Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шуйская средняя общеобразовательная школа»
Междуреченского района Вологодской области
Обобщение опыта работы
«Система подготовки учащихся к итоговой
аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»
Разработана
Нерыдаевой.О.В.,
учителем математики
с. Шуйское
2016
- Введение.
В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и лёгкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских путей.
Немного перефразировав Евклида, скажу, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, мне вместе с моими учениками нужно пройти долгий путь познания.
Проблема и актуальность . В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов ,составляя диагностические работы для мониторинга сформированности планируемых предметных результатов, в соответствии со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной мере определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей единой системы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий показатель эффективности по подготовке к итоговой аттестации. Всё выше сказанное побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их математических способностей посредством новых образовательных технологий.
Цель работы: создание педагогических условий для формирования УУД, необходимых для прохождения итоговой аттестации по математике.
В соответствии с целью определены задачи:
- Изучить научно – методическую литературу по данной проблеме (УМК, кодификатор заданий, материалы ЕГЭ прошлых лет, методические письма).
- Адаптировать рабочую программу по предмету.
- Разработать и систематизировать дидактический материал для текущего и итогового контроля знаний учащихся.
- Организовать интерактивную обучающую среду через использование интернет-ресурсов.
- Отслеживать результат подготовки через диагностические работы.
Объектом работы является процесс подготовки старшеклассников к экзаменам по математике в форме ЕГЭ, предметом – система заданий, упражнений и тренировочных занятий по подготовке старшеклассников к экзаменам по математике в форме ЕГЭ.
Этапы реализации поставленных целей и задач.
1 этап. Психологическая подготовка.
В систему подготовки к ГИА включается активное воздействие на личность учащегося. Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы, чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена.
Начиная с 5-го класса составляю и провожу диагностические работы соответствии со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (входной, промежуточный, итоговый мониторинги), знакомлю с критериями оценивания заданий, правилами заполнения бланков, техникой работы с КИМ(«от простого к сложному», «приемы работы с текстом», «работа в режиме времени», «рациональные приемы решения» и т.д.).
Каждый ученик должен иметь представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей, знать свои пробелы в знаниях, стремиться их устранить.
Систематический независимый контроль знаний с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов для школьников ( СДАМ ГИА, РЕШУ ЕГЭ и др.) позволяет не только реально оценит уровень знаний учащихся, но и повысить уровень мотивации к улучшению качества знаний по предмету.
Выдержать экзамен в течение 3 часов 55 минут без перерыва не может большинство участников ГИА, поэтому приучаю работать в длительном временном режиме в рамках дополнительных консультаций. Такая подготовка позволит ученику четко рассчитывать время и силы, исключит панику и усталость во время экзамена.
В течение года в нашей школе проводятся тренировочные, репетиционные экзамены с использованием технологии проведения основного государственного и единого государственного экзаменов, онлайн тестирования. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях участия в ГИА. В рамках оказания психологической поддержки ведётся тесная работа учителя- предметника с родителями.
2 этап. Методическая подготовка учителя к итоговой аттестации.
Внедрение ЕГЭ по математике инициирует определенную смену приоритетов в учебной деятельности учащихся, определяет новые подходы к построению технологии преподавания математики. В этих условиях, наиболее важной для учителя видится задача готовности учащихся к новой форме контроля.
При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителю математики необходимо:
- адекватно оценивать в течение всего учебного периода сформированность УУД учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» учащихся на выполнение заданий различного уровня сложности .
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
- организовать индивидуальное выполнение диагностических работ по предмету с последующим выявлением трудностей, возникающих при выполнении заданий;
- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
- проанализировать результаты сдачи экзаменов прошлых лет на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
- составить собственный план работы по подготовке учащихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
3 этап. Организация итогового повторения курса математики при подготовке к единому государственному экзамену .
Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт, но особую роль учителя математики должны отводить вопросам итогового повторения.
Целесообразно организовать индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение старшеклассника по пути достижения уровня запланированных требований.
- Для итогового повторения учебного материала использую укрупнение учебных единиц.
- На первом уроке повторения темы провожу диагностическую работу в форме ЕГЭ по выявлению пробелов в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации.
- Повторение провожу от заданий базового уровня до заданий профильного уровня.
- Диагностические работы провожу с жестким ограничением во времени.
