Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование
консультация

Зарубина Алла Александровна

В помощь педагогу и воспитателю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУ СО МО Семейный центр «Преображение»

Выступление на методическом объединении на тему:

«Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование»

                                                                                       

 Подготовила

                                                                                 воспитатель Зарубина А.А.

Мы живем в  современном мире, где ничего не стоит на месте, все постоянно совершенствуется и  меняется. Мы, педагоги, должны развиваться всегда, всю жизнь. Современному преподавателю обязательно нужно быть в курсе новых технологий и их применения в сфере образования и воспитания, новых пособий и тому подобного. Общество требует учитывать изменяющиеся реалии и адаптироваться под них. Статистика показывает, что каждый десяток лет суммарный объем информации увеличивается вдвое. В связи с этим знания, которыми мы владели раньше, устаревают или требуют некоторых корректировок. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться, развиваться.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

 Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Профессиональная компетентность педагога – это комплекс, включающий в себя не только умения и навыки, развитие этого качества играет важнецйшую роль. Специалист должен уметь применять их на практике, а именно в профессиональной деятельности, общении и самосовершенствовании.

Значение самообразования для профессиональной компетентности  педагога:

 - повышение качества преподавания предмета;

 - готовность к педагогическому творчеству;

 - профессиональный и карьерный рост;

 - создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

 - соответствие учителя требованиям общества и государства.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.  

 Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Самообразование

 -осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

 - планируется, управляется и контролируется самим человеком,

 - необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

 Самообразование может иметь следующие направления:

 Направления самообразования:

 - профессиональное (предмет преподавания);

 - психолого-педагогическое и психологическое;

 - методическое;

 - эстетическое;

 - в области ИКТ;

 - в области формирования ЗОЖ.

 Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС, являются:

 - упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

 - сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

 - отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

 - принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

 - отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса;

 программы отдельных учебных предметов).

 Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

 Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс. Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

 - знакомство с педагогической и методической литературой;

 - самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме; - обзор в Интернете информации;

 - посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

 - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

 - освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

 - проведение открытых занятий и их анализ;

 - общение с коллегами в сетевых сообществах;

 - участие в профессиональных конкурсах.

 Определим формы самообразования педагогов:

 - Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью учителя составляют планы самообразования.

 - Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.

 Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастеркласс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент); ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие

Необходимой составляющей профессионализма учителя  является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя

В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых  рассмотрена также н...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...

Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...

Статья "Современные дистанционные формы воспитательной работы как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя"

Аннотация. Сегодня мир поставлен в жесткие условия. Пандемия нарушила нормальный и привычный расклад жизни каждого жителя нашей планеты, что повлекло за собой массу проблем. Одной из проблем является ...