Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование
консультация
В помощь педагогу и воспитателю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ СО МО Семейный центр «Преображение»
Выступление на методическом объединении на тему:
«Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование»
Подготовила
воспитатель Зарубина А.А.
Мы живем в современном мире, где ничего не стоит на месте, все постоянно совершенствуется и меняется. Мы, педагоги, должны развиваться всегда, всю жизнь. Современному преподавателю обязательно нужно быть в курсе новых технологий и их применения в сфере образования и воспитания, новых пособий и тому подобного. Общество требует учитывать изменяющиеся реалии и адаптироваться под них. Статистика показывает, что каждый десяток лет суммарный объем информации увеличивается вдвое. В связи с этим знания, которыми мы владели раньше, устаревают или требуют некоторых корректировок. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться, развиваться.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Профессиональная компетентность педагога – это комплекс, включающий в себя не только умения и навыки, развитие этого качества играет важнецйшую роль. Специалист должен уметь применять их на практике, а именно в профессиональной деятельности, общении и самосовершенствовании.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
- соответствие учителя требованиям общества и государства.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.
Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование
-осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование может иметь следующие направления:
Направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ;
- в области формирования ЗОЖ.
Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС, являются:
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
- отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса;
программы отдельных учебных предметов).
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс. Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;
- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме; - обзор в Интернете информации;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;
- общение с коллегами в сетевых сообществах;
- участие в профессиональных конкурсах.
Определим формы самообразования педагогов:
- Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью учителя составляют планы самообразования.
- Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.
Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастеркласс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент); ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие
Необходимой составляющей профессионализма учителя является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя
В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых рассмотрена также н...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...

Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...

Статья "Современные дистанционные формы воспитательной работы как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя"
Аннотация. Сегодня мир поставлен в жесткие условия. Пандемия нарушила нормальный и привычный расклад жизни каждого жителя нашей планеты, что повлекло за собой массу проблем. Одной из проблем является ...