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»

    Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии  в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...

«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»

В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, ...

повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. на уроке географии

Задачи: Образовательные:         Находить нужную информацию в незнакомом тексте, применять географические знания в новой ситуации, продолжить формирование ...