Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности
методическая разработка по математике по теме

Лаврова Антонина Андреевна

Развитие и формирование мативации учебной деятельности школьника-основная задача современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika2.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности.

 Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой новых  задач. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к  предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Учебная мотивация неразрывно связан с факторами успешности учения.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.  Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего потенциала личности ученика.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой их  системой, они переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности.

  Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, самоуважением.

Мотивация в преподавании математики по ФГОС

Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Л.С. Выготский писал: «Сама мысль рождается не от другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности».  Под мотивацией подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий. Это внутреннее чувство, которое заставляет человека делать что-то. Без мотивации мир бы замер. Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни.

Что же предпринимает на этапе мотивации учебной деятельности педагог, ведущий занятие по новым ФГОС? На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету или усидчивой работе, мотивация к теме урока.

Приемы мотивации к предмету

Цитата. («Великая книга природы написана математическими символами» – Галилей; «Математика - самая надежная форма пророчества» – В. Швебель; «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» – И. Кант)

Притча. Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало! Мораль:  приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».

Продолжение незаконченной фразы. Учитель предлагает учащимся фразу, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. Например, «В задачах тех ищи удачу, где …», «Математику уже затем учить надо, что …»

Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение относительно того или иного объекта, факта, процесса. Так, например, урок геометрии начинается с беседы учителя и учащихся: «Ребята, что вы любите больше: арифметику, алгебру, геометрию? Почему?», «Почему решение двух геометрических задач на  ГИА сделали обязательным?»

Вхождение в образ. Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…». «Представьте, что вы – учитель математики. Поделитесь своими ощущениями». «Представьте, что вы пирамида. Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?».

Приемы мотивации к теме урока.

Цитата. «Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.; «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»  – Энштейн. А.

Задача, обеспечивающая наилучшее вхождение в тему занятия. Например, при изучении  подобных треугольников предложить способы определения высоты дерева.

Проживание проблемной ситуации. Учитель моделирует ситуацию, реальную или фантастическую, и предлагает детям действовать в ее рамках. Ситуация содержит неявную проблему, которую дети вскоре обнаруживают. Осознание проблемы порождает желание и готовность приняться за ее решение. На уроке геометрии на тему «Серединный перпендикуляр» учащимся предлагается распределиться на группы по 4 человека. Три из них – это жители трех домов на хуторе, а четвертый – землекоп. Хозяева просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от всех трех домов. Учитель предлагает детям задание: дайте совет землекопу, каким способом он может рассчитать место для будущего колодца. Попытки учащихся решить задачу уже известными способами оказываются неэффективными, что побуждает к поиску дополнительной информации (Автор В. А. Патрушева, Санкт-Петербург).

Парадокс. Учитель моделирует ситуацию, содержащую парадокс. Его обнаружение вызывает у детей чувство удивления, недоумения и, как следствие, порождает вопросы. (Опоясали Землю веревкой по экватору, а цирковую арену по окружности. В каждом случае осталось лишних 10 метров. Тогда концы веревки соединили и расправили веревку так, чтобы с экватором и ареной получилась концентрическая окружность. Спрашивается, где будет больший зазор: между веревкой и Землей или между веревкой и ареной? Простейшие вычисления            2π(R + х) - 2πR  =10, х=10/2π  показывают, что зазор получается около полутора метров и не зависит от длины окружности вообще).

Мотивация требует цели. Использование мотивации возможно только, когда  учитель  имеет достаточно ясное представление о желаемом результате.

Наш организм это универсальный механизм по сбережению энергии. Он должен или получать удовольствие от того чем мы занимаемся — запасать энергию, или видеть как мы заметно развиваемся в неприятной для нас деятельности — видеть, что расход энергии снижается. Если прогресса нет, то самомотивация становится очень трудным занятием, идущим вразрез с естественными принципами — законом сохранения энергии или, как говорят в народе, лени. Можно пойти против кого угодно, но с природой лучше не соперничать, а сотрудничать.

Мы должны постоянно предъявлять нашей самомотивации веские доказательства успешности.  Простой вопрос «сколько» поможет измерить результаты и сохранять фокусировку на  цели? Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Прочитал 20 страниц из полезной книги — это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам — это прогресс.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

● Мотивация – один из факторов успешного обучения  учащихся   на уроках.

●Снижение положительной мотивации  учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

● Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную  мотивацию, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции.

Литература:

 Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология»,

Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком

Статья "Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком"...

Презентация "Мотивация как основа успешной учебной деятельности"

Для работы  с педагогами по психологическому просвещению....

Эссе по теме: «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии»

Эссе по теме:«Система и структура учебной деятельностив контексте современной методологии»...

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Материал может быть использован для выступления на мо, педсовете....

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности....

Реализация воспитательного компонента в учебной деятельности

Воспитательный компонент-компонент целостного педагогического процесса, охватывающий все составляющие образовательной системы школы и направленный на реализацию...