Урок по курсу "Экономический практикум":"Старинные русские меры длины".
план-конспект урока (10 класс)
Старинные русские меры длины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_starinnye_mery_dliny.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Открытый урок-исследование
по курсу: «Экономический практикум»
«Старинные русские меры длины».
10 класс
Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна
Смоленск 2016
Тема урока: «Старинные русские меры длины».
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок «Образец исследования» (начальный уровень).
Цель урока: на основе исследования происхождения и применения русских старинных мер длины показать преимущество единой метрической системы.
Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; помочь им самостоятельно познакомиться со старинными русскими мерами длины.
Развивающая: развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение; продолжить работу с учащимися по формированию навыка организации своей деятельности.
Воспитательная: развивать умение работать в коллективе, принимать суждения товарищей и учителей.
Оборудование:
- Измерительные приборы: рулетка, сантиметровая лента, линейка;
- Компьютер с выходом в сеть INTERNT;
- Справочная литература;
- Папка исследователя.
Ожидаемые результаты:
Коммуникативные: умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,строить монологическое высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, способность к самооценке,принятие суждений учителей, товарищей.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебнуюзадачу, осознанно действовать на основе разных видов инструкций,осуществлять коллективный поиск средств выполнения учебных и практических задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: умение осуществлять поиск и запись информации,анализ объектов,проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
План урока.
- Организационный момент. 1 мин.
- Актуализация знаний. 5мин.
- Создание проблемной ситуации, постановка
проблемы исследования, определение темы.2 мин.
- Формулирование цели исследования. 2 мин.
- Выдвижение гипотезы. 2 мин.
- Составление плана исследования. 5 мин.
- Проверка гипотезы.Интерпретация полученных данных. 18 мин.
- Вывод по результатам исследовательской работы. 3 мин.
- Рефлексия. 2 мин.
- Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас завершающее занятие по теме: «Меры длины в экономике».
Сегодня на уроке вы сидите необычно (за общим столом) и работать будете необычно – как единая команда.
И перед тем как преступить к работе, нам необходимо договориться о правилах поведения во время работы:
- У любой команды должен быть капитан, который будет организовывать работу команды и докладывать о результатах ее выполнения. (выборы капитана)
- В процессе выполнения заданий вы можете совещаться, пользоваться инструментами, книгами, калькулятором, компьютером, которые вы видите перед собой.
- Вам разрешается вставать, перемещаться по классу, если это необходимо.
- Разговаривайте не громко, передвигайтесь спокойно и аккуратно.
- В процессе выполнения заданий, вы можете делать черновые записи на приготовленных листах.
- Перед вами на столе лежит папка, в ней задания, которые расположены и пронумерованы в порядке их выполнения на уроке. Папку мы отдадим капитану.
- Актуализация знаний.
I Выполните задание:
1 м = см 1 см = мм 1 дм = см 1 км = м
1 м 45 см = 3 м 9 см = 6 см = 75 см = 458 см =
10, 12, 9, 13,11 |
До начала работы, нам необходимо повторить основные понятия, изученные ранее.
II Вспомните и ответьте на вопросы:
- В каких отраслях экономики применяются единицы длины? (торговля, промышленность, строительство, сельское хозяйство)
- Торговля, какими товарами, требует проведения измерений длины? (торговля тканями, галантереей, строительными материалами)
- Какие инструменты используют для измерения длины?
(линейка, сантиметровая лента, рулетка)
- Что такое «Международная система единиц СИ», для чего она была принята? (международная система единиц измерения, принята для обеспечения единства измерений, в удобства международного сотрудничества внауке, промышленности, торговле)
- Какие единицы длины вы знаете, назовите в порядке возрастания? (мм, см, дм, м, км) Какая единица является базовой в системе СИ?
- Создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования, определение темы.
«От горшка два вершка», «Каждый купец на свой аршин меряет», «У него косая сажень в плечах», «Сам с ноготок, а борода - с локоток ».Все вы слышали эти поговорки, а знаете ли вы, что они обозначают.
(ученики пытаются объяснить смысл поговорок)
Смысл, каких слов в этих поговорках, вам не понятен? (вершок, сажень, локоток, аршин)
Все эти слова – это старинные русские меры длины. Наши предки использовали их для проведения измерений в домашнем и сельском хозяйстве, торговле, производстве товаров. Сейчас эти слова мы можем встретить в литературных произведениях, пословицах и поговорках. А вот при измерениях эти единицы в наше время не используются. Эти меры длины нам и предстоит изучить.
Сформулируем тему урока: «Старинные русские меры длины».
(Слова «Тема урока» написаны на доске заранее, ученики формулируют название темы, учитель записывает ее на доске)
- Формулирование цели исследования.
Итак, сегодня мы будем исследовать старинные русские меры длины. Что же вы должны узнать?
Как назывались старинные меры длины?
Способ измерения.
Какова их приблизительная величина?
Почему в современной экономике не используются старинные русские меры длины? – это главный вопрос, на который надо найти ответ.
- Выдвижение гипотезы.
Попытайтесь предположить: Почему в современной экономике не используются старинные русские меры длины?
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
(Если выдвижение гипотезы вызывает затруднение, то ее формулировку можно провести после сбора информации)
- Составление плана исследования.
- С чего начинается любое исследование? (сбор информации)
Какие способы добычи информации вы знаете? (подумать самому, прочитать в книге, спросить у других, найти в системе INTERNETи др.)
По мере называния способов добычи информации на столе выкладываются карточки с символическим изображением способа.
Давайте из всего названного выберем те способы добычи информации, которыми мы сможем воспользоваться на уроке. (INTERNET, подумать самому, книги, спросить, эксперимент)
- Прежде, чем приступить к сбору материала, давайте договоримся о способе его фиксации. Какие способы фиксации информации вы знаете? (запомнить, записать, нарисовать, оформить в виде таблицы, схемы и др.)
По мере называния способов фиксации информации на столе выкладываются карточки с символическим изображением способа.
Давайте из всего названного выберем те способы фиксации информации, которыми мы сможем воспользоваться на уроке. (записать, зарисовать, оформить в виде таблицы)
- Обобщение информации, вывод по результатам исследования. Какие способы обобщения информации вы знаете? (сообщение, доклад, таблицы, схемы и др.) Выберем способ обобщения информации. (сообщение)
- Проверка гипотезы.
(самостоятельная работа учащихся по плану)
- Интерпретация полученных данных.
Таблица 1.
Мера длины | Локоть | Сажень | Аршин |
Способ измерения | |||
Приблизительное значение |
Таблица 2.
Измеряемый | Локоть | Сажень | Аршин |
Артем | |||
Виктория | |||
Елизавета | |||
Елена | |||
Карина | |||
Павел |
Таблица 3.
Характеристика | Локоть | Сажень | Аршин |
Приблизительное значение величины | |||
Среднее арифметическое |
- Вывод по результатам исследовательской работы.
Сообщение по результатам исследования:
Сегодня на уроке мы исследовали ____________________________________.
Мы узнали, что до введения Международной системы единиц в экономической деятельности на Руси применялись такие единицы измерения длины как, ________________________________________________________.
В современном мире старинные меры длины утратили свое значение по причине ______________________________________, так как размеры _______________________________________________________________. Поэтому в настоящее время в Российской экономике используют меры Международной системы СИ, которые точны и удобны в применении.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старинные русские меры длины
Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...
Старинные русские меры длины, веса, объёма
Старинные русские меры длины, веса, объёма....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13
работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...
Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"
Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...
Учебный проект "Старинные русские меры длины"
Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...
Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...