Урок по курсу "Экономический практикум":"Старинные русские меры длины".
план-конспект урока (10 класс)

Старинные русские меры длины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_starinnye_mery_dliny.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Открытый урок-исследование

по курсу: «Экономический практикум»

«Старинные русские меры длины».

10 класс

Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна

Смоленск 2016


Тема урока: «Старинные русские меры длины».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Цель урока: на основе исследования происхождения и применения русских старинных мер длины показать преимущество единой метрической системы.

Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; помочь им самостоятельно познакомиться со старинными русскими мерами длины.

Развивающая: развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение; продолжить работу с учащимися по формированию навыка организации своей деятельности.

Воспитательная: развивать умение работать в коллективе, принимать суждения товарищей и учителей.

Оборудование:

  • Измерительные приборы: рулетка, сантиметровая лента, линейка;
  • Компьютер с выходом в сеть INTERNT;
  • Справочная литература;
  • Папка исследователя.

Ожидаемые результаты:

Коммуникативные: умение использовать речевые  средства для решения различных коммуникативных задач,строить монологическое высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные: учебно-познавательная мотивация,        способность к самооценке,принятие суждений  учителей, товарищей.

Регулятивные:        умение принимать и сохранять учебнуюзадачу, осознанно действовать на основе разных видов инструкций,осуществлять коллективный поиск средств выполнения учебных  и практических задач,  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, самостоятельно    оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: умение осуществлять поиск и запись информации,анализ объектов,проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.        

План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Актуализация знаний. 5мин.
  3. Создание проблемной ситуации,  постановка

проблемы исследования, определение темы.2 мин.

  1. Формулирование цели исследования. 2 мин.
  2. Выдвижение гипотезы. 2 мин.
  3. Составление плана исследования. 5 мин.
  4. Проверка гипотезы.Интерпретация полученных данных. 18  мин.
  5. Вывод по результатам исследовательской работы. 3 мин.
  6. Рефлексия. 2 мин.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас завершающее занятие по теме: «Меры длины в экономике».

Сегодня на уроке вы сидите необычно (за общим столом) и работать будете необычно – как единая команда.

И перед тем как преступить к работе, нам необходимо договориться о правилах поведения во время работы:

  1. У любой команды должен быть капитан, который будет организовывать работу команды и  докладывать о результатах ее выполнения. (выборы капитана)
  2. В процессе выполнения заданий вы можете совещаться, пользоваться инструментами, книгами, калькулятором, компьютером, которые вы видите перед собой.
  3. Вам разрешается вставать, перемещаться по классу, если это необходимо.
  4. Разговаривайте не громко, передвигайтесь спокойно и аккуратно.
  5. В процессе выполнения заданий, вы можете делать черновые записи на приготовленных листах.
  6. Перед вами на столе лежит папка, в ней задания, которые расположены и пронумерованы в порядке их выполнения на уроке. Папку мы отдадим капитану.

  1. Актуализация знаний.

I Выполните задание:

  1. Вставьте пропущенные числа:

1 м =         см

1 см =       мм

1 дм =       см

1 км =       м

  1. Запишите числа, полученные при измерении длины в виде десятичных дробей:

1 м 45 см =

3 м  9 см  =

        6 см =

      75 см =

    458 см =

  1. Вычислите среднее значение чисел:

10, 12, 9, 13,11

До начала работы, нам необходимо повторить основные понятия, изученные ранее.

II Вспомните и ответьте на вопросы:

  1. В каких отраслях экономики применяются единицы длины? (торговля, промышленность, строительство, сельское хозяйство)
  2. Торговля, какими товарами, требует проведения измерений длины? (торговля тканями, галантереей, строительными материалами)
  3. Какие инструменты используют для измерения длины?

(линейка, сантиметровая лента, рулетка)

  1. Что такое «Международная система единиц СИ», для чего она была принята? (международная система единиц измерения, принята для обеспечения единства измерений, в удобства международного сотрудничества внауке, промышленности, торговле)
  2. Какие единицы длины вы знаете, назовите в порядке возрастания?  (мм, см, дм, м,  км) Какая единица является базовой в системе СИ?

