Технологическая карта урока математики в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Киреева Ираида Михайловна

Технологическая карта урока математики в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_6_klass.docx151.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ

Общая характеристика учебного занятия

Тема

Измерение углов

Цели занятия

Формирование навыков и умений, необходимых для измерения углов, работы с чертежными инструментами; развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности; воспитание аккуратности, товарищеской поддержки

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятие величины угла; инструменты измерения углов (транспортир)

Планируемый
результат

Предметные

УУД

Измерять, записывать, обозначать и сравнивать углы; распознавать и строить различные углы; работать с чертежными инструментами

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: развивать умение планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Познавательные: развивать познавательный интерес и воображение, геометрическую зоркость в творческой деятельности, интерес к оперированию геометрическими понятиями и образами, интерес к геометрии


Окончание табл.

Межпредметные связи

Учебный предмет
(курс)

Формы работы

Ресурсы

Геометрия, история

Групповая, парная, индивидуальная. Работа консультантов

Дидактический материал, модели углов, транспортиры (индивидуальные
и демонстрационные), плакаты

Пояснения: перед изучением данной темы учитель готовит 4–5 консультантов из учащихся класса по работе с транспортиром;
каждый консультант прикрепляется к группе учащихся

Структура учебного занятия (этапы)

Виды деятель-
ности на этапе

Планируемые
результаты

Содержание

1

2

3

Мотивационный этап

Организация учащихся, мотивация
к освоению нового. Актуализация предыдущих знаний. Формирование практического
навыка

Обеспечение мотивации к учению, принятие учащимися целей урока. Создание благоприятного психологического настроя на работу

– Сегодня мы будем работать с инструментом, с помощью которого научимся измерять
и строить углы.

– Отгадайте ребус:


Продолжение табл.

1

2

3

– Правильно, это слово «транспортир».

– Продолжим учиться работать с циркулем. Покажите, как вы умеете аккуратно выполнять построения, работать с карандашом и линейкой. Повторим виды углов.

Работа с инструментами и овладение умением производить элементарные построения.

– Мы начинаем работу с тренировки умения работать с циркулем.

Работа под руководством учителя.

– Постройте произвольную окружность. Разделите ее на четыре части, проведя два диаметра. Одну часть закрасьте цветными карандашами.

– Подумайте дома и найдите, пользуясь разными источниками, ответ на вопрос «Как называется закрашенная часть окружности?».

Устная работа.

– Углы, как и отрезки, можно сравнивать между собой. Сравните углы наложением.

Показ модели.

– Назовите углы, изображенные на рисунке. Какой из углов больше, почему?


Продолжение табл.

1

2

3

– Какие из углов, изображенных на рисунке, являются: а) острыми; б) тупыми; в) прямыми? Почему? Какой угол называется острым, тупым?

– Скажите, как можно сравнить два угла? (Наложением.)

Этап учебно-познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и от-

крытие новых
знаний

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запо-минания изученной темы «Измерение углов»

Введение понятия градус.

– Углы, как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения. Для этого используется инструмент, который называется транспортиром. Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы
в градусах.

– Как можно получить угол в 1 градус?


Продолжение табл.

1

2

3

История возникновения транспортира. 

Рассказ заранее подготовленного ученика.

– Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – «градус». Градусная мера сохранилась и до наших дней.

Помочь учащимся овладеть измерениями углов призваны задания, которые содержат
изображение транспортира. В них учащимся не надо для измерения углов прикладывать настоящий транспортир
.

– Назовите градусную меру углов: АОС, СОВ, АОK, АОD.

(Рис. из учеб.: Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс. М.: Мнемозина, 2009.)

Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости у учащихся

Упражнение «Потягивание кошечки»

Звучит инструментальная музыка.

Исходное положение: сидя, прогнуться в пояснице, кисти рук к плечам.


Продолжение табл.

1

2

3

Вдох – потянуться, руки вверх, кисти рук расслаблены.