- Чтобы решать простейшие уравнения и уравнения повышенной сложности – использую на уроках раздаточный материал с проверкой основных приемов и специальных методов решения простейших уравнений. С последующим переходом на более сложные. Для этого использую разноуровневые карточки –тренажёры. (приложение1)
- На каждом уроке математики систематически повторяю изученное ранее параллельно с изучением нового материала. Подготовка к ЕГЭ не должна подменять систематическое изучение математики. Любая традиционная подготовка к экзаменам, в том числе к ЕГЭ должна быть обеспечена планомерным повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса математики, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением новых типов заданий.
- Домашние задания для учащихся подбираю различного уровня сложности с использование разноуровневых карточек-тренажёров. (приложение1)
- 4 этап. Работа с детьми, которые испытывают трудности при изучении математики.
Ученики, испытывающие затруднения не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому материал разбиваю на модули, а затем объединяю в блоки. Для желающих провожу дополнительные занятия. Для дополнительных занятий по решению задач есть «карточки выравнивания». Это образец задания с решением и аналогичное задание.
Организую систематическую диагностику предметных умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершается контролем знаний на усвоение.
Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Для оказания помощи неуспевающим школьникам использую следующие виды работ:
-задания с выбором ответа;
-карточки для индивидуальной работы
-карточки – тренажеры с большим количеством однотипных задач (приложение1)
-“карточки-с образцами решения”;
-“справочные таблицы”;
Учитель должен проявлять к таким детям:
-разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика.
5 этап. Использование наиболее эффективных приёмов при подготовке к итоговой аттестации.
Предлагаемая система по подготовке к итоговой аттестации по математике включает все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, элективные курсы, система консультаций и факультативов, т.д. Целенаправленно готовить учащихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса. Так, анализируя кодификатор и спецификацию заданий ЕГЭ профильного уровня, я пришла к выводу о том, что задачи 1,2,3,4 вполне можно предложить ученикам 5-го класса. В шестом к этим заданиям добавляются 8 . Серьезное внимание нужно уделить обучению в 7 классе, где необходимо до автоматизма отработать применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметры. В 8 классе – отработать 6,10,11 , расширяя использование задач с модулями и параметрами, в 10 классе – 7,9,13. Тогда к 11 классу мы подходим с надежным багажом знаний и можем сосредоточиться на подготовке к решению задач 5,12 а также заданий второй части
Изменение формы экзамена, в 2015 году ЕГЭ по математике проводилось на двух уровнях: базовый для поступления на специальности не связанные с математикой и профильный для поступления на специальности связанные с математикой , требует новых приемов подготовки к сдаче такого экзамена. Хотелось бы остановить на некоторых из них:
- заучивание математических формул для профильного уровня (по самым скромным подсчетам выпускнику на экзамене необходимо знать до 60 формул наизусть) используя составление справочных таблиц, с организацией работы в парах. Заучиваем первые 3-4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10-12 формул на тему;
- Применение математических формул в ходе решения практических задач для базового уровня
- Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике.
В связи с тем ,что самой распространённой ошибкой при проверке ЕГЭ и ГИА по математике является вычислительная, возникает необходимость устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы.
Очень важно включать устные упражнения в один из этапов урока, так как это дает учащимся возможность усвоения базовых знаний на уровне автоматического навыка. Велика их роль в формировании вычислительных навыков. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке не отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. В этом мне помогают карточки-тренажёры устного счёта, основные задания в них составляю таким образом, что их можно решить устно. Такие карточки могут использоваться как для индивидуальной и коллективной работы на уроке, так и для самостоятельной работы дома.
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.
- Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ.
Рассмотрим несколько методических приемов использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ:
I. Объяснительно- иллюстративный (при объяснении нового материала или решения задачи)
В данном случае использую презентация, подготовленною либо мной (при объяснении нового материала), либо учениками (при объяснении решения задачи).
II. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов):
Знакомлю с электронными ресурсами, с помощью которых обучающийся может самостоятельно провести диагностику своих знаний по какой-то определенной теме, выявить пробелы, осуществить их ликвидацию, а так же закрепить ранее изученный материал. Выделяю две группы практического использования электронных ресурсов:
- При диагностике знаний (компьютерное тестирование) через открытый банк данных или портал Решу ЕГЭ, ГИА.
Электронное тестирование.
Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование.
Достоинства компьютерного тестирования:
- тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
- использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
- при компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не попроисшествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность
- компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом
- решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В этой связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ. Следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении все лет изучения математики, используя в этих целях тематический и итоговый контроль.
III. Получение информации и заданий обучающимися через социальные сети контакт и одноклассники.
- Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной почты .
V. Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке домашнего задания.
