Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Нерыдаева Ольга Валентиновна

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шуйская средняя общеобразовательная школа»

Междуреченского района Вологодской области

Обобщение опыта работы

«Система подготовки учащихся к итоговой

 аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

        Разработана

Нерыдаевой.О.В.,

учителем математики

        с. Шуйское

           2016


  1. Введение.

В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и лёгкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских путей.

Немного перефразировав Евклида, скажу, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, мне вместе с моими учениками нужно пройти долгий путь познания.

Проблема и актуальность . В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов ,составляя диагностические работы для мониторинга сформированности планируемых предметных результатов, в соответствии со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной мере определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей единой системы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий показатель эффективности по подготовке к итоговой аттестации. Всё выше сказанное  побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их математических способностей посредством новых  образовательных технологий.

Цель работы: создание педагогических условий для формирования УУД,   необходимых для прохождения итоговой аттестации по математике.

В соответствии с целью определены задачи:

  1. Изучить научно – методическую литературу по данной проблеме (УМК, кодификатор заданий, материалы ЕГЭ прошлых лет, методические письма).
  2. Адаптировать рабочую программу по предмету.
  3. Разработать  и систематизировать дидактический материал для текущего и итогового контроля знаний учащихся.
  4. Организовать интерактивную обучающую среду через использование интернет-ресурсов.
  5. Отслеживать результат подготовки через диагностические работы.

Объектом работы является процесс подготовки старшеклассников к экзаменам по математике в форме ЕГЭ, предметом – система заданий, упражнений и тренировочных занятий по подготовке старшеклассников к экзаменам по математике в форме ЕГЭ.


Этапы реализации поставленных целей и задач.

   1 этап. Психологическая подготовка.

В систему подготовки к ГИА включается активное воздействие на личность учащегося. Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы, чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена.

Начиная с 5-го класса составляю и провожу диагностические работы соответствии со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ   (входной, промежуточный, итоговый  мониторинги), знакомлю с критериями оценивания заданий, правилами заполнения бланков, техникой работы с КИМ(«от простого к сложному», «приемы работы с текстом», «работа в режиме времени», «рациональные приемы решения» и т.д.).

Каждый ученик должен иметь  представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей, знать свои пробелы в знаниях, стремиться их устранить.

Систематический независимый контроль знаний с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов для школьников ( СДАМ ГИА, РЕШУ ЕГЭ и др.) позволяет не только реально оценит уровень знаний учащихся, но и повысить уровень мотивации к улучшению качества знаний по предмету.

Выдержать экзамен в течение 3 часов 55 минут без перерыва не может большинство участников ГИА, поэтому  приучаю работать в длительном временном режиме в рамках дополнительных консультаций. Такая подготовка позволит ученику четко рассчитывать время и силы, исключит панику и усталость во время экзамена.

В течение года в нашей школе проводятся тренировочные, репетиционные экзамены с использованием технологии проведения основного государственного и единого государственного экзаменов, онлайн тестирования. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях участия в ГИА. В рамках оказания психологической поддержки ведётся тесная работа учителя- предметника с родителями.

2 этап. Методическая подготовка учителя к итоговой аттестации.

Внедрение ЕГЭ по математике инициирует определенную смену приоритетов в учебной деятельности учащихся, определяет новые подходы к построению технологии преподавания математики. В этих условиях, наиболее важной для учителя видится задача готовности учащихся к новой форме контроля.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителю математики необходимо:

  • адекватно оценивать в течение всего учебного периода сформированность УУД учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • исключить «натаскивание» учащихся на выполнение заданий различного уровня сложности .
  • организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
  • организовать индивидуальное выполнение   диагностических  работ по предмету с последующим выявлением трудностей, возникающих при выполнении заданий;
  • провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
  • проанализировать результаты сдачи экзаменов прошлых лет на  муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • составить собственный план работы по подготовке учащихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

3 этап. Организация итогового повторения курса математики при  подготовке к единому   государственному экзамену .            

Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт, но особую роль учителя математики должны отводить вопросам итогового повторения.
Целесообразно организовать индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение старшеклассника по пути достижения уровня запланированных требований.