Выдох – кисти рук к плечам, локти свести вперед.

Упражнение для сохранения зрения

Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на такое же время. Повторить
4–5 раз. Быстро поморгать в течение 10–12 секунд. Открыть глаза, отдохнуть 10–12 секунд.

Повторить несколько раз

Этап закрепления практических навыков

Работа с дополнительным дидактическим материалом

Развитие навыков геометрических построений. Готовность
и способность к саморазвитию, успешному сотрудничеству
со сверстниками

Выполнение заданий по теме «Виды углов» (работа в группах по карточкам).

1. Измерьте углы.

2. Измерьте углы, изображенные на рисунке, и запишите их градусные меры.


Продолжение табл.

1

2

3

(Рис. из кн.: Лебединцева Е. А. Математика. 5 класс. Тетрадь № 2: задания для обучения
и развития учащихся (дополнение к учебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»).
М.: Интеллект-Центр, 2007.)

Практическая работа.

1. Дополните чертежи изображением луча MN, чтобы были выполнены условия:

а)  NMT – развернутый, K   NMT;

б)  NMT – прямой, K   NMT;

в)  NMT = 60°, K   NMT;

г)  NMT = 120°, K   NMT.


Продолжение табл.

1

2

3

2. Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное время. Запишите градусные меры углов, которые образуют стрелки. Например:

15 часов

90°

а) 13 часов             б) 16 часов             в) 19 часов              г) 22 часа

(Рис. из кн.: Лебединцева Е. А. Математика. 5 класс. Тетрадь № 2: задания для обучения
и развития учащихся (дополнение к учебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»).
М.: Интеллект-Центр, 2007.)

3. Определите среди всех высказываний верные:

а) Развернутый угол больше прямого.

б) Если угол М равен 90°, то угол М тупой.

в) На чертеже  А >  В.


Продолжение табл.

1

2

3

г) Когда часы показывают 15 часов 30 минут, то стрелки образуют прямой угол

Игровой этап

Актуализация знаний в игровой форме. Организация сотрудничества
и совместной деятельности с учителем и сверстниками

Умение выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Дидактическая игра

– Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладоши; если неверное, то поднимаете вверх руку.

 Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры.

 Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы.

 Единицы измерения углов: градусы, минуты.

 Развернутый угол имеет градусную меру 100°.

 Развернутый угол имеет градусную меру 90°.

 Развернутый угол равен 180°.

 Прямой угол равен 160°.

 Прямой угол равен 90°.

 Острый угол больше прямого.

 Острый угол равен прямому.

 Острый угол меньше прямого.

 Тупой угол меньше прямого.

 Тупой угол всегда больше прямого и меньше развернутого.

 Угол, который меньше 90°, называется острым.

 Угол, который больше 90°, но меньше 180°, называется тупым углом.


Окончание табл.

1

2

3

Игра «Пантомима»

Каждая группа работает со своим консультантом. Консультант выбирает задание.

– Изобразите:

1) На прямой одна из точек лежит между двумя другими.

2) Точка делит отрезок на равные части.

3) Циркуль.

4) Центр окружности.

– Лучшая группа, правильнее и точнее других выполнившая свое задание, определяется по громкости ваших оваций (хлопки в ладоши)

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Ясное, точное,
грамотное изложение своих мыслей в устной речи;
обоснование своей точки зрения и уважительное отно-
шение к иным
мнениям

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

– Как называется прибор для измерения углов? Расскажите, как правильно измерять углы.

– В чем измеряются углы?

– Работа какого из консультантов вам понравилась больше и почему?

– Представьте себе, что занятие кружка уже закончилось. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем занятии. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать? Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Заполнение листа «Настроение»

Домашнее задание

Составить ребус, используя понятия по теме «Геометрические фигуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

технологическая карта урока математики 6 класс

Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.

Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение."  УМК "Школа России". Учебник  М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...

технологическая карта урока математики 5 класс

карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...