При начальном тестировании будущего выпускника выявляется уровень готовности по кодификатору, где анализируются пробелы по всем темам, начиная с начальной школы. Учащийся готовит по каждой из проблемных тем презентацию с теоретическими вопросами и ответами, а так же решенными примерами.
VI. Использование сайтов с Прототипами заданий по математике для проверки обучающимися своих знаний.
На этапе подготовки к Единому государственному экзамену по математике каждый учащийся может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования “онлайн”. Учитель сам выбирает наиболее компетентные сайты. Желательно проводить тестирование в кабинете информатики, чтобы обучающиеся могли обсудить результаты с учителем и увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.
Для подготовки к ЕГЭ и ГИА на уроке и во внеурочное время использовать современные электронные учебные пособия. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать Online тестирование по предмету. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ http//www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, ege.edu.ru, reshuege.ru , alexlarin.net, shpargalkaege.ru/. где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимости для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Выпускникам рекомендую сайты с которых они могут скачать электронные учебные пособий, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету.
6 этап. Организация и проведение мониторинга.
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения
В связи с реализацией ФГОС ООО и в рамках подготовки к ЕГЭ уже в 5 классах необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, результатов, используя контрольно-измерительные материалы. Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по математике требуется разработать:
- содержание заданий для мониторинга;
- диагностические работы;
- инструкции по организации и проведению диагностических работ;
- бланки с заданиями для обучающихся;
- бланки с ответами
таблицы учета времени выполнения диагностических работ.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя: задания, перечень результатов, на получение которых они направлены, описание умений, характеризующих достижение этого результата, образец правильного ответа (для тестов),перечень критериев достижения планируемого результата.
Каждая из диагностических работ, проводимых в 5 классе, Тематические контрольные работы, содержат 10 заданий. Каждая работа состоит из трех частей: А, В, С.
Часть А направлена на проверку достижения уровня обязательной подготовки. Она содержит 5 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств и др.), владение основными алгоритмами.
Часть В содержит 3 задания, при помощи которых проверяется умение применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, приёмов решения задач, а также применить знания в простейших практических ситуациях.
При выполнении заданий части А и В учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Часть С направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 2 задания высокого уровня сложности, требующих развёрнутого ответа (с полной записью решения). При выполнении этих заданий учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые обоснования и пояснения.
Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что её изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. Для обучения на средней и старшей ступенях образования огромную роль играет успешное освоение программы учебного предмета «Математика» в 5 и 6 классах. Введение в штатный режим новый формы ГИА выпускников основной школы и ЕГЭ в старшей школе ставит перед учителем математики не только задачу научить математике, но и, что не менее важно, подготовить к итоговой аттестации в тестовой форме.
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение каждой части работы. Каждое задание части А оценивается в 1 балл, В – 2 балла, С – 3 балла. Таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 17. С помощью общего балла, расширяющего традиционную шкалу оценивания, во- первых, проводится более тонкая дифференциация математической подготовки, во-вторых, отметка несёт больше информации, Общий балл нагляден, легко интерпретирует учителем, учеником, родителями. Итак, шкала перевода набранных баллов в отметку:
0-4 балла – «2»;
5-8 баллов – «3»;
9-12 баллов – «4»;
13-17 баллов – «5».
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в тексты диагностических работ свои коррективы.
График проведения диагностических работ содержится в тематическом планировании.
В приложении 2 представлена входная диагностическая работа по математике 5 класс.
За каждую диагностическую работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, программный, творческий) смог пройти учащийся. При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы. Структура диагностической соответствует структуре работы предлагаемой выпускникам 11 класса на итоговой аттестации. Так практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем легче и эффективнее он их выполняет.
Каждый выпускник проходит "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно мною. Для каждого ученика отслеживается уровень его обученности в виде таблицы , в которой указываются баллы, набранные после выполнения каждого теста, и школьная оценка. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации, а также ведётся диагностика успешности учащегося. Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся.
Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации. Провожу диагностику всего класса по каждой теме.
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно – измерительным материалам. Нужно затем обязательно сохранить результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне обученности ученика.
- Результаты экзаменов в форме ЕГЭ.
- Заключение.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне в 2014-2015учебном году получить результаты ЕГЭ по математике на профильном уровне значительно выше средних по району и области и на 0,5 ниже по региону.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ и ГИА во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Список литературы.
ЕГЭ 2015. Математика. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Семенов А.В. и др. (2015, 88с.)
Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов. Радаева Е.А. (2013, 192с.)
Готовимся к ГИА. Математика. 5 класс. Донец Л.П. (2011, 64с.)
Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Нелин Е.П. (2011, 128с.)
Математика. 5 класс. Учебник. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. ФГОС 2014, 270с
Электронно-образовательные ресурсы.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
http://reshuege.ru/-онлайн тестирование
http://egeent.narod.ru/matematika/online/
http://vkontakte.ru/app1841458 - приложение ВКонтакте
http://www.diary.ru/~eek - Математическое сообщество
http://www.pm298.ru/ справочник математических формул
http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=18 квадратичная функция: примеры и задачи с решениями
http://www.bymath.net/ элементарная математика
http://dvoika.net/ лекции
http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам
http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги
http://uniquation.ru/ru/ формулы
http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы
Приложение.
Приложение1
Карточка-тренажёр однотипных заданий (задание 9 профильный уровень)
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
Карточка-тренажёр однотипных заданий (7 задание профильный уровень)
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
- Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
Разноуровневая карточка- тренажёр с самоконтролем по теме «Показательные уравнения»
Уровень сложности | Уравнения | Ответы | |
А | 1 | -1; 7 | |
2 | -1; 1 | ||
3 | -4 | ||
4 | - | ||
5 | 1; 4 | ||
6 | -3 | ||
7 | |||
8 | -1; 3 | ||
9 | 0 | ||
10 | 5 | ||
11 | -2; 1; 3 | ||
12 | |||
13 | 3 | ||
14 | 4 | ||
15 | 1 | ||
16 | 1 | ||
17 | 3 | ||
18 | 3 | ||
19 | 0; 1 | ||
20 | 1; 2 | ||
21 | 2 | ||
22 | -1,5; -1 | ||
23 | 2 | ||
24 | ; 4 | ||
25 | 0,5 | ||
26 | 0 | ||
27 | -1; 0 | ||
28 | -1; 1 | ||
В | 29 | ||
30 | 3 | ||
31 | 2 | ||
32 | 1 | ||
33 | 0 | ||
34 | 1 | ||
35 | 0 | ||
36 | 1,5 | ||
37 | |||
38 | -2; 0 | ||
39 | |||
40 | Отбери решения, принадлежащие промежутку | - | |
41 | 5 | 7 | |
42 | 5 | ||
43 | (5+2)+(5-2)=10 | -1;1 | |
44 | ()+()=8 | -3;3 | |
45 | ()+()=10 | - | |
46 | ()+()=14 | -4;4 | |
47 | ()+()=14 | -2;2 | |
С | 48 | ()=5 | Нет корней |
При каких значениях параметра р уравнение имеет единственное решение: | |||
49 | p | ||
50 | 81 | () | |
51 | При каких значениях параметра, а уравнение не имеет корней: 25 | [-9;9] | |
52 | При каких значениях, а уравнение не имеет корней: 49 | (-] |
Приложение 2.
Образец входной диагностической работы по математике 2015-2015 учебный год.
Инструкция по выполнению работы.
Работа состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 45 минут.
В части А – 5 заданий, в части В – 3, в части С – 2.
- К заданиям части А приводится варианты ответов (четыре ответа, из них верный только один). Надо обвести кружком букву, соответствующую верному ответу. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную букву и обведите новую.
- К заданиям части В полученный ответ надо вписать в отдельном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите новый.
- Задания части С выполняются на отдельных листочках или бланках с записью хода решения. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер.
Все необходимые вычисления, преобразования и прочее выполняйте в черновике. Если задание содержит рисунок, то на нем можно проводить нужные линии, отмечать точки.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Специфика контрольной работы.
Обозначение типов заданий:
В – задания с выбором ответа;
К – задания с кратким ответом;
Р – задания с развёрнутым ответом;
Уровни сложности задания:
Б- базовый;
П – повышенный;
В – высокий.
Структура диагностической работы .
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
Число заданий - 10 | 5 | 8 | 1 |
Тип заданий и форма ответа | A1–A5 с кратким ответом в виде натурального числа | B1–B3 с развернутым ответом | С1-С2 с обоснованием выполненных действий |
Уровень сложности | Базовый | Повышенный | Высокий |
Проверяемый учебный материал курсов математики | Математика начальная школа | Математика начальная школа | Математика начальная школа |
Содержание и структура диагностической работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету:
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь выполнять вычисления и преобразования;
- уметь расставлять порядок действий;
- уметь решать уравнения;
- уметь решать текстовые задачи;
- уметь строить математические модели.
Обобщенный план варианта КИМ входной диагностической работы по математике
2015-2016уч. г.