  1. Для итогового повторения учебного материала   использую укрупнение учебных единиц.
  2. На первом уроке повторения темы  провожу диагностическую работу в форме ЕГЭ по выявлению пробелов в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации.
  3. Повторение провожу от заданий базового уровня до заданий профильного уровня.
  4. Диагностические работы  провожу с жестким ограничением во времени.
  5. Чтобы решать простейшие уравнения и уравнения повышенной сложности – использую на уроках раздаточный материал с проверкой основных приемов и специальных методов решения простейших уравнений. С последующим переходом на более сложные. Для этого использую разноуровневые  карточки –тренажёры. (приложение1)
  6. На каждом уроке математики систематически повторяю изученное ранее параллельно с изучением нового материала. Подготовка к ЕГЭ не должна подменять систематическое изучение математики. Любая традиционная подготовка к экзаменам, в том числе к ЕГЭ должна быть обеспечена планомерным повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса математики, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением новых типов заданий.
  7. Домашние задания  для учащихся подбираю  различного уровня сложности с использование разноуровневых карточек-тренажёров. (приложение1)  
  1. 4 этап. Работа с детьми, которые испытывают   трудности при изучении математики.

Ученики, испытывающие затруднения не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому материал разбиваю на модули, а затем объединяю в блоки. Для желающих  провожу дополнительные занятия. Для дополнительных занятий по  решению задач есть «карточки выравнивания». Это образец задания с решением и аналогичное задание.

 Организую систематическую диагностику предметных умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершается контролем знаний на усвоение.

Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

Для  оказания помощи неуспевающим школьникам использую следующие виды работ:

-задания с выбором ответа;

-карточки для индивидуальной работы

-карточки – тренажеры с большим количеством однотипных задач (приложение1)

-“карточки-с образцами решения”;

-“справочные таблицы”;

Учитель должен проявлять к таким детям:

-разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика.

5 этап. Использование наиболее эффективных приёмов при подготовке к итоговой аттестации.

        Предлагаемая  система по подготовке к итоговой аттестации по математике включает  все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, элективные курсы, система консультаций и факультативов,  т.д. Целенаправленно готовить учащихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса. Так, анализируя кодификатор и спецификацию заданий ЕГЭ профильного уровня, я пришла к выводу о том, что задачи 1,2,3,4  вполне можно предложить ученикам 5-го класса. В шестом к этим заданиям добавляются 8 . Серьезное внимание нужно уделить обучению в 7 классе, где необходимо до автоматизма отработать применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметры. В 8 классе – отработать 6,10,11 , расширяя использование задач с модулями и параметрами, в 10 классе – 7,9,13. Тогда к 11 классу мы подходим с надежным багажом знаний и можем сосредоточиться на подготовке к решению задач 5,12 а также заданий второй части

Изменение формы экзамена, в 2015 году ЕГЭ по математике проводилось на двух уровнях:  базовый для поступления на специальности не связанные с математикой  и профильный для поступления на специальности  связанные с математикой , требует новых приемов подготовки к сдаче такого экзамена. Хотелось бы остановить на некоторых из них:

  • заучивание математических формул для профильного уровня (по самым скромным подсчетам выпускнику на экзамене необходимо знать до 60 формул наизусть) используя составление справочных таблиц, с организацией работы в парах. Заучиваем первые 3-4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10-12 формул на тему;
  • Применение  математических формул в ходе решения практических задач для базового уровня
  1. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике.

 В связи с тем ,что самой распространённой ошибкой при проверке  ЕГЭ и ГИА по математике является вычислительная, возникает необходимость  устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы.

           Очень важно  включать  устные упражнения в один из этапов урока, так как это дает учащимся возможность усвоения  базовых знаний  на уровне автоматического навыка. Велика их роль в формировании вычислительных навыков. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

              Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке не отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. В этом мне помогают карточки-тренажёры устного счёта, основные задания в них составляю таким образом, что их можно решить устно. Такие карточки могут использоваться как для индивидуальной  и коллективной работы на уроке, так и для самостоятельной работы дома.

   Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.

  1. Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ.

 Рассмотрим несколько методических приемов использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ:

I. Объяснительно- иллюстративный (при объяснении нового материала или решения задачи)

В данном случае использую презентация, подготовленною либо мной (при объяснении нового материала), либо учениками (при объяснении решения задачи).

II. Использование ЭОР  (электронных образовательных ресурсов):

Знакомлю с электронными ресурсами, с помощью которых обучающийся может самостоятельно провести диагностику своих знаний по какой-то определенной теме, выявить пробелы, осуществить их ликвидацию, а так же закрепить ранее изученный материал. Выделяю две группы практического использования электронных ресурсов:

  1. При диагностике знаний (компьютерное тестирование) через открытый банк данных или портал Решу ЕГЭ, ГИА.

Электронное тестирование.

Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование.

Достоинства компьютерного тестирования:

  • тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
  • использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
  • при компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не попроисшествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность
  • компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом
  • решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений.

Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В этой связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ. Следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении все лет изучения математики, используя в этих целях тематический и итоговый контроль.

III. Получение информации и заданий обучающимися через социальные сети контакт и одноклассники.

  1. Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной почты .

V. Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке домашнего задания.

При начальном тестировании будущего выпускника выявляется уровень готовности по кодификатору, где анализируются пробелы по всем темам, начиная с начальной школы. Учащийся готовит по каждой из проблемных тем презентацию с теоретическими вопросами и ответами, а так же решенными примерами.

VI. Использование сайтов с Прототипами заданий по математике для проверки обучающимися своих знаний.

На этапе подготовки к Единому государственному экзамену по математике каждый учащийся может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования “онлайн”. Учитель сам выбирает наиболее компетентные сайты. Желательно проводить тестирование в кабинете информатики, чтобы обучающиеся могли обсудить результаты с учителем и увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.

 Для подготовки к ЕГЭ и ГИА на уроке и во внеурочное время использовать современные электронные учебные пособия. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать Online тестирование по предмету. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ http//www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, ege.edu.ru,  reshuege.ru ,  alexlarin.net, shpargalkaege.ru/. где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимости для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

        Выпускникам рекомендую сайты с которых они могут скачать электронные учебные пособий, которые можно   использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения  предмету.

6 этап. Организация и проведение мониторинга.

    В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения

      В связи с реализацией ФГОС ООО и в рамках подготовки к ЕГЭ уже в 5 классах необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, результатов, используя контрольно-измерительные материалы. Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по математике  требуется разработать:

  1. содержание заданий для мониторинга;
  2. диагностические работы;
  3. инструкции по организации и проведению диагностических работ;
  4. бланки с заданиями для обучающихся;
  1.       бланки с ответами

таблицы учета времени выполнения диагностических работ.

Развернутое описание диагностической работы включает в себя: задания, перечень результатов, на получение которых они направлены, описание умений, характеризующих достижение этого результата, образец правильного ответа (для тестов),перечень критериев достижения планируемого результата.

Каждая из диагностических работ, проводимых в 5 классе,   Тематические контрольные работы, содержат 10 заданий. Каждая работа состоит из трех частей: А, В, С.

   Часть А направлена на проверку достижения уровня обязательной подготовки. Она содержит 5 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств и др.), владение основными алгоритмами.

   Часть В содержит 3 задания, при помощи которых проверяется умение применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, приёмов решения задач, а также применить знания в простейших практических ситуациях.

    При выполнении заданий части А и В учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

    Часть С направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 2 задания высокого уровня сложности, требующих развёрнутого ответа (с полной записью решения). При выполнении этих заданий учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые обоснования и пояснения.

Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что её изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. Для обучения на средней и старшей ступенях образования огромную роль играет успешное освоение программы учебного предмета «Математика» в 5 и 6 классах. Введение в штатный режим новый формы ГИА выпускников основной школы и ЕГЭ в старшей школе ставит перед учителем математики не только задачу научить математике, но и, что не менее важно, подготовить к итоговой аттестации в тестовой форме.

   Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение каждой части работы. Каждое задание части А оценивается в 1 балл, В – 2 балла, С – 3 балла. Таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 17. С помощью общего балла, расширяющего традиционную шкалу оценивания, во- первых, проводится более тонкая дифференциация математической подготовки, во-вторых, отметка несёт больше информации, Общий балл нагляден, легко интерпретирует учителем, учеником, родителями. Итак, шкала перевода набранных баллов в отметку:

    0-4 балла – «2»;

    5-8 баллов – «3»;

    9-12 баллов – «4»;

   13-17 баллов – «5».

   На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в тексты диагностических работ  свои коррективы.

График проведения диагностических работ содержится в тематическом планировании.

 В приложении 2 представлена входная   диагностическая  работа по математике 5 класс.

За каждую диагностическую работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, программный, творческий) смог пройти учащийся. При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы. Структура диагностической соответствует структуре работы предлагаемой выпускникам  11 класса на итоговой аттестации. Так практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем легче и эффективнее он их выполняет.

     Каждый выпускник проходит  "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно мною. Для каждого ученика отслеживается уровень его обученности в виде таблицы , в которой указываются баллы,  набранные после выполнения каждого теста, и школьная оценка. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету,  имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации, а также ведётся диагностика успешности учащегося.  Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся.  

 Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации. Провожу диагностику  всего класса по каждой теме.

   Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно – измерительным материалам. Нужно затем обязательно сохранить результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне обученности ученика.

  1. Результаты экзаменов в форме ЕГЭ.

  1. Заключение.

В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне в 2014-2015учебном году получить результаты ЕГЭ по математике на профильном уровне значительно выше средних по району и области и на 0,5 ниже по региону.

Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ и ГИА во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

Список литературы.

ЕГЭ 2015. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Ященко И.В. (2015, 272с.) 

ЕГЭ 2015. Математика. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Семенов А.В. и др. (2015, 88с.) 

ЕГЭ. 4000 задач с ответами по математике. Все задания. Базовый и профильный уровни. Ященко И.В. и др. (2015, 688с.) 

ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий. Под ред. Ященко И.В. (2015, 168с.)  

Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов. Радаева Е.А. (2013, 192с.) 

Готовимся к ГИА. Математика. 5 класс.  Донец Л.П. (2011, 64с.) 

Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Нелин Е.П. (2011, 128с.) 

Математика. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. (2010, 231с.) 

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник (профильный уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В. (2010, 424с.) 

Алгебра и начала математического анализа. 11ласс. В 2 ч. Ч.1. Учебник (профильный уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В. (2010, 424с.) 

Математика. 5 класс. Учебник. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. ФГОС 2014, 270с

Электронно-образовательные ресурсы.

http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия

http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки

http://www.egetrener.ru - видеоуроки

http://www.mathege.ru - открытый банк заданий

http://reshuege.ru/-онлайн тестирование

http://matematika.egepedia.ru

http://www.mathedu.ru

http://www.ege-trener.ru

http://egeent.narod.ru/matematika/online/

http://vkontakte.ru/app1841458 - приложение ВКонтакте

http://matematika-ege.ru

http://uztest.ru/

http://www.diary.ru/~eek - Математическое сообщество

http://www.pm298.ru/ справочник математических формул

http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=18 квадратичная функция: примеры и задачи с решениями

http://www.bymath.net/ элементарная математика

http://dvoika.net/ лекции

http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам

http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги

http://uniquation.ru/ru/ формулы

http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы

Приложение.

Приложение1

Карточка-тренажёр однотипных заданий (задание 9 профильный уровень)

  1. Найдите значение выражения .
  2. Найдите значение выражения .
  3. Найдите значение выражения .
  4. Найдите значение выражения .
  5. Найдите значение выражения .
  6. Найдите значение выражения .
  7. Найдите значение выражения .
  8. Найдите значение выражения .
  9. Найдите значение выражения .
  10. Найдите значение выражения .
  11. Найдите значение выражения .
  12. Найдите значение выражения .
  13. Найдите значение выражения .
  14. Найдите значение выражения .
  15. Найдите значение выражения .
  16. Найдите значение выражения .
  17. Найдите значение выражения .
  18. Найдите значение выражения .
  19. Найдите значение выражения .
  20. Найдите значение выражения .
  21. Найдите значение выражения .
  22. Найдите значение выражения .
  23. Найдите значение выражения .
  24. Найдите значение выражения .
  25. Найдите значение выражения .
  26. Найдите значение выражения .
  27. Найдите значение выражения .
  28. Найдите значение выражения .

