статья "Взаимодействие поколений через формирование духовной культуры семьи"
статья на тему
В России традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности — во многом обусловлены воспитанием в детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская любовь – источник телесного и духовного здоровья ребенка
О безграничных духовных возможностях воспитания повествует притча «О разумном воспитании»:
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
В России традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности — во многом обусловлены воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям — мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.
Родители – первые учителя и духовно-нравственные наставники своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это иллюзия, изоляция родителей от детей. Природа не терпит пустоты. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне. Часто родители говорят о детях: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает». Дети жалуются, что родители их не понимают. А что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие? А что сами родители сделали для того, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Уютно ли им дома, понимают ли их там? Каковы же духовные основы воспитания?
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Стержнем его является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Основная задача родителей в том, чтобы пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, честным, милосердным, противостоять злу и научиться прощать. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.
О важности семейного воспитания говорит святитель Филарет Московский: «Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева». Любовь ребенка и матери должна быть подготовкой любви к Отечеству.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Именно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления, родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть. Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, - это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Важно, чтобы сами родители были интересными людьми. Часто ребенок видит какого-то скучного отца, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване или сидит, уставившись в телевизор. Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка. Главное в установлении контакта – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный контакт. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Не нужно доказывать простую истину: чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя, прежде всего духовно совершенствуясь, должны сами родители.
Выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин утверждает, что «…из духа семьи и рода, из духовного и осмысленного приятия своих родителей и предков родится, и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы духовного характера и здоровой гражданственности".
В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества, как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В нормальной семейной жизни искореняются ростки эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания.
Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый родитель и ребенок сам должен быть носителем традиции и культуры. Для России, для русских - это обращение к христианским, православным корням своей нравственности. Примером для размышлений может стать притча: «Пришел воспитатель к Мудрецу за советом: « Как стать хорошим Учителем для своего воспитанника?». Мудрец ответил: «Научи его летать».
- Но как я это сделаю, если сам не умею, - удивился воспитатель.
- А ты попробуй, - сказал Мудрец и закрыл глаза.
Прошли годы.
Мудрец сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит, летит ребенок, а за ним его учитель. Они приблизились к Мудрецу, опустились на землю и поклонились.
- Как видишь, он умеет летать, - сказал учитель и гордо посмотрел на своего воспитанника.
А Мудрец посмотрел на крылья учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои крылья.
Воспитание в семье будет духовным тогда, когда родители научат своих детей летать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.
Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно- нравственных ценностей, ориентиров у молодёжи. Одна из причин - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду "связи времён", ...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование
Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...
Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1) Формирования экологичес...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...
"Реализация ФГОС нового поколения через современный урок."
Презентация к статье " ФГОС второго поколения-условия реализации"...