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№ п/п | Обозначение задания в работе | Проверяемые требования (умения) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания учащимся |
1 | А1 | Уметь находить разность натуральных чисел | Б | 1 | 2 |
2 | А2 | Уметь находить произведение натуральных чисел | Б | 1 | 2 |
3 | А3 | Уметь находить частное натуральных чисел | Б | 1 | 2 |
4 | А4 | Уметь находить площадь прямоугольника | Б | 1 | 3 |
5 | А5 | Применять в процессе решения задачи зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Б | 1 | 3 |
6 | В1 | Уметь находить неизвестный делитель | П | 2 | 3 |
7 | В2 | Находить отношения между величинами: «больше на (в) …», «меньше на (в) …» | П | 2 | 5 |
8 | В3 | Уметь находить периметр и площадь квадрата | П | 2 | 5 |
9 | С1 | Выполнять арифметические действия. Уметь расставлять порядок действий. | В | 3 | 10 |
10 | С2 | Применять в процессе решения задачи зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | В | 3 | 10 |
Информационные источники, использованные для составления КИМ диагностической работы по математике 5 класс. ФГОС. 2015-2016 уч.г.:
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по математике.
- Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по математике.
- Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике.
- Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ № 1 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 72 с.
- Математика. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы. - авт.-сост. Л.П. Попова. М.: Вакр, 2013. – 96 с.
Входная диагностическая работа в 5 классе. 1 вариант
Часть А
1. Вычислите: 7324-2545=
1) 5889; 2) 9869 3) 4779 4) 4889
2. Вычислите: 318 ∙ 32 =
1) 10076 2) 10176 3) 9176 4) 9286
3. Вычислите: 4824 : 36 =
1) 134 2)404 3) 128 4) 224
4. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.
1) 34 см2 2) 17 см2 3)52 см 4)52 см2
5. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?
1) 92км/ч 2) 3312 км/ч 3) 94 км/ч 4)84 км/ч
Часть В
1. Решите уравнение 63 : х = 9
Ответ: ________________
2. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?
Ответ: ________________
3. Из четырех одинаковых квадратов сложили один большой квадрат. Найти площадь большого квадрата, если периметр малого квадрата 32 см.
Ответ: ________________
Часть С
1. Вычислите: 7508 ∙ 207 – 23868 : 78 + 863879.
2. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного 3 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Входная диагностическая работа в 5 классе. 2 вариант
Часть А
1. Вычислите: 9342-5465=
1) 4807; 2) 4887 3) 4877 4) 3877
2. Вычислите: 263 ∙ 21 =
1) 5523 2) 5565 3) 5573 4) 6573
3. Вычислите: 10836 : 43 =
1)207 2)252 3) 243 4) 235
4. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.
1) 18 см2 2) 36 см2 3)72см2 4)42 см
5. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?
1) 3456 ч 2) 6 ч 3) 120ч 4)168 ч
Часть В
1. Решите уравнение 54 : х = 6
Ответ: ________________
2. Галя прочитала 42 страницы, а ее сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?
Ответ: ________________
3. Из четырех одинаковых квадратов сложили один большой квадрат. Найти площадь большого квадрата, если периметр малого квадрата 40 см.
Ответ: ________________
Часть С
1. Вычислите: 55470 : 86 + 9054 ∙ 502 – 19999.
2. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?
Входная диагностическая работа 2015-2016 уч. г. 5 класс
Бланк ответов
Фамилия, имя _____________________________________________________________________
Класс Дата Вариант
Часть I
К каждому заданию (А1 – А5) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 |
№ верного варианта ответа |
Часть II
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания (В1-В3). В бланк ответов введите только ответы без единиц измерения, как указано в задании.
№ задания | В1 | В2 | В3 |
Правильный ответ |
Часть III
Решение задания С1 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
- _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
Решение задания С2 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
- _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Как учитель, работающий сравнительно недолгое время, но ежегодно сдающий ГИА и ЕГЭ, делюсь опытом работы. Надеюсь, что система подготовки, действующая в нашем ОУ, даст новые направления для деятельнос...
Из опыта работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике "Решение заданий С6"
В работе представлены образцы решения типовых заданий С6 из сборников, предлагаемых учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, и необходимый теоретический материал....
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике
Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. 9 класс
из опыта работы по подготовке к ОГЭ учащихся по математике 9 класс....
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.
В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. Информация о методах подготовки учащихся к ОГЭ, разбор некоторых задач с рахзвернутым ответом....
Комментарии
спасибо
спасибо