Карточка-тренажёр однотипных заданий (7 задание профильный уровень)

  1. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  2. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  3. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  4. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  5. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  6. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  7. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  8. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  9. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  10. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  11. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  12. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  13. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  14. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
  15. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.

Разноуровневая  карточка- тренажёр с самоконтролем по теме «Показательные уравнения»

Уровень

сложности

Уравнения

Ответы

А

1

-1; 7

2

-1; 1

3

-4

4

-

5

1; 4

6

-3

7

8

-1; 3

9

0

10

5

11

-2; 1; 3

12

13

3

14

4

15

1

16

1

17

3

18

3

19

0; 1

20

1; 2

21

2

22

-1,5; -1

23

2

24

; 4

25

0,5

26

0

27

-1; 0

28

-1; 1

В

29

30

3

31

2

32

1

33

0

34

1

35

0

36

1,5

37

38

-2; 0

39

40

Отбери решения, принадлежащие промежутку

-

41

5

7

42

5

43

(5+2)+(5-2)=10

-1;1

44

()+()=8

-3;3

45

()+()=10

-

46

()+()=14

-4;4

47

()+()=14

-2;2

С

48

()=5

Нет корней

При каких значениях параметра р уравнение имеет единственное решение:

49

p

50

81

()

51

При каких значениях параметра, а уравнение не имеет корней: 25

[-9;9]

52

При каких значениях, а уравнение не имеет корней: 49

(-]

Приложение 2.

Образец входной диагностической работы по математике 2015-2015 учебный год.

Инструкция по выполнению работы.

  Работа состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 45 минут.

В части А – 5 заданий, в части В – 3, в части С – 2.

  1. К заданиям части А приводится варианты ответов (четыре ответа, из них верный только один). Надо обвести кружком букву, соответствующую верному ответу. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную букву и обведите новую.
  2. К заданиям части В полученный ответ надо вписать в отдельном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите новый.
  3. Задания части С выполняются на отдельных листочках или бланках с записью хода решения. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер.

  Все необходимые вычисления, преобразования и прочее выполняйте в черновике. Если задание содержит рисунок, то на нем можно проводить нужные линии, отмечать точки.

  Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Специфика контрольной работы.

Обозначение типов заданий:

В – задания с выбором ответа;

К – задания с кратким ответом;

Р – задания с развёрнутым ответом;

Уровни сложности задания:

Б- базовый;

П – повышенный;

В – высокий.

Структура диагностической работы .

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Число

заданий - 10

5

8

1

Тип заданий и форма ответа

A1–A5

с кратким ответом

в виде натурального

числа

B1–B3

с развернутым ответом

С1-С2

с обоснованием

выполненных действий

Уровень сложности

Базовый

Повышенный

Высокий

Проверяемый учебный

материал курсов математики

Математика начальная школа

Математика начальная школа

Математика начальная школа

Содержание и структура диагностической  работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету:

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • уметь выполнять вычисления и преобразования;
  • уметь расставлять порядок действий;
  • уметь решать уравнения;
  • уметь решать текстовые задачи;
  • уметь строить математические модели.

Обобщенный план варианта КИМ входной диагностической работы по математике

2015-2016уч. г.

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.

п/п

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые

требования

(умения)

Уровень сложности задания

Максимальный

балл

за выполнение

задания

Примерное

 время

выполнения

задания

 учащимся

1

А1

Уметь находить разность натуральных чисел

Б

1

2

2

А2

Уметь находить произведение натуральных чисел

Б

1

2

3

А3

Уметь находить  частное натуральных чисел

Б

1

2

4

А4

Уметь находить  площадь прямоугольника

Б

1

3

5

А5

Применять в процессе решения задачи

зависимости между величинами,

характеризующими процессы:

движения (пройденный путь, время, скорость)

Б

1

3

6

В1

Уметь находить неизвестный делитель

П

2

3

7

В2

Находить отношения между величинами:

«больше на (в) …», «меньше на (в) …»  

П

2

5

8

В3

Уметь находить периметр

и площадь квадрата

П

2

5

9

С1

Выполнять арифметические действия.

