Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.
статья по истории по теме
Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Елена Анатольевна
заместитель директора по УВР,
учитель истории высшей категории
МОУ СОШ №11
Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности
на уроках истории.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.
Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом
Еще Ушинский говорил - Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.
Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту
- Интерес к информации (познавательная потребность).
- Интерес к способу действия.
- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
- Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
- Потребность в самообразовании и (или) самовоспитании.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Избегание наказания (физического или морального).
- Получение материальных выгод и преимуществ.
Прошу обратить внимание коллег на позиции с 4-ой по 8-ую именно данные источники, потребности я стараюсь развивать на уроках.
В своей деятельности я реализую идеи профессора, доктора педагогических наук Третьякова Петра Ивановича,в 2008 году мне удалось дважды быть слушательницей и участницей курсовых занятий профессора.
В основе учения Третьякова П.И. – учение о психодидактике - науке о взаимосвязи и взаимодействии психологических учений и дидактических принципов. В процессе психического развития осуществляется творческое развитие, грамотно используя дидактические приемы, развивается ученик и умения ученика - самоанализ, самопланирование, самоконтроль, самокоррекция.
Учитель и ученик в учебной деятельности проходят рядом 3 этапа.
- ориентировочно-мотивационный
- операционно-исполнительный
- рефлексивно- оценочный
Чему учу своих учеников | |
| учащийся должен сам сформулировать для себя цель и основную учебную задачу |
| ученик планирует совместно с учителем свои действия и возможности в решении этой задачи |
3. рефлексивный | ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата |
Итак, 1 этап, ученик ставит сам цель урока и учебную задачу.
Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар». Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия.
Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля! Уже ты за холмом», или использую прием «Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.
Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги на 3 этапе урока.
У каждого учителя накоплен достаточно большой арсенал поддержания познавательного интереса учащихся занимательными историями и проблемами.
И если у ребенка возникнет познавательная потребность или потребность в самообразовании – будет облегчен второй этап учебной деятельности – операционный.
2 этап - самый трудный этап и требующий огромных затрат учителя.
| ученик планирует совместно с учителем свои действия и возможности в решении этой задачи |
Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. В моем арсенале имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора.
Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор- составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала.
Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.
Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех.
Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.
Третий уровень это – творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания). Обычно оно выполняется на добровольных началах.
Возможно и другое применение разноуровневых заданий - учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.
Мною разработаны разноуровневые задания по всем ключевым темам курсу истории России для учащихся 7-ого класса.
Большими возможностями обладает групповая и парная работа.
Главное правило групповой деятельности - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей.
Необходимые условия групповой работы – состав группы- 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе.
Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.
Например, - функциональные роли
Организатор, генератор идей, исполнитель идей, эрудит, критик,
эстет, эксперт,
- коммуникационные роли
лидер, организатор, адвокат, судья, посредник, оптимист, пессимист,
конформист, воспитатель.
Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.
Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и вовремя повторительно-обобщающих или уроков-игр.
С 2005 года мои ученики работают над проектами, самостоятельно готовят презентации. Например, в 8-ом классе изучая тему «Внешняя политика во 2 пол. 19 века», группы ребят работали над проектами по темам «Европейское направление внешней политики России во 2-ой пол. 19 века», «Политика России в Средней Азии», «Дальневосточная политика », «Сравнительная характеристика политики Александра 2 и Александра 3», «Балканский кризис во 2-ой пол. 19 века».
Заканчивая изучать курс истории в 7-ой классе – учащиеся готовили презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе - «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Петр 1 – то академик, то герой то мореплаватель, то плотник», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».
Сейчас у меня собрана коллекция презентаций к урокам, созданная мною и моими учениками.
Групповая работа используется мною и на лабораторных занятиях.
Группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе проводится лабораторное занятие по теме «Внутренняя политика Николая 1», группы ребят работает по темам «Личность Николая 1», «Русское общество в эпоху Николая 1», «Система государственного управления (военные и чиновники)», «Система государственного управления III отделение», «Крестьянский вопрос».
В конце занятия делаются выводы.
В 7-ом классе проведено лабораторное занятие «Быт и развлечения дворян 18 века».
Данное занятие требовало большой подготовки. Учащимся был дан алгоритм работы, например.
1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
2. Интерьер господского дома.
3. Предметы в доме.
4. Мода во второй половине XVIIIв.
5. Прически, предметы туалета.
6. Питание в XVIII в.
7. Развлечения русских дворян столичные и деревенски
Мною широко используется парная работа. В 5-6 классе я использую прием «Мамина оценка», где в паре дома работают ученик и мама. Родители спрашивают и ставят оценки своим детям строже, чем я, оценки родителей обязательно ставятся в журнал.
Использую метод «Перекрёстный огонь » - состязание в знаниях между двумя парами учащихся. На одни и те же вопросы (устно) отвечают две пары учащихся.
Другой вариант две пары учащихся состязаются в знаниях и умении составлять вопросы.
В классе в паре учащиеся работают над историческими документами, творческими заданиями, например, составлением ребусов, исторических задачек, плакатов, кроссвордов.
В своей работе я использую возможности мобильного компьютерного класса – учащиеся имеют возможность работать в группе, в паре в своём темпе, режиме, выбирая соответствующие задания. Так, в этом учебном году был проведен повторительно-обобщающий урок «Россия в 18 веке».
Большим подспорьем формирования информационной культуры учителя и ученика является Интернет.
Наиболее интересным д/заданием для увлекающихся историей ребят является «Поиск в Интернете противоречивых точек зрения». Конечно сайты, где можно взять этот материал я сама указываю ребятам. А дальше – идет самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Я отказалась от докладов в компьютерном варианте - все доклады и сообщения ученики делают от руки в рабочей тетради.
3. рефлексивный | ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата |
3-ий этап- рефлексивный.
Этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения. Поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”.
Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы.
Вопросы: | “5” | “4” | “3” |
1. Как я усвоил материал? |
|
|
|
2. Как я работал? |
|
|
|
3. Со всеми заданиями справился на |
|
|
|
Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет
Вопросы: | да | нет |
1. Получил прочные знания |
|
|
2. Мало, что понял, необходимо поработать |
|
|
3. Со всеми заданиями справился сам |
|
|
4. Работа была неинтересная |
|
|
Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения на уроках истории
Учитель, планируя урок или занимаясь самоанализом урока, должен ставить цель, что он будет развивать, обучать или натаскивать....
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
«Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»
Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»...
Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики
Педагогический проект: Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики...
Презентация " Активные формы обучения на уроке истории"
Ознакомление с методами активизации учащихся на уроке истории....
Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...