  1. Создание проблемной ситуации,  постановка проблемы исследования, определение темы.

 «От горшка два вершка», «Каждый купец на свой аршин меряет»,  «У него косая сажень в плечах», «Сам с ноготок, а борода - с локоток ».Все вы слышали эти поговорки, а знаете ли вы, что  они обозначают.

(ученики пытаются объяснить смысл поговорок)

Смысл, каких слов в этих поговорках, вам не понятен? (вершок, сажень, локоток, аршин)

Все эти слова – это старинные русские меры длины. Наши предки использовали их для проведения измерений в домашнем и сельском хозяйстве, торговле, производстве товаров.  Сейчас эти слова мы можем встретить в литературных произведениях, пословицах и поговорках. А вот при измерениях эти единицы в наше время не используются. Эти меры длины нам и предстоит изучить.

Сформулируем тему урока: «Старинные русские меры длины».

(Слова «Тема урока» написаны на доске заранее, ученики формулируют название темы, учитель записывает ее на доске)

  1. Формулирование цели исследования.

Итак, сегодня мы будем исследовать старинные русские меры длины. Что же вы должны узнать?

Как назывались старинные меры длины?

Способ измерения.

Какова их приблизительная величина?

Почему в современной экономике не используются старинные русские меры длины? – это главный вопрос, на который надо найти ответ.

  1. Выдвижение гипотезы.

Попытайтесь предположить: Почему в современной экономике не используются старинные русские меры длины?

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

(Если выдвижение гипотезы вызывает затруднение, то ее формулировку можно провести после сбора информации)

  1. Составление плана исследования.

  1. С чего начинается любое исследование? (сбор информации)

Какие способы добычи информации вы знаете? (подумать самому, прочитать в книге, спросить у других, найти в системе INTERNETи др.)

По мере называния способов добычи информации на столе выкладываются карточки с символическим изображением способа.

Давайте из всего названного выберем те способы добычи информации, которыми мы сможем воспользоваться на уроке. (INTERNET, подумать самому, книги, спросить, эксперимент)

  1. Прежде, чем приступить к сбору материала, давайте договоримся о способе его фиксации. Какие способы фиксации информации вы знаете? (запомнить, записать, нарисовать, оформить в виде таблицы, схемы и др.)

По мере называния способов фиксации информации на столе выкладываются карточки с символическим изображением способа.

Давайте из всего названного выберем те способы фиксации информации, которыми мы сможем воспользоваться на уроке. (записать, зарисовать, оформить в виде таблицы)

  1. Обобщение информации, вывод по результатам исследования. Какие способы обобщения информации вы знаете? (сообщение, доклад, таблицы, схемы и др.) Выберем способ обобщения информации.  (сообщение)

  1. Проверка гипотезы.

(самостоятельная работа учащихся по плану)

  1. Интерпретация полученных данных.

Таблица 1.

Мера длины

Локоть

Сажень

Аршин

Способ измерения

Приблизительное значение

Таблица 2.

Измеряемый

Локоть

Сажень

Аршин

Артем

Виктория

Елизавета

Елена

Карина

Павел

Таблица 3.

Характеристика

Локоть

Сажень

Аршин

Приблизительное значение величины

Среднее арифметическое

  1. Вывод по результатам исследовательской работы.

Сообщение по результатам исследования:

Сегодня на уроке мы исследовали ____________________________________.

Мы узнали, что до введения Международной системы единиц в экономической деятельности на Руси применялись такие единицы измерения длины как, ________________________________________________________.

В современном мире старинные меры длины утратили свое значение по причине ______________________________________, так как размеры _______________________________________________________________. Поэтому в настоящее время в Российской экономике используют меры Международной системы СИ, которые точны и удобны в применении.

  1.   Рефлексия.

На уроке я работал       

                  

активно / пассивно

Своей работой на уроке я   

           

доволен / не доволен

Урок для меня показался   

           

коротким / длинным

За урок я                               

          

не устал / устал

Мое настроение                             

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был              

полезен / бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...

Учебный проект "Старинные русские меры длины"

Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...

Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...