Уметь расставлять порядок действий.

В

3

10

10

С2

Применять в процессе решения задачи

зависимости между величинами,

характеризующими процессы:

движения (пройденный путь, время, скорость)

В

3

10

Информационные источники, использованные для составления КИМ диагностической работы по математике 5 класс. ФГОС. 2015-2016 уч.г.:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по математике.
  3. Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по математике.
  4. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике.
  5. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ № 1 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 72 с.
  6. Математика. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы. -  авт.-сост. Л.П. Попова. М.:  Вакр, 2013. – 96 с.  

Входная диагностическая работа в 5 классе.         1 вариант

Часть А

1.   Вычислите:   7324-2545=

1) 5889;    2)  9869       3)  4779     4)  4889

2.    Вычислите:   318 ∙ 32 =

1) 10076   2)  10176    3) 9176   4) 9286  

 

3.   Вычислите:   4824 : 36 =

1) 134   2)404    3) 128   4) 224

4.   Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

1) 34 см2    2) 17 см2      3)52 см    4)52 см2

5.   Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

1)  92км/ч     2) 3312 км/ч             3) 94 км/ч     4)84 км/ч  

 

Часть В

1. Решите уравнение  63 : х = 9

Ответ: ________________

2. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?

 Ответ: ________________

3. Из четырех одинаковых квадратов сложили один большой квадрат. Найти площадь большого квадрата, если периметр малого квадрата 32 см.

Ответ: ________________

Часть С

1. Вычислите:        7508 ∙ 207 – 23868 : 78 + 863879.

2. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного 3 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

        Входная диагностическая работа в 5 классе.                        2 вариант

Часть А

1.   Вычислите:   9342-5465=

1) 4807;    2)  4887       3)  4877     4)  3877

2.    Вычислите:   263 ∙ 21 =

1) 5523   2)  5565    3) 5573   4) 6573  

 

3.   Вычислите:   10836 : 43 =

1)207   2)252    3) 243   4) 235

4.   Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

1) 18 см2    2) 36 см2      3)72см2              4)42 см

5.   Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч.    Какое время он затратил на этот путь?

1)  3456 ч     2) 6 ч             3) 120ч     4)168 ч    

Часть В

1. Решите уравнение  54 : х = 6  

Ответ: ________________

2.  Галя прочитала 42 страницы, а ее сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

Ответ: ________________

3. Из четырех одинаковых квадратов сложили один большой квадрат. Найти площадь большого квадрата, если периметр малого квадрата 40 см.

Ответ: ________________

Часть С

1. Вычислите:        55470 : 86 + 9054 ∙ 502 – 19999.

2. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

Входная диагностическая работа  2015-2016 уч. г.  5 класс

Бланк ответов

Фамилия, имя _____________________________________________________________________

Класс                              Дата                                      Вариант  

Часть I

К каждому заданию (А1 – А5) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

задания

А1

А2

А3

А4

А5

верного

варианта

ответа

Часть II

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания (В1-В3). В бланк ответов введите только ответы без единиц измерения, как указано в задании.

задания

В1

В2

В3

Правильный

ответ

Часть III

Решение задания С1 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

  1. _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________

Решение задания С2 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

  1. _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию

Как учитель, работающий сравнительно недолгое время, но ежегодно сдающий ГИА и ЕГЭ, делюсь опытом работы. Надеюсь, что система подготовки, действующая в нашем ОУ, даст новые направления для деятельнос...

Из опыта работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике "Решение заданий С6"

В работе представлены  образцы решения типовых заданий С6 из сборников, предлагаемых учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, и необходимый теоретический материал....

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике

Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. 9 класс

из опыта работы по подготовке к ОГЭ  учащихся по математике 9 класс....

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. Информация о методах подготовки учащихся к ОГЭ, разбор некоторых задач с рахзвернутым ответом....


 

Комментарии