Эссе по теме: «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии»
статья на тему
Эссе по теме:
«Система и структура учебной деятельности
в контексте современной методологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по теме:
«Система и структура учебной деятельности
в контексте современной методологии»
Работу выполнила Лиманова Е.В.
Учитель математики МБОУ СОШ № 10
г. Коломна, 2014 г.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
«Учебная деятельность» (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике .
1.Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2.В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке Л.Г. Петерсон «Учебная деятельность - это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни». Таким образом, уметь учиться - это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.
Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон): 1) Мотивация. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: а) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); б) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); в) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни).
2) Пробное действие. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания (актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия
3) Затруднение (исследование, критика, проект – цель проекта) – рефлексивный метод. На данном этапе учащиеся должны: а) восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; б) соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4) Реализация проекта. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5) Самоконтроль
6) Самооценка
В рамках деятельностной технологии особое внимание предлагается уделить контрольно-оценочной деятельности. Целесообразно развести контроль и оценку как учебное действие школьников и контроль т оценку как педагогическое действие.
Контроль и оценка с позиций ученика есть действие, позволяющее ему установить правильность и полноту выполняемых операций, посредством которых реализуется изученный способ (контроль), а также определять степень освоенности способа (оценка).
При использовании деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства: а) урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач; б) учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения; в) урок – мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся; в) урок – консультация – место «умных» вопросов (определение границы знания и незнания ребенка по его запросу); урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы).
Особо выделяется в учебном процессе время решения разных видов проектных задач. Как мы знаем проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в основной школе.
Основная задача учителя, которую ставит перед ним ФГОС – 2: перевод содержания образования в деятельностную парадигму. Поэтому каждый учитель сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить?
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» как раз и предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы на основе новой открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Системно-деятельностный подход позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки и коммуникативного взаимодействия. Ценностные ориентиры формирования у учащихся умения учиться и готовности саморазвитию не являются новыми для педагогики. Новое то, что эта задача впервые выводится на уровень стандартизированного результата, а не просто мнения, рассуждения, концепции. Новое то, что касается сегодня каждого педагога, потому что мы не можем лишить ни одного ребенка шанса успешной самореализации в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком
Статья "Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком"...
Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»
Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
материал для педагогов...
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности
Развитие и формирование мативации учебной деятельности школьника-основная задача современной школы....
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Материал может быть использован для выступления на мо, педсовете....
Виды организации учебной деятельности в современной школе.
Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке. Выделяют два осно...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности....